Улыбнитесь, вас снимают, или пару слов о правах автора на контент.
Представьте ситуацию: вы решили устроиться в заведение, работаете, а потом ваш работодатель говорит, что теперь вы ещё должны делать контент в соцсетях. Кому теперь принадлежит контент?
Спустя определённое время вы решили уволиться, и возникает вопрос: а что делать с контентом? Кому теперь он принадлежит? Ведь сделанные вами фотографии и reels очень хорошие. Они ведь могли бы вам еще пригодиться. И могут ли вас после увольнения заставить его удалить?
Давайте разберемся в вопросе.
Какими правами обладает создатель фотографии.
Любому автору произведения изначально принадлежат следующие права: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, права на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
Что это значит простым языком? Если вы сделали фото, вы имеете право указывать, что вы автор фотографии, распоряжаться фотографией, требовать от других, чтобы они не использовали вашу фотографию. Если еще короче – вы владелец фотографии.
Служебные произведения.
Авторские права на произведения литературы, науки, искусства, созданные в пределах установленного для работника трудовых обязанностей, принадлежат автору.
Однако исключительные права на служебные произведения принадлежат работодателю, если трудовым договором или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено другое.
Одновременно стоит отметить, что в случае использования служебного произведения работодателем, или работодатель передаст исключительное право иному лицу, в течение 3 лет с момента предоставления работодателю служебного произведения в распоряжение, автор имеет право на вознаграждение.
Другими словами, если ваша фотография относится к служебному произведению, то по общему правилу вы как автор лишаетесь прав на неё, за исключением упоминания вас как автора. Однако работодатель обязан выплачивать вам вознаграждение.
Чтобы произведение признали служебным необходимо соблюдение следующих условий:
заключение трудового договора;
создание произведения входит в круг должностных обязанностей работника;
используются ресурсы (офис, техники, софт и тд.)
Если же вышеперечисленные условия отсутствуют, поздравляю: вы всё ещё обладатель исключительных прав на произведение (фотографии, рилс, посты и тд.).
Примеры
Если вы написали статью или сняли видеоролик для канала/сайта работодателя, это можно рассматривать как служебное произведение.
Если же вы сделали это со своего ноутбука в своем блоге/ТГ-канале это, скорее всего, будет не служебное произведение.
О вознагражении.
Сумма вознаграждения, порядок выплаты и условия определяются по соглашению сторон или на основании решения суда.
Важно учесть, вознаграждение не относится к вашему окладу. Это именно отдельное вознаграждение, выплачиваемое вам за ваш контент. Оно должно быть отдельно прописано в соглашении с вашим работодателем и предусматривать механизм расчета вознаграждения.
Также важный момент. Даже если вы уволились/вас уволили вам также обязаны продолжать выплачивать вознаграждение. Решили оставить вас без денег? Можете смело обращаться в суд.
Может ли претендовать на ваше вознаграждение начальник, если он допустим маркетолог и отдавал вам команды?
Нет. Автором служебного произведения признают только того, кто внес творческий вклад (ст. 1228 ГК РФ). Если маркетолог лишь формулировал требования и проверял результат без творческой обработки, он не автор. Вознаграждение и права принадлежат тому, кто непосредственно создавал объект.
Выводы.
А теперь вернемся к начальной ситуации. Вы теперь делаете reels, сторис, фото.
Ваш договор не предусматривает в момент подписание таких обязанностей. Инструкцию где перечислены указанные действия вы не подписывали. Вы делаете это со своего ноутбука, своего канала Rutube или блога в TG или же «Lockgramm», какой вывод?
Скорее всего, весь созданный контент является вашим, и все требования вашего работодателя об удалении или еще чего-либо являются незаконными.
P.S. не является юридической консультацией, в случае схожей ситуации рекомендуется обратиться к специалисту для разрешения конкретно вашего кейса.
Cтавьте лайк, подписываетесь, пересылайте.