На что смотрит налоговая при работе с самозанятыми – разбор для бизнеса

Разберёт эксперт по налогам в Точка Банке Ирина Алексеева.

На что смотрит налоговая при работе с самозанятыми – разбор для бизнеса

Бизнес всё активнее привлекает самозанятых – специалистов, которых можно подключать под конкретные задачи: от доставки и фото-съёмки до IT-разработки и консалтинга. Так компании быстрее находят нужные навыки и гибко усиливают команду, поэтому формат продолжает расти.

Периодически появляются новости о возможной отмене НПД, но до конца 2028 года режим налогообложения и работы для самозанятых в России меняться не будет. Важно понимать, как организовать работу с самозанятыми так, чтобы не выйти в зону риска.

Почему тема всё актуальнее

Государство усиливает контроль за «подменой» трудовых отношений договорами с самозанятыми (далее – СМЗ). Если процессы выстроены неправильно, компания рискует столкнуться с доначислениями и претензиями по форме взаимодействия со СМЗ.

В 2024-2025 гг. запустились новые инструменты контроля:

– скоринг ФНС (МАРМ НПД);

– активные межведомственные комиссии;

– единый реестр работодателей с фактами нелегальной занятости;

Кто такой самозанятый

Самозанятый платит НПД (налог на профессиональный доход):

  • 6% – за доходы от ИП/юрлиц
  • 4% – от физлиц.

Самозанятые осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон № 422).

Он не может нанимать сотрудников по трудовому договору; применять УСН, патент; перепродавать товары; торговать подакцизом; быть агентом/поверенным/комиссионером; заниматься майнингом; добывать полезные ископаемые.

Если лимит дохода до 2,4 млн ₽ в год. После превышения статус теряется – приложение «Мой налог» перестаёт формировать чеки.

В чём риск для бизнеса

ФНС анализирует, не скрыт ли под договором СМЗ обычный сотрудник. Проблема начинается, если самозанятый фактически:

  • выполняет постоянную трудовую функцию;
  • работает только на одного заказчика;
  • получает фиксированные выплаты каждый месяц;
  • встроен в процессы компании (распорядок, офис, почта);
  • подчиняется руководителю;
  • использует оборудование компании.

Если эти признаки проявляются системно, то высок шанс, что ФНС переквалифицирует отношения в трудовые. В этом случае бизнесу доначисляют НДФЛ, страховые взносы, штрафы.

Как ФНС отслеживает риски

1. Скоринг МАРМ НПД

ФНС анализирует более 20 параметров, например:

  • повторяемость чеков;
  • суммы выплат;
  • число заказчиков у СМЗ;
  • длительность работы с одним заказчиком;
  • размер выплат относительно зарплат в компании.

Если риск выше порога – бизнес получает предупреждение.

2) Межведомственные комиссии

С 2025 года работает реестр работодателей, уличённых в нелегальной занятости.

3) Признаки трудового договора

ФНС и Верховный суд закрепили маркеры, по которым видят скрытые трудовые отношения:

  • регулярная занятость и отсутствие конкретного результата;
  • включённость в процессы компании;
  • подчинение правилам и руководителю;
  • материальная ответственность;
  • один источник дохода.

Как работать с самозанятыми безопасно

Этап 1. Привлечение

– Привлекайте СМЗ на разовые или временные проекты и работы.

– Определите перечень работ и услуг для СМЗ и проверьте, что вид работ разрешён законом.

– Проверьте, есть ли в штате сотрудники, которые выполняют аналогичные трудовые функции и если есть, то дать обоснование причин привлечения дополнительно СМЗ.

– Не привлекайте через HR и как на вакансию.

– Не требуйте статуса СМЗ как условия – это риск.

– Проверьте: есть ли у СМЗ доходы от другие заказчиков.

Если компания привлекает 10 и более самозанятых, работает с ними больше трёх месяцев подряд, платит им больше 20 000 руб, причём в одни и те же даты, а у этих СМЗ нет других заказчиков, то ФНС может расценить это как признак скрытых трудовых отношений.

В такой ситуации бизнес с высокой вероятностью пригласят на межведомственную комиссию: попросить объяснить, почему эти люди оформлены как самозанятые, а не как сотрудники по трудовым договорам. Если запрос пришёл, нужно быть готовым подтвердить логику работы: показать договоры, акты, результаты работ, переписку и объяснить, почему эти специалисты не являются штатными. Если логика выстроена, а документы в порядке – риск претензий заметно снижается.

Этап 2. Оформление сотрудничества

Перед началом сотрудничества, проверить не являлся ли СМЗ за прошедшие 2 года сотрудником Заказчика, если являлся, то договор ГПХ с СМЗ заключать нельзя.

Запросите у СМЗ Справку о статусе СМЗ из приложения ФНС «Мой налог» и проверьте статус на сайте ФНС. Используйте терминологию ГК РФ.

Важно указать:

  • конкретный вид и объем работ, услуг;
  • сроки выполнения и результат;
  • сумму вознаграждения за конкретный результат и условия выплаты, выплата вознаграждения не должна совпадать с датами выплаты зарплаты сотрудникам;
  • акт выполненных работ;
  • кем будут выполнены работы, услуги, лично СМЗ или с привлечением третьих лиц;
  • обязанность СМЗ по предоставлению Чека из приложения «Мой налог»;
  • обязанность СМЗ по информированию Заказчика об утере статуса СМЗ;

Не выдавайте СМЗ пропуска, корпоративную почту, оборудование.

СМЗ должен выполнять работу самостоятельно, на свой риск и с собственными инструментами – это важный признак гражданско-правовых отношений, а не найма в штат. Самозантый должен осознавать, что не является сотрудником Заказчика и действует в своих интересах при выполнении работ, услуг.

Этап 3. Оформление результатов работ

– Подписывайте акт выполненных работ, с указанием детализированного результата.

– Производите выплаты в соответствии с условиями договора, при выплате вознаграждения проверить актуальность статуса СМЗ на сайте ФНС.

– Получайте чек из приложения ФНС «Мой налог».

При соблюдении указанных выше рекомендаций возможно минимизировать риск получения предупреждений со стороны ФНС и иного внимания контролирующих органов.

Подробнее о работе с сотрудниками без рисков обсудим на эфире 27 ноября в 16:00 по мск. Поговорим о делегировании и оунершипе: как передавать задачи без потери контроля и формировать у команды ответственность за результат. Разберём треугольник делегирования «деньги – навыки – доверие» и простые практики, которые помогают сотрудникам решать задачи, а не создавать новые.

Рассмотрим тему трудовых отношений с самозанятыми. Юрист по трудовому праву Елизавета Ульянова и эксперт внутренней безопасности Павел Макеев в Точка Банке обсудят актуальные требования законодательства, частые ошибках и кейсы предпринимателей, ответят на вопросы предпринимателей. После встречи вы лучше поймёте, как выстраивать работу с командой и СМЗ так, чтобы снизить риски и ускорить рост бизнеса.

4
6 комментариев