Большой чёрный Кадиллак без номеров, без правил и без опознавательных знаков и это типично, никто не спорит. О каком городе мы?
Сначала может показаться, что это Москва 90-х? Однако нет. Это Нью-Йорк 2025 года. Крайне забавно и местами сюрреалистично наблюдать на улицах Манхэттана сегодня. Конечно, США славится огромным количеством силовых структур и спецслужб. Порой в аббревиатурах можно буквально утонуть: NSA, DOJ, FBI, CSI, ICE, DEA, ATF, CBP - список бесконечен. Разобраться в этой паутине сложнее, чем во внутренней структуре известной конторы на Лубянке, где департамент внутри департамента, служба в департаменте, отдел внутри службы, а в отделе - ещё один департамент, и так по кругу, дополнительно приправленное линиями, управлениями и специализациями.
Но речь не о российских делах. В особенности поскольку мы же здесь искренне уважаем свободу слова и разумеется по этой причине на российских площадках лучше говорить про США (по закону жанра) - исключительно во имя максимальной свободы выражения мыслей.
Американские силовики — это только верхушка айсберга
Представим себе структуру силовых органов США: громкие аббревиатуры, федеральные агентства, шерифы, копы, транспортные инспекции, дорожные патрули — и это далеко не вся архитектура.
Но вот что удивительно: в этой благополучной демократии тотального контроля существует явление ещё более отмороженное, чем любое из ведомств. Это то, что американцы называют ghost cars.
Машины-призраки - они передвигаеются без номеров, без маркировки, без опознавательных знаков, ну и конечно без каких-либо правил. Им в буквальном смысле всё равно, что написано на дорожных знаках. И нет, это чаще всего не подразделение секретных служб.
Кто же эти люди?
Всё куда проще, чем можно подумать. Половина этих беспредельщиков - обычные граждане, поверившие в себя. Люди, которые ни к каким структурам не относятся, но им достаточен уровень самоуверенности, чтобы чувствовать себя кем-то большим.
Вторая половина - уже интереснее, и до неё мы дойдём позже.
Почему копы не валят их, как в вирусных видео
Все мы видели кадры, где полиция в США применяет силу прямо на улице, но в центре крупных городов, особенно в Манхэттене вы почти никогда не увидите подобных сцен.
Причины просты:
- В плотном городском центре использование огнестрельного оружия максимально ограничено. Риск для граждан слишком велик.
- Из-за огромного количества федеральных агентов и сотрудников специальных подразделений (а их действительно много в Нью-Йорке) обычные копы стараются лишний раз не останавливать машины, которые хоть чем-то напоминают правительственные.
Ghost cars: что за это бывает
Казалось бы беспредел выглядит бесконечным, но это не так. В Нью-Йорке ghost cars - это не мем, а системная проблема. По данным NYPD и департамента транспорта, ежегодно в США арестовывают и привлекают к ответственности более 10000 человек, которые либо:
- ездили без номеров, намеренно скрывая идентификацию автомобиля;
- использовали поддельные специальные номера;
- выдавали себя за сотрудников спецслужб;
- имитировали автомобили полиции или федеральных агентств;
- применяли запрещённые световые и звуковые спецсигналы.
В Нью-Йорке это нарушение может повлечь:
- штрафы до нескольких тысяч долларов,
- конфискацию автомобиля,
- уголовное дело за impersonation (подражание сотруднику госоргана),
- дополнительную ответственность за obstruction (вмешательство в работу полиции),
- а в тяжёлых случаях — до года тюрьмы и выше в зависимости от штата.
И да, несмотря на кажущуюся хаотичность, охота на ghost cars реально ведётся NYPD проводит специальные рейды, используя ANPR-камеры, дроны и распознавание поддельных номеров.
С бомжами всё понятно, а вот вторая часть куда гораздо более интересная...
Параллельно с бомжами на понтах, играющими в ФБР за двадцать долларов с Aliexpres и уверенностью в глазах, существует совсем другой мир - тот, где играют уже не в спецслужбу, а в социальный статус, юридические лазейки и персональную безопасность, и играют, что примечательно всё в рамках закона.
Помимо фуллхауса спецслужб с кучей аббревиатур, есть ещё одна структура, которая в официальных реестрах никак не отражена. Она работает по старому нью-йоркскому принципу: I know people who know people. Именно в этой зоне зарождается феномен элитного эскорта - совершенно легитимного, сертификатного, лицензированного и выстроенного на стыке частной безопасности, политических связей, корпоративных протоколов и юридических исключений.
Как это вообще возможно?
Секрет прост: Американское право позволяет частным охранным структурам, корпоративным защитным службам и специализированным агентствам сопровождения получать определённые привилегии, если они:
- зарегистрированы как Protective Security Services,
- имеют сотрудников с лицензиями Armed Security / Executive Protection,
- работают по контрактам, связанным с реальной угрозой безопасности клиента,
- используют автомобили, одобренные для lawful emergency response при определённых условиях.
Это не мигалки в российском понимании и не проблесковые маячки с безлимитной свободой. Это emergency or hazard warning systems, разрешённые в частном секторе в определённых штатах - и Нью-Йорк, как ни странно, один из них, хотя и с чудовищной бюрократией.
Такие машины не выглядят как полицейские: никаких наклеек, никаких светоотражающих полос. Но могут быть:
– скрытые белые стробоскопы;
– официально зарегистрированные hazard response сигналы;
– специальные звуковые устройства, разрешённые только сертифицированным агентствам.
То есть формально - не спецслужба, но проверенный и лицензированный участник индустрии защиты VIP. Однако например полиция их лишний раз не останавливает, а часто наоборот помогает проезду.
И почему эти люди могут "аккуратно" проезжать на красный?
Конечно стоит признать, что не всегда, не везде и не бесплатно (штрафы очень часто придется платить). Однако закондательство штата позволяет сертифицированным охранным конвоям применять emergency-protocol driving в условиях, когда:
– существует документированная угроза клиенту (давайте подумаем насколько сложно это обосновать ха-ха),
– маршрут согласован с диспетчерским центром компании,
– автомобиль использует разрешённый тип сигнала,
– движение не создаёт опасности для других участников.
То есть если миллиардер едет из Midtown в Upper East Side, и есть официальный протокол сопровождения, команда имеет право:
– осторожно въезжать в перекрёсток на красный, предварительно убедившись в безопасности;
– временно занимать полосу emergency vehicles;
– останавливать движение рукой через сертифицированного traffic-agent охраны (это отдельная лицензия в некоторых частных агентствах).
И всё это абсолютно в рамках закона, но со штрафами (дайте как подумать что такое штраф 1000 долларов для мульти-миллиардера), ну и редких дополнительных разборок и аудитов, которые почти автоматически нивелируются наличием у таких людей и компаний целой армии юристов.
Сколько это стоит?
В Нью-Йорке рынок executive protection - это целая инфраструктура. Минимальная ставка за сопровождение уровня moderate risk (тут ради Вас конечно хулиганить никто не будет) - от 2000$ до 4000$ в сутки. Если же речь идёт о high profile / high risk клиенте (миллиардеры, фигуранты скандалов, семьи телеведущих, крупные инвесторы), то пакет может стоить около 50000$ в неделю, включая автомобиль, шофёра, вооружённого агента и планировщика маршрутов, а иногда доходит и до 250000$ в месяц, если требуется постоянная смена экипажей и круглосуточное наблюдение, за похулиганить на дороге цена может незначительно подрасти. Но-настоящему это не так уж и дорого для Нью-Йорка, учитывая, что вполне себе средняя ЗП там 150000$ в год. Как мы понимаем часть особенно "Нью Мани" миллиардеров легко раскошелятся на подобное мероприятие.
Почему штрафы — можно, но дороговато для обывателей?
Пропуск запрещённого поворота - 250$, нарушение разметки при сопровождении - редко, но могут оштрафовать до $500.
Ключевой момент: обычному человеку с многократными нарушениями ездить в принципе нельзя - он просто попадёт под уголовку за impersonation или reckless driving. При этом частному охранному агентству можно, но только в рамках регламента и со штрафами, потому что:
– они зарегистрированы;
– их перемещения логируются;
– ответственность застрахована;
– нарушения оплачиваются как расход компании.
Почему всё это работает?
В США безопасность элит - это индустрия на миллиарды долларов, законодательство штатов даёт пространство для легальных исключений, если:
– клиент потенциально подвержен угрозам (а кто из миллардеров и их тех, кто может себе позволить такое сопровождение не подвержен);
– компания имеет гослицензии;
– маршрут сопровождается trained personnel;
– соблюдаются все протоколы предотвращения аварий.
И да, эти конвои действительно существуют. Они ездят по Манхэттену, их трудно заметить, и обычный коп с высокой вероятностью не полезет тормозить колонну, если:
а) машина выглядит как профессиональный security vehicle,
б) водитель чётко показывает протокол,
в) нарушений нет, кроме допустимых в рамках сопровождения,
г) а остановив увидит перед собой армейского или полицейского ветерана, возможно даже кого-то из бывших коллег.
PS: а еще новая болезнь Нью-Йорка при всей жесткости законов США - это стрит-рейсинг прямо в центре города: