Ответственность оператора связи за убытки клиента
Описанная ситуация происходила в 2016 году. Решение суда выносилось на основании законов, действовавших на тот момент.
Фото взято из открытых источников«Я полетел в командировку. Когда самолет приземлился, я включил телефон, но связь отсутствовала. Бывает, подумал я. Ну есть второй номер – без связи не останусь. Дело было к ночи. Добрался до гостиницы и лег спать. На утро телефон не ожил. Я обратился в местное отделение сотового оператора и попросил разобраться в чем дело. Выяснилось, что мне SIM карта моя не активна по причине замены. Я, конечно, удивился и подал заявление на восстановление номера. А в тот же вечер, когда решил снять наличных в банкомате, обнаружил что со счета исчезло 700 тысяч рублей. Когда я вернулся в Москву, то подал претензию в банк и оператору связи. Банк сказал, что они не при делах, оператор – что симкарта заменена на основании доверенности. Еще я обратился с заявлением в полицию, но результата никакого нет. Помогите!»
Ситуация была интересной. С одной стороны, налицо мошеннические действия, с другой – на уголовном деле далеко не уедешь. Добиваться возбуждения дела и последующий гражданский иск в уголовном процессе с перспективой исполнения… . Было ясно, что двигаться стоит в ином направлении.
Перспектив получения обратно денег клиента в этой ситуации были две: банк и оператор.
Тему следовало изучить внимательно. Я взял паузу, предложив клиенту подъехать через пару дней.
Судебная практика по взысканию денег с банка была печальна. Сплошные отказы. Суд приходил к выводу, что нет вины кредитной организации в том, что кто-то вводит одноразовые пароли и переводит деньги на счета третьих лиц. Вполне логично.
Уголовное преследование тоже не сулило перспектив. Расследование и судебный процесс длились годами.
Оставался оператор связи. Но практики на тот момент по данной категории дел найти не удавалось. Болталось лишь какое-то одинокое дело на сайте Мосгорсуда, но отказное. Почитав определение (отрицательный опыт – тоже опыт), я внутренне не согласился с позицией Мосгорсуда и поставил дело на отслеживание. Была вероятность, что истец пойдет обжаловать в Верховный Суд. Я бы уж точно пошел — основания были.
На повторной встрече с клиентом, я описал картину мира и перспективы. К тому моменту, кстати, пришел ответ из полиции: «Для проверки фактов дело передано из Пресненского отдела в Бутовский…»
- Есть один весьма интересный вариант – пойти по закону «О Связи» — начал я. – Существуют правила оказания услуг связи, там есть весьма интересный пунк… .
Позиция была выстроена на некачественно оказанной услуге. Оператор связи – лицо, обладающее лицензией. Для получения лицензии надо соблюдать лицензионные требования. В том числе обеспечить абоненту оказание услуг в соответствии с ФЗ «О связи», Законом о защите прав потребителей и Правилами оказания услуг связи. Оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи, чего сделано не было. По недосмотру сотрудников или по прямому умыслу, данные клиента и его номер перешли в распоряжение злоумышленников. Тем самым Истцу были причинены убытки.
Оператор связи в суде пытался доказывать, что сотрудники действовали добросовестно, а доверенность проверять на подлинность они не должны. Но саму доверенность (копию) в суд так и не представил… Однако принес определение Мосгорсуда, того самого, что я нашел при подготовке к процессу. Но к великой радости нас и грусти оператора, к тому моменту указанное дело было истребовано Верховным Судом и у меня затеплилась надежда.
В свою очередь судья, которая рассматривала спор, всячески оттягивала вынесение решения, ожидая, что же скажет Верховный Суд. Спустя пару месяцев чудо произошло. Определение Мосгорсуда было отменено и дело было направлено на новое рассмотрение. Обоснование совпадало с разработанной мною позицией по нашему делу.
Итогом рассмотрения спора было взыскание с оператора:
— убытков в размере 700 к;
- неустойки 100 к;
- штрафа 400 к;
- судебных расходов в размере 70 к;
- морального вреда в размере 10 к.