Как мы научились закрывать интернет для пиратов, которые воруют дизайн

В России есть стойкое убеждение, что с пиратами практически невозможно бороться. Пирату проще простого открыть новый аккаунт с украденным у вас контентом, а прижучить его — долго и дорого. Мы же нашли способ прижать пиратов без суда и всего за три месяца заблокировали 132 нарушения. Рассказываем, как нам это удалось.

Как мы научились закрывать интернет для пиратов, которые воруют дизайн

На связи Галина Добрякова — юрист, доктор юридических наук по информационному праву. Я занимаюсь защитой активов бизнеса с 2012 года, поэтому хорошо знаю, насколько сложно доказать, что это изделие, фото или текст ваши. Даже если вы подписали с автором договор, в нём не показано, какую именно штуку он для вас сделал, поэтому доказать, что эта конкретная вещь принадлежит вам, крайне сложно. В результате что только не приходилось изобретать для защиты контента. Самый простой способ уже все знают — отправить себе файл по электронке или бумажным письмом и годами его хранить.

Если дело дошло до суда, этот способ и правда работает, но отправить досудебную претензию не получится. Кроме того, электронную переписку нужно заверить у нотариуса, а в случае с бумажным письмом — доказать, что вы его не вскрывали. А если изделий несколько сот или тысяч, то эта затея превращается в утопию. Поэтому я постоянно искала способ одним махом защитить сразу все активы и перекрыть пиратам кислород без судебных разбирательств, а если всё же дойдёт до суда — иметь железное доказательство без лишних телодвижений. И однажды меня осенило: «Если пираты продают в интернете, нужно закрыть им интернет!».

Взялись помочь компании, которую много лет пиратят по-чёрному

Компания «Ставрос» почти 20 лет лидирует на рынке резных изделий из дерева для декора мебели и интерьеров. Создание каждой модели — трудоёмкий и затратный процесс: сначала её рисуют в карандаше, потом лепят в пластилине, делают 3D сканирование, работают с 3D моделью, пишут управляющую программу для станка с ЧПУ и визуализируют, как этот декор применять. Не удивительно, что конкуренты не упускают возможность прийти на всё готовое и массово копируют профессиональный дизайн изделий, которые хорошо продаются, но стоят недёшево. В результате за счёт кустарного производства и демпинга «Ставрос» теряет трафик и деньги.

До 2020 года компания пыталась судиться, но суды длились годами, высасывали много средств и сильно зависели от человеческого фактора: хороший юрист — успешный суд, слабый юрист — проигранный суд. В результате один суд они выиграли, два — проиграли. И каждый раз в суде их спрашивали: «А кто вам сказал, что это ваше? Мы такие завитушки видели в архитектуре Древней Греции. У вас есть хоть какое-то доказательство?» И вот после последнего проигрыша, когда в компании уже почти потеряли надежду прижать пиратов, проигравший юрист позвонил генеральному директору «Ставроса» Андрею Рагозину и рассказал, что нашёл простой способ организовать такое доказательство — депонировать все изделия.

Депонирование — это тот самый инструмент, с помощью которого можно закрыть интернет для пиратов. По сути, это как банковская ячейка, только вместо денег и драгоценностей в ней хранится интеллектуальная собственность. В эту «ячейку» можно положить сайт, дизайн, чертежи, инженерию, продукт, его упаковку и любой другой контент, который делают для вас подрядчики.

Так же как и банк, который не проверяет происхождение содержимого ячейки, тот, кто предоставляет «ячейку» для депонирования, не проверяет ваши права на контент. Он удостоверяет только сам факт того, что владелец ячейки держит в ней свои файлы, и выдаёт документ, который это подтверждает — свидетельство о депонировании. Конечно, если дойдёт до суда, то одного свидетельства будет недостаточно, поэтому договор с автором, платёжные и другие документы, подтверждающие ваше авторство, всё равно должны быть. Но для депонирования они не нужны и в большинстве досудебных споров они не понадобятся.

К тому времени, как Андрей ко мне обратился, мы уже начали тестировать онлайн-сервис для защиты авторских прав с помощью депонирования IREG. Мы заключили договор со «Ставросом», и работа закипела.

Шаг 1. Собрали базу изделий компании

«Ставрос» хранит всю свою базу на Яндекс.Диске: фото готовых изделий, моделей на бумаге и в пластилине, программы для ЧПУ и визуализацию, как этот декор применять. В общем, всё то, что они в своё время показывали в суде. Мы попросили их собрать в экселевском файле информацию про каждое изделие:

  • артикул,
  • название,
  • дату создания,
  • автора,
  • ссылки на файлы: оригинальное изображение, исходники 3D модели чертежи, изображение на сайте «Ставроса».

Для депонирования этого достаточно. В отличие от стандартной процедуры защиты авторских прав, им не пришлось поднимать авторские договоры по каждому изделию за много лет со всеми актами, служебными заданиями и суммами гонораров, сканировать их и заверять у нотариуса. Они внесли в таблицу около полутора тысяч изделий и передали нам.

Такую таблицу «Ставрос» передал нашему специалисту, чтобы оформить депонирование изделий и получить сертификат
Такую таблицу «Ставрос» передал нашему специалисту, чтобы оформить депонирование изделий и получить сертификат

Шаг 2. Загрузили изображения в IREG и оформили свидетельство о депонировании

Мы интегрировали IREG к хранилищу компании на Яндекс.Диске и после того, как вся информация из него была обработана, сформировали свидетельство о депонировании — одно для всех изделий. Если у компании появятся новые разработки, им достаточно будет загрузить изображения на Яндекс.Диск, информация о них автоматически подгрузится в IREG, и они сразу попадут под защиту. То есть свидетельство о депонировании, которое получила компания, будет защищать все новые её разработки.

На этом этапе компания справедливо опасалась, что кто-то со стороны получит неконтролируемый доступ к базе их изделий. Если где-то будет такое единый реестр, это только упростит жизнь пиратам. Мы объяснили, что этого не случится, ведь папки с файлами «Ставроса» не хранятся в IREG. Сервис интегрируется с Яндекс.Диском компании и формирует список изделий со ссылками на папки. То есть сервис хранит только ссылки на файлы, которые лежат на закрытом Яндекс.Диске «Ставроса». После этого все опасения отпали.

В личном кабинете «Ставроса» на IREG хранится список изделий, авторское право на которые защищено свидетельством о депонировании. Сами файлы хранятся на Яндекс.Диске компании
В личном кабинете «Ставроса» на IREG хранится список изделий, авторское право на которые защищено свидетельством о депонировании. Сами файлы хранятся на Яндекс.Диске компании
Это свидетельство мы прикладываем к письму с требованием заблокировать нарушителя
Это свидетельство мы прикладываем к письму с требованием заблокировать нарушителя

Как только свидетельство готово, неважно, в электронном или бумажном виде, с ним сразу можно работать. Этот документ — основание для того, чтобы взять активы на баланс, заблокировать пиратский контент или оформить франшизу. А если его приложить к делу, то в голове у судьи появится чёткая логика: эта завитушка охраняется законом, потому что на неё есть свидетельство, в котором записано, что она принадлежит этой компании. Имея на руках свидетельство о депонировании, сотрудники «Ставроса» могли сами начать с ним работать — блокировать пиратский контент, используя наши инструкции и шаблоны. Но такой вариант подойдёт только небольшому бизнесу, а «Ставросу» с их масштабами проблемы понадобился бы отдельный специалист на полный день, поэтому блокировкой занялся наш специалист.

Шаг 3. Составили список нарушений и начали блокировать посты с пиратским контентом

Компания много лет на каждом шагу натыкалась на пиратов, поэтому врага уже знали в лицо. Оставалось только собрать все ссылки на нарушения в экселевской таблице и рядом с каждой дать ссылку на оригинал изделия на сайте «Ставроса». Первоначально сотрудники компании внесли в таблицу около 100 нарушений на сайтах конкурентов, в Инстаграме, Вконтакте и Pinterest. На основе этих данных наш специалист начал отправлять жалобы площадкам или хостингу с требованием заблокировать пиратский контент. Вместо кучи документов на изделие, в том числе договора, где указана стоимость разработки и все подробности, в качестве подтверждения авторского права к письму прикладывается только свидетельство о депонировании на русском или английском языке.

<p>Если кто-то использует в Инстаграме несколько ваших изделий, можно пожаловаться на каждое нарушение отдельно</p>

Если кто-то использует в Инстаграме несколько ваших изделий, можно пожаловаться на каждое нарушение отдельно

Если нарушений много, то проще жаловаться сразу на все нарушения через <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhelp.instagram.com%2Fcontact%2F552695131608132&postId=239667" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">форму для жалоб</a>
Если нарушений много, то проще жаловаться сразу на все нарушения через форму для жалоб

По одному случаю генеральный директор «Ставроса» даже провел целое расследование. Это был аккаунт с 20 000 подписчиков. После первой жалобы владелец аккаунта удалил часть контента и затаился на время, а потом решил, что угроза прошла и можно продолжать. Тогда мы отправили ещё одно письмо, а в «Ставросе» пробили телефон из аккаунта по своей 1С и выяснили, кто этот злостный пират. Оказалось, эта женщина давно покупает по одному изделию каждого вида, чтобы копировать их и продавать. Она уже собрала у себя приличную коллекцию.

Тогда гендиректор позвонил пирату и сказал, что полная блокировка аккаунта — дело времени. Если она не хочет потерять весь бизнес, то должна в течение суток вернуть все изделия и формы, которые у неё есть. Оказалось, его звонка уже ждали: «А я знаю, по поводу чего вы звоните. Это вы всё время блокируете мои посты. Я всё верну». На следующий день она привезла все изделия и формы, а затем — удалила 50 изделий со своего аккаунта.

Испугавшись потерять свой бизнес, женщина вернула все изделия и формы, пообещав, что больше так не будет

Но обычно половина проблем решается одной отправкой свидетельства. Сознательные нарушители удаляют контент, а если отказываются — их блокируют площадки. Некоторые вообще используют контент с разрешения злостных пиратов, не подозревая, что он ворованный. А узнав, кто реальный правообладатель, они ставят ссылку уже на «Ставрос».

К тем, что игнорирует наши письма, мы заходим через площадку или хостинг — игнорируя наше требование он сам превращается в нарушителя, поэтому в большинстве случаев проблема сразу решается. И только в особо тяжёлых случаях мы обращаемся в Роскомнадзор. Всё это решается путём переписки, без юристов и судов. А с особо злостными нарушителями «Ставрос» планирует судиться, чтобы не только удалить пиратский контент из интернета, но и прижать пиратов материально и компенсировать свои потери. А свидетельство о депонировании станет для суда весомым доказательством того, что изделия принадлежат «Ставросу».

Как мы научились закрывать интернет для пиратов, которые воруют дизайн
Ещё по 243 нарушениям мы отправили претензии и ждём ответы, а сейчас готовимся к отправке претензий ещё по 163 нарушениям
Ещё по 243 нарушениям мы отправили претензии и ждём ответы, а сейчас готовимся к отправке претензий ещё по 163 нарушениям

Каких только мифов мне не пришлось наслушаться в самом начале. Что депонирование не работает, что надо судиться, что простому человеку не под силу повлиять на пиратов без суда. Опыт показал, что критики ошибались — со свидетельством о депонировании можно довольно продуктивно почистить интернет от пиратов, без судов и громадных расходов на юристов.

А вас когда-нибудь пиратили?
Да
Нет
6464
298 комментариев

Так и как депонирование доказывает что это не вы своровали у древних греков

79
Ответить
Автор

спецответ размещен в выделенной форме розового цвета – в нем описана сущность депонирования. фактически никак, но,  к счастью, греки ничего не депонировали до нас :) шутка, их работы принципиально отличаются по дизайну из-за разницы в материале (это очень важно для авторского права)

10
Ответить

никак. кто первый получил - тот и правообладатель типа. и можно блокировать всех подряд, даже не имея никаких прав на это. депонирования объектов дизайна вообще нет в гк рф.  

4
Ответить

Кейс и статья хорошие, но как юрист и доктор наук вы должны понимать, что депонирование само по себе не имеет абсолютно никакого отношения к ПРАВАМ компании на объекты интеллектуальной деятельности. Отсюда и вопросы суда про греческие завитушки, а не от отсутствия депонирования совсем))) И как юрист, своему клиенту вы должны были в первую очередь рекомендовать как положено оформить права на эти объекты (определить авторов, получить их от работников в рамках служебных произведений или гражданско-правовых договоров). И только потом думать о депонировании (как дополнительном и, безусловно, полезном доказательстве). И суду такое депонирование само по себе до лампочки (что и подтверждено не так давно Определением ВС № 305-ЭС20-8198 от 17 сентября 2020 г. по делу № А40-46622/2019). Иными словами - кейс не про юридическую защиту прав, а про депонирование. А это всего лишь один маленький и необязательный шаг. Удачи вам и вашему клиенту!

44
Ответить
Автор

конечно, свидетельство о депонировании только подтверждает законным образом оформленную интеллектуальную собственность, никто не спорит 

2
Ответить

Тот случай когда 1 комментарий полезнее всей статьи

7
Ответить