Право
Дмитрий Суриков

Как бесплатно защитить свою интеллектуальную собственность и не «попасть» на деньги

Привет! Я занимаюсь сферой авторского права и интеллектуальной собственности более 7 лет и последнее время, всё больше и больше приходится сталкиваться с кейсами в сфере цифровых продуктов.

Я хочу рассказать, как не «попасть» на деньги из-за непонимания, что из себя представляет интеллектуальная собственность, как её защищать и главное — защищаться (часто это можно сделать почти бесплатно, чего многие не знают).

Эта фраза была произнесена в 1996 году, когда Стив Джобс вернулся в Apple. Ранее он так не считал и пренебрежительно относился к защите собственных разработок. Следствием этого был и скандал с Биллом Гейтсом и, от части, лёгкость, с которой его уволили в 1985 году из основанной им компании.

Давайте разберемся как разработчику, не платя лишних денег, защищать свои интеллектуальные права и интеллектуальную собственность, не повторяя ошибок Стива.

В этой таблице я рассмотрю привычные для вас вещи с точки зрения интеллектуального права. Жмите, чтобы увеличить.

Угрозы при отсутствии регистрации

1. Патентные тролли

Увы, но с этим мои клиенты сталкиваются регулярно.

Патентный тролль – организация, занимающаяся законным вымогательством. Регистрирует на себя незарегистрированные вовремя товарные знаки или патенты на дизайн, далее угрожает блокировкой сайта, блокировкой приложения в App Sore или Google Play, блокировкой групп и аккаунтов в соц. сетях, удаление рекламы и вывесок с арендуемых помещений, удаление товара с полок торговых сетей и т.д.

Для Google, Apple, Вконтакте, Instagram, Facebook необязательно постановление суда для блокировки вашего ресурса. Они заблокируют вашу группу, аккаунт, учётку просто по заявлению и предъявлению Свидетельства на интеллектуальную собственность не разбираясь. Они не хотят выступить соответчиком, они и так погрязли в судебных разбирательствах по интеллектуальным правам. А Роскомнадзор на этом же основании может заблокировать сайт, а вот уже разблокировка будет через суд.

!!!В 2020 году в связи с пандемией и переходом всего мира в онлайн, множество «знаменитых» патентных троллей стали виртуальными (наносят вред любому из любой точки планеты), от чего более опасными!!!

2. Блокировка аккаунта разработчика.

Совсем недавно ко мне обратился клиент, чей аккаунт в App Store был заблокирован Apple после обращения одного разработчика с зарегистрированным знаком, схожим до степени смешения. Да, да, вы не ослышались – всего аккаунта со всеми приложениями.

Чтобы нарушить чьи-то права, необязательно повторять товарный знак или дизайн тождественно, достаточно использовать объект, схожий до степени смешения в глазах потребителя.

На практике схожесть до степени смешения устанавливается по одному или нескольким признакам: визуальный, фонетический, семантический (значение). Например, для «adidas» схожими до степени смешения будут: odidas, abibas, adidas77, ADIDAS, Адидас и т.д.

3. «Добросовестная» конкуренция

Это комбинация двух предыдущих угроз, но тут источником претензии выступает конкурирующий сайт или приложение со схожим функционалом. При этом конкурент обращается не только во все инстанции с требованием блокировки, в которые грозится обратиться патентный тролль, но и подаёт в суд на сумму до 5 млн.р. Возможность отсудить крупную сумму денег ему даёт факт того, что он работает в том же классе.

Класс МКТУ (Международного классификатора товаров и услуг) для интернет ресурсов – 35 класс, а для программного обеспечения и приложений – 42 класс.

Официальная русская редакция МКТУ размещена на сайте mktu.info, но не ищите там прямого соответствия в подклассах, так как это адаптированный перевод с оригинала - английского и французского.

А что ещё даёт регистрация?

  • Защита от недобросовестной конкуренции: копирования дизайна, клонирования сайта и т.д.

  • Регистрацией товарного знака вы заявляете инвесторам и партнерам, что Вы уверены в долгосрочности проекта. Отделы аналитики обращают на это внимание.

  • Вместе с продвижением проекта товарный знак сам по себе растёт в цене и имеет вес при продаже проекта.
  • Возможность запрета использования другими, сдачи в аренду, выдачи писем согласия для схожих названий и логотипов приносят деньги.
  • Ну и обидно, в конце концов, Вы разрабатывали, а пользуются другие… да ещё и Вам запрещают. Такого быть не должно.

Бесплатные способы обезопасить себя

  1. Если к разработке привлекаются дизайнеры, всегда заключайте договор аутсорсинга или трудовой, с обязательным указанием, что вам передается весь комплекс исключительных авторских прав на объекты их деятельности по данному договору (если будет интересно, расскажу как это уместить на 1 лист А4 и приведу кейсы из практики, когда отсутствие такой бумаги было проблемой).

  2. Обменивайтесь результатами работы или дублируйте передачу объектов труда дизайнеров, программистов и прочих по электронной почте. В дальнейшем это может послужить доказательной базой.

  3. Сохранять все договоры и платежные документы, связанные с рекламой. Это может являться доказательством первенства использования.

  4. Самостоятельно подать заявку на регистрацию всех используемых товарных знаков (см. таблицу выше). Это первый этап в регистрации и сам по себе он никак не защищает, но значительно усложняет работу “патентным троллям”, от чего они потеряют интерес к вам.
  5. Сделайте бесплатную экспертизу используемых вами товарных знаков. В сети есть базы, где можно проверить, есть ли зарегистрированный тот или иной знак. Но они, как правило, не ищут по поданным заявкам и не раскрывают вопрос схожести до степени смешения и ещё кучу нюансов. Тут нужен анализ патентным поверенным Роспатента. Предупрежден - значит вооружен.

Незнание законов не освобождает от ответственности, зато знание - запросто.

Станислав Ежи Лец

За такой бесплатной экспертизой можно обратиться ко мне в личку, я сориентирую.

Конечно, бесплатные меры не защищают комплексно, а только в определённых случаях, но точно будут не лишними.

Для комплексной защиты на долгий срок требуется регистрация в соответствующих регуляторах.

Регулятором международного интеллектуального авторского права в России является РАО (Российское авторское общество) и его партнеры.

Регулятором международного права интеллектуальной собственности является ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности), он же Роспатент.

По количеству регистраций в этих организациях, видно, что за последние 3 года в России произошел резкий скачок. Многие приняли, факт: чтобы работать цивилизованно, за контент нужно платить, а свою интеллектуальную собственность нужно защищать. Это не может не радовать.

Думаю, Ваши вопросы дадут мне идеи для новых полезных статей, буду рад проконсультировать в комментах.

{ "author_name": "Дмитрий Суриков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 0, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 238761, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 26 Apr 2021 11:59:00 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
1

"Это первый этап в регистрации и сам по себе он никак не защищает"
Почему не защищает? А как же статья 1494. Приоритет товарного знака?

Ответить
0

После заявки, Роспатент присылает вам требование оплатить пошлины, если вы их не оплатите Заявка аннулируется, ровно как и приоритет.
Поскольку в данном разделе я рассмотрел бесплатные способы, имелось ввиду, что пошлины мы оплачивать не собирались, а значит приоритет будет аннулирован. Такой способ подходит для проектов со сроком жизни 6-9 месяцев. Например, сезонные сайты по предновогодним украшениям фасадов зданий.

Ответить

Комментарии

null