ПОВЫШЕНИЕ НДС до 22%: что учесть бизнесу?
Некоторое время назад на всю страну прогремела новость о том, что на высшем уровне рассматривается возможность повышения НДС с 20% до 22%.
Тогда лишь это были слухи, однако сейчас уже можно вне всяких сомнений утверждать, что повышенной ставке НДС в 2026 году быть.
Законопроект 29 сентября текущего года был внесен в Государственную Думу, а уже через месяц - 21 октября принят в первом чтении.
В настоящий момент проект направлен на доработку в компетентные ведомства и в скором времени ожидается его рассмотрение во втором чтении.
Романтические грёзы о том, что законопроект не примут или отзовут - строить точно не стоит. Надо готовиться к тому, что повышенная ставка будет введена.
Чего стоит ожидать и как подготовиться - рассмотрим в этой статье.
***
Перед началом приглашаю Вас в мой телеграм-канал: там рассказываю о новостях в области права, делюсь личными кейсами и около правовыми мыслями.
***
Что такое НДС и его суть.
Давайте представим, что мы печем и продаем пироги:
1. Мы печем пирог (являемся производителем):
- покупаем у фермера муку, яйца и ягоды для начинки. Например, на 100 рублей.
К этой цене уже включен НДС (допустим, 20 рублей). То есть сами продукты стоили 80 рублей, а 20 рублей — это налог, который мы уплатили вместе с покупкой.
- мы печем пирог и продаем его в кафе за 200 рублей.
К этой цене мы добавляем НДС 20% — еще 40 рублей.
- Итого кафе платит нам 240 рублей.
Что с налогом? Мы из тех 40 рублей, которые получили от кафе, должны отдать государству не все. Вычитаем те 20 рублей, которые уже заплатили сами за ингредиенты. В итоге в бюджет мы платим: 40 р. - 20 р. = 20 рублей.
2. Кафе продает пирог клиенту (Кафе — магазин)
- Кафе покупает у нас пирог за 240 рублей (включая НДС 40 р.).
- Они готовят кофе, сервируют пирог на красивой тарелке и продают клиенту за 500 рублей.
- К этой цене они добавляют НДС 20% — еще 100 рублей.
- Итого клиент платит за обед 600 рублей.
Что с налогом у кафе? Они из 100 рублей НДС, которые получили от клиента, вычитают те 40 рублей, которые они уже заплатили нам за пирог. В итоге в бюджет кафе платит: 100 р. - 40 р. = 60 рублей.
3. Итог для государства:
- от производителя (мы): 20 руб.
- от кафе: 60 руб.
- Всего государство получило: 80 рублей.
А кто на самом деле отдал государству эти 80 рублей? Клиент, который заплатил в финальном чеке 600 рублей, где 100 рублей был НДС.
Таким образом, НДС (налог на добавленную стоимость) - это своего рода «эстафетная палочка»: каждый последующий бизнес в производственной цепочке получает ее от предыдущего, добавляет свою «порцию» налога и передает дальше. А на финише «палочка» (налог) остается у конечного покупателя. Именно он, по сути, и платит налог за всех, так как НДС - это косвенный налог, итоговым результатом которого является переложение налогового бремени на конечного покупателя.
Именно поэтому НДС очень часто называют налогом на потребление, поскольку в конечном счете итоговый налог платит конечный потребитель.
Так что повышение налоговой ставки в любом случае коснется обычных покупателей, это даже не обсуждается, но страдать будут не только они, ведь и в бизнесе так же есть и производители, и конечные потребители. Повышенное налоговое бремя отразится и на них.
Принцип нейтральности НДС.
Налог на добавленную стоимость базируется на основополагающем принципе, который именуется принципом нейтральности. И имеет он два проявления: горизонтальной и вертикальной нейтральности.
Горизонтальная нейтральность
Она означает индифферентность (безразличность) налога к предмету налогообложения. То есть налогу не важно что облагать: товары, работы, услуги.
Принцип горизонтальной нейтральности необходим для того, чтобы НДС не был привязан к чему-то конкретному и мог облагать вообще все, что оборачивается на рынке. Даже то, что не совсем находится в правовом поле.
Например, в одном деле, рассмотренном окружным судом г. Осло (Норвегия) по делу об обложении НДС эскорт-услуг, суд признал предоставление таких интим-услуг на профессиональной основе экономической деятельностью и, следовательно, объектом НДС.
Этот случай как раз таки иллюстрирует глобальный характер принципа горизонтальной нейтральности НДС, которому абсолютно безразлично что облагать. Облагаться будет всё.
То есть принцип горизонтальной нейтральности позволяет включить в предмет обложения НДС даже нелегальные товары, работы и услуги.
Вертикальная нейтральность
Означает «перелагаемость» налога в производственной цепочке на каждый последующий бизнес (от верхнего к нижнему). Конечным плательщиком которого в итоге будет выступать потребитель, ввиду того, что НДС, как уже было указано ранее - это налог на потребление.
Вертикальная нейтральность довольно наглядно и подробно была описана в первом разделе настоящей статьи. Именно так она и работает.
Правовые проблемы повышения ставки НДС.
По общему правилу ставка НДС на текущий момент составляет 20%. С 1 января 2026 года она станет 22%.
То есть участники оборота должны будут учитывать новую ставку налога при заключении договоров после 1 января 2026 года.
Тут особо ничего не меняется. Стороны как включали в договоры условия об НДС, так и продолжат включать, просто по новому значению.
Определенную проблему это вызовет для сторон, которые находятся в так называемых «длящихся» договорных отношениях.
Например, договор подряда, который заключен в 2024 года со сроком выполнения работ в 2027 году, в котором уже определена цена со ставкой НДС в 20%. Или, например, договоры аренды, лицензионные договоры, услуги и проч.
Договоры были заключены по ценам, которые включали в себя НДС 20%. В 2026 году ставка автоматически повышается до 22%. И как с этим быть?
Часть 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает:
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из буквального толкования мы понимаем, что нормативный акт о повышении ставки НДС как раз таки и является тем самым законом, устанавливающим обязательные для сторон иные правила чем те, которые действовали при заключении договора.
Принимая во внимание данную норму, ставка НДС на уровне 20% сохраняется и можно жить спокойно?
Тогда у нас получается противоречие, ведь ст. 168 Налогового кодекса прямо закрепляет, что налогоплательщик ОБЯЗАН предъявить к оплате покупателю соответствующий налог (который в 2026 году будет 22%. а не 20).
Получается так: с одной стороны гражданское законодательство защищает нас от ухудшающих новых условий, позволяя сохранить прежние договорные условия. С другой стороны - у нас императивное правило о том, что вообще-то всем надо платить налоги.
Налицо противоречие.
Для того, чтобы понять где все-таки собака зарыта, необходимо обратиться к судебной практике, а именно - к конкретному делу.
Дело общества Ситроникс (А40-236292/2022).
Фабула дела была следующая: между Ситроникс Ай Ти и Банком ВТБ был заключен договор, по которому Ситроникс предоставлял банку по лицензионному договору софт для компьютеров (Windows).
Стороны заключили договор в 2019 году на предоставление лицензии на 3 года (2020, 2021 и 2022 годы).
По договору Банк уплачивал Ситрониксу вознаграждение за каждый год пользования около 700 млн. рублей.
Тонкость в данном деле заключалась в том, что на момент заключения договора услуги по предоставлению айти продуктов не облагались НДС, поэтому цена была «чистая», без налоговых «примесей».
Однако в течение срока действия договора политика госдуарства поменялась и такие услуги стали облагаться НДС 20%.
Ситроникс теперь должен был уплачивать в бюджет НДС, поэтому предъявил банку документы об оплате вознаграждения, включив туда НДС 20% в размере 140 млн. рублей.
Вот тут мы и сталкиваемся с дилеммой, о которой упоминалось выше: с одной стороны у нас есть часть 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая сохраняет условия договора, заключенного до вступления в силу нового закона, с другой стороны - введен налог, который, вообще-то, надо платить.
Верховный Суд в данном деле, к сожалению не стал разбирать данный вопрос и спор был разрешен чисто на правовой природе НДС и его принципах:
По своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг.
В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Последовательность переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуг) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.
Как следует из приведенных положений, по общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателей. Уплачиваемое (подлежащее уплате) покупателями встречное предоставление за реализованные им товары (работ, услуги) является экономическим источником для взимания данного налога.
Поскольку НДС является косвенным налогом, дополнительным к цене продаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав и, соответственно, эту цену увеличивает, бремя его уплаты фактически ложится не на поставщиков (исполнителей), а на покупателей (заказчиков).
Таким образом, если совершаемые между участниками оборота операции становятся облагаемыми вследствие изменения законодательства, то по общему правилу цена, по которой оплачивается исполнение договора, не включавшая в себя НДС, должна быть увеличена на сумму налога в силу закона (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, пункт 1 статьи 168 НК РФ).
Поскольку в силу правовой природы НДС - это налог на потребление, то в подобных ситуациях все неблагоприятные налоговые последствия (при их неурегулированности между сторонами) перелагаются на покупателя, как на потребителя товара, работы или услуги.
Верховный Суд признал требование Ситроникс об оплате НДС в размере 140 млн. рублей правомерным.
***
Ключевым в определении судебной коллегии Верховного Суда является тезис о том, что если совершаемые между сторонами операции становятся облагаемыми вследствие изменения законодательства, цена увеличивается в силу закона и перелагается к уплате в силу принципа вертикальной нейтральности на конечного покупателя.
Дело Ситроникса немного отличается от той ситуации, которая сейчас происходит у нас (в споре речь шла о введении налога на то, что раньше налогом не облагалось, а конкретно наш случай о ситуации, когда НДС есть, но просто будет с повышенной ставкой).
Однако основная мысль судебного акта, что НДС - налог на потребление. Поэтому была ставка - не было ставки, увеличена она - или снижена - значения не имеет. Так как это налог на потребление - он должен быть переложен на потребителя (за некоторыми исключениями, например, в силу ошибки или неосмотрительности самого продавца относительно налогообложения. В этом случае риск переносится на него).
Таким образом, дело общества Ситроникс нам явно дает понять, что увеличение НДС в 2026 году напрямую коснется именно потребителей.
Поскольку НДС - это налог на потребление, то за повышение ставки в конечном итоге должен будет платить потребитель.
Если стороны договора не предусмотрят механизм пересмотра цены, то продавец вполне правомерно в дальнейшем может предъявить потребителю к уплате НДС по новой ставке.
Так что напрямую эта проблема касается именно потребителей.
***
Рекомендации.
Поскольку повышение НДС в первую очередь затрагивает финансовые интересы именно покупателей (потребителей), то им можно порекомендовать:
(1) либо согласовывать с продавцами условия, по которым увеличение ставки НДС не приводит к пропорциональному увеличению цены и не создает на стороне покупателя обязательство по уплате дополнительных 2% продавцу.
(Вариант сомнительный, поскольку налоговое бремя в этом случае полностью переносится на продавцов, а на такое вряд ли пойдет большинство коммерсантов (но чем черт не шутит).
(2) либо, в целях сохранения добропорядочных партнерских отношений между сторонами, оптимально бы было разделить данный риск между сторонами, например, при увеличении налоговой ставки покупатель доплачивает 1%, а еще 1% - берет на себя продавец.
Тут есть хотя бы некий паритет.
Понятно, что для продавцов, по сути, рисков никаких нет. Сама природа НДС на их стороне. Однако их равнодушие в этой ситуации, по моему личному мнению, будет не совсем уместным.
Все-таки, когда речь идет о долгосрочном и длительном сотрудничестве, ради общего блага, сохранения благоприятного климата в коммерческих отношениях и извлечения большей прибыли на дистанции, поскупиться одним процентом можно.
***
До введения новой ставки осталось полтора месяца, поэтому у вас есть еще время привести все в порядок и подумать над тем как урегулировать вопрос повышения налога, чтобы не попасть на "кругленькую сумму", как ВТБ в деле Ситроникс.
Если Вам или Вашему бизнесу нужна юридическая помощь, рад буду помочь:
@kkhoperiya - тг
t.me/outerlawyer - тг-канал
+7 (993) 618-40-73
mail@outerlawyer.ru
outerlawyer.ru - сайт