Карго под ударом: главные риски серого импорта из Китая

Карго под ударом: главные риски серого импорта из Китая

Введение

Многие годы карго-доставка товаров из Китая рассматривалась как наиболее выгодный вариант доставки товаров для малого и не только бизнеса. Между тем, зачастую, выбирая карго-доставку своих грузов, компании не знают, какие риски и юридические последствия для них несет данный вид доставки грузов.

Риски карго-доставки можно разделить на две категории:

  1. Связанные с благонадежностью поставщиков и сохранностью груза.
  2. Риски привлечения к ответственности на территории Российской Федерации за осуществление «серого» ввоза товара.

В данной статье мы сфокусируемся на рассмотрении второй категории рисков, а именно налоговых, валютных и таможенных, которые стали еще более очевидными в связи с усилением со стороны российских таможенных органов контроля за карго-грузами, поступающими в Россию. В частности, для усиления контроля за карго-грузами и их получателями был принят Указ Президента РФ № 778 от 24.10.2025, в соответствии с которым до 10 декабря 2025 разрешен ввоз в Россию автомобильным транспортом товаров из Республики Казахстан и Республики Кыргызстан, получателями которых являются российские юридические лица, без документов, подтверждающих статус товаров как товаров ЕАЭС (то есть карго-грузов) только при условии предоставления получателем данных товаров в РФ уведомления в таможенный орган, последующего хранения товаров на складах временного хранения и надлежащего декларирования.

Ниже мы рассмотрим, что такое карго-доставка и какие виды ответственности она может повлечь для покупателя, выбравшего такой способ доставки товаров, и почему «экономия на бумагах» может обернуться миллионными штрафами.

Что такое карго и почему оно до сих пор существует

«Карго» – это условное название неофициальных схем доставки, когда товары ввозятся на территорию России без надлежащего таможенного оформления. Чаще всего груз идёт через Казахстан или Кыргызстан – формально как товар ЕАЭС, но без документов, подтверждающих статус, происхождение товара и действительную таможенную стоимость.

На практике это может выражаться в:

  • Отсутствии надлежащего декларирования;
  • Отсутствии документов на товар, включая таможенную документацию, товарные и транспортные накладные, декларацию соответствия, сертификаты качества.
  • Занижении стоимости товара;
  • Использовании неверного кода ТН ВЭД;
  • Использовании подставных получателей товара.

К карго-доставке прибегают с целью сократить таможенные платежи, а также не уплачивать НДС при ввозе товара в РФ. Между тем, данные действия являются прямым нарушением законодательства и могут повлечь следующие юридические последствия.

  • 1. Таможенные риски

Главный риск карго – отсутствие надлежащего таможенного декларирования. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС ввоз импортных товаров на территорию ЕАЭС с целью свободного владения, пользования и распоряжения предполагает помещение таких товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления; прохождение надлежащего декларирования, включающего уплату таможенной пошлины, сборов и ввозного НДС.

Карго-доставка товаров же осуществляется без прохождения надлежащих процедур таможенного контроля с целью выпуска товаров для внутреннего потребления.

Варианты карго-доставки товаров могут включать: декларирование по заниженной стоимости; декларирование по коду ТН ВЭД, не соответствующему категории ввезенных товаров и т.д.

Ненадлежащее декларирование товаров при ввозе на территорию ЕАЭС и не уплата таможенных платежей влечет следующие последствия и риски:

  • В течение 3 лет после ввоза товаров на территорию ЕАЭС таможенный орган может провести выездную проверку и доначислить не уплаченные таможенные платежи, также пени и штраф.
  • Привлечение к ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование товаров по статье 16.2 КоАП РФ:
  • для юридических лиц — штраф от ½ до 2-кратной стоимости товара (либо подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов), также возможна конфискация товаров;
  • для должностных лиц — штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
  • 2. Налоговые риски

Карго-доставка автоматически лишает компанию возможности законно принять к вычету ввозной НДС, так как товар не проходил процедуру декларирования и НДС не был уплачен.

В случае, если при карго-доставке товар был задекларирован, но декларирование было осуществлено по заниженной таможенной стоимости, это повлекло уплату НДС в меньшем размере, то при выявлении уплаты ввозного НДС в неполном объеме это влечет доначисление ввозного НДС, а также начисление пени и штрафа.

Более того, в налоговом учёте невозможно будет подтвердить правомерность учета расходов на такие товары, что влечет риск:

  • Отказа в признании расходов;
  • Доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа, если расходы на такие товары были ранее учтены в налоговых целях.
  • 3. Валютные риски

Зачастую компании забывают, что во внешнеторговых сделках также существует валютный контроль.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары.

В случае проведения официальной оплаты иностранному контрагенту и использования карго-доставки будут отсутствовать документы, подтверждающие официальный ввоз товара резидентом, что может быть квалифицировано как нерепатриация валюты.

В случае выявления нарушения валютного законодательства резидент может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере до 30% от суммы не возвращенных денежных средств и (или) 1/150 ключевой ставки за каждый день просрочки возврата денежных средств (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Таким образом, «серый» импорт – это уже не экономия, а риск. Карго-доставка перестала быть способом оптимизации. Сегодня это источник правовых рисков. За мнимую экономию в несколько процентов можно заплатить многократно больше – штрафами, блокировками счетов и проверками.

Легальный импорт требует больше усилий, но обеспечивает прозрачность и защиту бизнеса. В новых условиях это не просто рекомендация – это необходимость для сохранения компании и её репутации.

Будем рады ответить на ваши вопросы по данной тематике.

Наталия Субботина. Юрист, Партнер, руководитель практики китайского права
Наталия Субботина. Юрист, Партнер, руководитель практики китайского права
Антон Филогин. Адвокат, Партнер, руководитель практики международных арбитражных споров.
Антон Филогин. Адвокат, Партнер, руководитель практики международных арбитражных споров.
Начать дискуссию