«Вам письмо от ФНС»: как читать сигналы налоговой и готовиться к проверкам заранее
Современный налоговый контроль опирается на данные о бизнесе и понятные критерии проверки. ФНС оценивает модель работы компании и обращает внимание на зоны риска. Если понимать эту логику, налоговая проверка из стрессового события превращается в управляемую процедуру.
В новой этой статье расскажем, какие инструменты обычно использует налоговая и как компании избежать внимания регуляторов. Чтобы узнать больше, подключайтесь к прямому эфиру 18 ноября в 18:00 по мск.
На что обращает внимание налоговая
- Признаки технической компании. Налоговая тщательно анализирует применение статьи 54.1 НК РФ, чтобы выявить бизнес, который занижает налоги к оплате и не ведет реальную экономическую деятельность. Среди маркеров «фиктивных» компаний — юридические адреса совпадают с другими организациями, отсутствует сайт, нет реальных трудовых и производственных ресурсов (сотрудников, оборудования, транспорта), регулярно сдаются нулевые декларации или проводятся сделки на минимальные суммы и т.д. Организациям в зоне риска могут начислить пени и штрафы в виде 40% от неуплаченной суммы налогов.
- Дробление бизнеса. Налоговая смотрит на выручку, внутренние займы, IP-адреса, наличие деловой цели. Если официально деловой цели нет, льготы или спецрежим могут признать необоснованными.
- Переквалификация договоров. Договоры с самозанятыми и ГПХ могут быть признаны трудовыми, лицензионные как оплата доставки, а маркетинговые — как «прочие услуги» для целей НДС. Итог — доначисления, пени, пересчет страховых взносов.
- Внутригрупповые операции. Займы, услуги управляющей компании, роялти, сделки с платежными агентами — все это проверяется на наличие деловой цели, надлежащее документальное оформление, реальное участие акционеров и законность используемых схем.
- Недействительные сделки (мнимые, притворные сделки). Налоговая тщательно проверяет сделки, чтобы они не нарушали закон, права третьих лиц, были заключены с добросовестными контрагентами и подкреплены реальными хозяйственными операциями. Анализируются не только сами договоры, но и их фактическое исполнение, бухгалтерская и налоговая отчетность. Если не соблюдать эти правила, можно попасть на взыскание налогов с пенями и штрафами.
Основные инструменты, которые использует ФНС при проверках
- Истребование документов. Первый и самый частый шаг – требование предоставить документы или пояснения к операциям.
Риски и ошибки: налоговый орган будет самостоятельно оценивать и трактовать хозяйственные операции и может принять решение не в вашу пользу, если не предоставить нужные документы. И наоборот, лишняя информация может вызвать у налоговой новые вопросы.
Что делать: рекомендуем оперативно предоставить те документы, которые запросил налоговый орган. Дополнительные — только по запросу.
- Допросы свидетелей. Налоговая может вызвать на допрос любого сотрудника, который обладает значимой информацией. Это не только руководители департаментов, но и менеджеры любого уровня, бывшие сотрудники и даже представители контрагентов.
Риски и ошибки: неподготовленные сотрудники могут «наговорить лишнего» из-за стресса или непонимания вопросов. Если их ответы разойдутся с показаниями руководства, налоговая и суд, как правило, доверяют версии руководителей.
Как их избежать: Обсудите с ключевыми сотрудниками план реагирования на каждом из этапе и назначьте ответственных лиц (налогового менеджера или главного бухгалтера) для общения с налоговой и подготовки документов.
- Экспертиза. При выездных проверках инспекторы могут назначить экспертизу: почерковедческую, техническую, либо привлекать экспертов на договорной основе.
Риски и ошибки: налоговый орган может привлечь неквалифицированного специалиста, или нарушить процессы: не разъяснить права, не ознакомить с постановлением о проведении экспертизы, работать по копиям документов.
Как их избежать: требуйте от налоговых органов официального уведомления и подтверждения о проведении экспертизы, просите разъяснения своих прав и следите за документальным оформлением всех процедур. Своевременно консультируйтесь с юристами и экспертами.
- Выемка документов. Выемка проводится, когда инспекторы подозревают сокрытие, уничтожение или подмену документов.
Риски и ошибки: типичные ошибки при производстве выемки — подмена уполномоченных должностных лиц, подписание протокола без проверки и исправлений, отсутствие копии протокола.Как их избежать: проверяйте, что должностное лицо может проводить выемку, требуйте внесения своих замечаний и исправлений в протокол, просите на руки копии документов.
- Осмотры. Осмотр помещений и имущества проводят, когда нужно установить фактические обстоятельства: есть ли склад, работает ли производство, где находятся документы с тем, что отражено в отчётности компании.
Риски и ошибки: когда осмотр возник внезапно, часто нет ответственного от компании за сопровождение осмотра и не подготовлены документы для проверки. Сотрудники как правило теряются, нервничают и пытаются скрыть настоящее состояние имущества, не фиксируют нарушения инспекторов и не замечают ошибки в протоколе осмотра.
Как их избежать: проведите инструктаж для ответственного сотрудника или группы координации осмотра, подготовьте полный комплект документов об объектах осмотра. В процессе ведите свой протокол осмотра, фиксируйте в акте нарушения со стороны налоговиков и возникающие разногласия.
Поможем разобраться в деталях и нюансах налоговых проверок в прямом эфире 18 ноября в 18:00 (МСК). Проведут его эксперты Точка Банк вместе с Дмитрием Книженцевым — партнёром и руководителем группы налоговой политики и разрешения налоговых споров в Б1-Консалт.
Расскажем про актуальную статистику и реальные случаи, а также объясним, как обычно действуют налоговые органы и как грамотно вести себя на каждом этапе проверки.