Новые правила игры. Как продать актив и не получить иск от партнера?
Нововведения могут быть интересы и полезны предпринимателям, а также руководителям компаний.
Каждый предприниматель знает, что ключевой аспект любого бизнеса — это сделки. И, конечно, при заключении любой сделки немаловажно, чтобы партнеры были надежны — как внешние, так и внутренние. Не секрет, что формирование команды является одним из факторов развития компании. Именно от команды может сильно зависеть, будет ли развиваться ваше дело как «система» или продолжит развиваться в «ручном» режиме.
Однако рост бизнеса и необходимость делегирования создают новые вызовы в лице необходимости контроля. В целях указанного контроля существует особый механизм заключения крупных сделок.
Указанный механизм предусматривает необходимость получения специального одобрения заключаемых сделок, если такие сделки одновременно подходят под два критерия:
- Количественный
- Качественный
Первый критерий включает в себя все сделки стоимость (цена) которых превышает 25% от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Второй же критерий заключается в экстраординарности сделки, т.е. сделка выходит за пределы обычной деятельности и не является типовой. Например, если вы продаете софт или оказываете образовательные услуги в качестве онлайн школы, то под этот критерий может попасть сделка займа или получение кредита в банке.
Вышеуказанные критерии имеют значение при совершении сделок, тк. не соблюдая специальный порядок одобрения, такие сделки могут быть оспорены.
Кейс из личной практики
Из личного профессионального опыта сталкивался с довольно «забавной» ситуацией. Коммерческая фирма оказывала другой организации (назовем ее ООО «Ёжик») услуги по предоставлению доступа к своему ПО (так называемая модель SaaS). Оплата производилась помесячно. Доступ предоставлялся. Продуктом пользовались, все довольны.
Однако где-то спустя шесть месяцев возник иск от собственника ООО «Ёжик» об оспаривании сделки, заключенной между организациями. Как оказалось, сделка была крупной, не был соблюден порядок одобрения, её признали недействительной с соответствующими последствиями.
В ином случае возникла бы стандартная ситуация: мы возвращаем деньги, а вы — товар. Но в приведенном случаи товар априори в силу своей специфики не может быть возращен, т.е. клиент IT компании попользовался ПО в течение 6 месяцев, затем отпала необходимость, и он через приведенную схему вернул себе деньги.
Можно ли было что-то сделать? Безусловно, если бы IT-компания приняла необходимые меры предосторожности.
Инновации 2025 года
В 2025 году, в рамках судебной практики, произошли изменения, в результате чего усилилась роль «качественного критерия», и указанные изменения необходимо учитывать, чтобы внезапно не получить иск об оспаривании сделки.
«Сделка может быть признана крупной для целей её оспаривания, если совершение такой сделки (сделок) привело или могло привести к утрате возможности осуществления обществом одного или нескольких относительно самостоятельных видов деятельности»
Таким образом, если, например, вы продаете актив стоимость которого составляет менее 25% от балансовой стоимости, но он имеет самостоятельное бизнес значение, такая сделка все равно будет считаться крупной и требовать специального порядка одобрения.
В завершении иллюстрирующий пример.
Строительная компания решила использовать одну из имеющихся у неё площадей для открытия ресторана. Была произведена калькуляция затрат, приобретено оборудование, сделан ремонт, отобран необходимый персонал, а затем все это было передано дочернему обществу строительной компании; сумма сделки составила не более 5% от балансовой стоимости.
Суд квалифицировал сделку как крупную, руководствоваясь тем, что передаётся не просто актив, а целый «бизнес», передача которого лишила первоначальное общество возможности вести дополнительную деятельность.
Если понравилась статья ставим лайк, распространяем информацию.