Пародия на оригинал: искусство или плагиат?

Кто-то создает свое, а кто-то в желании развеселить людей выдумывает пародии и рисует карикатуры на известные произведения.

Проект "Чувство собственности"
Проект "Чувство собственности"

И то, и другое – результат творческой деятельности. И скажем больше: иногда пародия оказывается лучше оригинала и вызывает безудержное желание с ним ознакомиться.⠀

Но одно дело, когда весь творческий замысел изначально сосредоточен на создании именно пародии или карикатуры, и совсем другое – когда под пародией пытаются замаскировать откровенный плагиат чужих идей и произведений, отсутствие собственного интеллектуального труда.

Где перед нами пародия, а где откровенная кража чужих творческих идей?

Сложность в том, что даже законодатель не раскрывает понятий «пародия» и «карикатура». Понятий нет, но есть возможность создавать произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения, а также использования этих пародий либо без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (ст.1274 ГК РФ).⠀

И как тут быть? Все определяется обстоятельствами, которые при возникновении спора устанавливает, исследует и оценивает суд.⠀

Пожалуй, самое ранее определение, что такое пародия, применительно к судебной практике можно встретить в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.11.2013, где было указано, что «любая пародия представляет собой новое произведение, созданное в результате переработки оригинального произведения» (иск ООО «Первое музыкальное Издательство» к ООО «МТФ Продакшн»).

Полагаем, что критерии правомерности использования чужого объекта авторского права при создании пародий и карикатур условно можно обозначить так:

1. Пародия, карикатура – это прежде всего творческий порыв и процесс, и только они лежат в основе создания произведений данного жанра;

2. Намерение автора пародии изначально должно быть построено на юмористической ноте либо здоровой критике оригинального произведения;⠀

3. Добросовестная цель. В данном случае это означает, что пародия или карикатура не должны предать забвению автора оригинального произведения и присвоить его творческие заслуги. У конечного зрителя должно быть четкое понимание, что пародия или карикатура созданы на основе известного кинофильма, музыкального произведения, картины и т.д.⠀

4. Коммерческая составляющая. Необходимо, чтобы пародия, карикатура вызывало желание ознакомиться с оригинальным произведением. Следовательно, доход получает не только автор пародии, но и автор оригинального произведения.

Еще больше материалов в нашем Telegram-канале "Бесчувственный". Welcome https://t.me/ip_sense/ :)

3 комментария
Комментарий удалён модератором

Ваш комментарий пародия и не вызывает желание ознакомиться с оригиналом… и что делать?

Ответить

Не думаем, что с формальной точки зрения может возникнуть необходимость предоставлять такие доказательства. Этот критерий скорее носит субъективный характер и оказывается на поверхности в пабликах в ходе массовых обсуждений состоявшихся премьер книг или фильмов, когда зрители, читатели, критики дают оценку и делятся мнением о том, возникло ли у них желание ознакомиться с оригиналом. Но даже если гипотетически предположить, что было бы не лишним представить в суде некую статистику, то можно озадачиться сбором цифр о просмотрах конкретного фильма или продаж конкретной книги. Суд в любом случае оценивает все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению

Приведённые в статье критерии не являются выдержками из закона, потому что закон как раз их не установил. Это попытка вывести некие общие черты и подискутировать по теме с участниками профессионального сообщества:)

Ответить