12 мифов об авторских правах

12 мифов об авторских правах

Сильное государство всегда уделяло внимание правовой охране своей интеллектуальной собственности. В России регулирование интеллектуальной собственности происходит через два разных правовых института — авторского права и патентного права.

Авторским правом охраняются объекты творчества человека (пока в России не признаются объектами авторского права произведения, созданные с помощью искусственного интеллекта). Это произведения литературы, живописи, хореографии, кинематографии, скульптуры, архитектуры и иные объекты творческого труда, которые имеют определенные формы выражения и отражают мысли, чувства, эмоции автора.

Патентным правом охраняются полезные модели, промышленные образцы и иные объекты, которые имеют потенциальную коммерческую ценность как технические решения, идеи, способы, методы и т.д. Оба института обладают собственной совокупностью правовых норм и подзаконных актов, а также собственную сферу регулирования отношений со своими нюансами.

Бытует мнение, что в России защищать авторские права нереально, поскольку они нигде не регистрируются, в отличие от объектов патентного законодательства. И этот миф далеко не единственный. Мы собрали аж 12 заблуждений, широко распространенных при упоминании термина «авторское право».

Миф 1. Авторские права плохо защищены законом

Авторское право — отдельный институт, целый комплекс правовых норм, регулирующих права и законные интересы авторов и правообладателей. В Гражданском кодексе РФ авторскому праву посвящена отдельная Глава 70 в составе Четвертой части кодекса.

Кроме того, авторское право регулируется также многочисленными международными соглашениями и конвенциями, к которым присоединилось большинство стран мира. А значит, права авторов защищены не только национальным законодательством, но и международным. Российское авторское право полностью соответствует всем стандартам и требованиям международного уровня.

За нарушения в сфере авторских прав в России предусмотрена и уголовная ответственность. Материальный ущерб, причиненный автору, может быть взыскан с нарушителя в порядке гражданского судопроизводства. Судебная практика не столь обширна, как по другим категориям дел. Но это не означает, что авторские права в России не защищаются.

Возможно, этот миф произрастает из факта, что объекты авторского права для их защиты не обязательно должны быть зарегистрированы за автором. Нет такой прозрачности в правообладателе, как, например, с объектами недвижимости. Однако право собственности на многие движимые вещи также не регистрируется, однако защищается.

Миф 2. Объекты авторского права в открытом доступе можно использовать без ограничений

Широкое использование сети интернет и легкая доступность, казалось бы, всех благ мира на расстоянии нескольких кликов действительно создает иллюзию, что пользоваться можно всем без ограничений. Однако это утверждение — очередной миф, который, кроме того, может способствовать нарушениям авторских прав.

12 мифов об авторских правах

Чтобы не стать нарушителем, необходимо помнить следующее:

  • свободное использование часто допускается исключительно в личных целях (использовать скачанную из интернета книгу можно для собственного прочтения, а можно для копирования и продажи. В первом случае использование может быть правомерным, а во втором случае – нет);
  • выкладывать в свободный доступ можно произведения в соответствии с открытой лицензией. В российском праве такая лицензия регулируется ст. 1286.1 ГК РФ, а в международном праве понятием Creative Commons. Тогда такое свободное использование будет правомерным, и права автора не будут нарушаться.

Во всех остальных случаях свободное использование произведений не допускается и требуется согласие правообладателя.

Миф 3. Если нет знака копирайта, то объект можно использовать

Нет такой нормы в российском праве, согласно которой правовую защиту произведение приобретает только после того, как на него нанесен какой-либо знак. Это еще один распространенный миф. Кроме того, множество охраняемых произведений существует в цифровом виде — нанесение на них каких-либо знаков в принципе невозможно.

Действительно, знак «копирайт», который представляет собой букву C в окружности, использовался ранее в англо-саксонских правовых системах. Тогда авторское право существовало, в основном, в сфере книгопечатания и во времена, когда большинство стран мира еще не поставили свои подписи под Бернской конвенцией 1886 года. С момента принятия этого главного международного договора в области авторского права произведения авторов подлежат охране с момента их создания. Нанесение на экземпляры произведений каких-либо знаков не влияет на охраноспособность объектов.

Во многих странах мира, чаще на печатных произведениях, до сих пор используется такая форма уведомления об авторском праве, как знак копирайта, однако она не является обязательной.

В данном случае лучше всего исходить из такого утверждения: любое произведение охраняется авторским правом, если вы на сто процентов не уверены в обратном. А для того чтобы всегда иметь доказательства авторства, используют такой метод как депонирование — фиксация формы и даты создания произведения в специальном реестре.

Миф 4. Есть объекты без авторских прав

Объектом авторского права является любое произведение автора, в которое вложен творческий труд человека, которое облечено в форму, доступную для восприятия другим человеком. Все, что создано автором-человеком в результате его творчества — безусловно, охраняется.

Однако законом действительно предусмотрен ряд исключений — объекты, на которые не распространяются авторские права, но и произведениями эти объекты назвать нельзя. Например, расписания транспорта, телепрограммы, тексты судебных актов, новости и т.д.

Все остальное, что не подпадает под исключения (а они описаны в п. 6 ст. 1259 ГК РФ), авторским правом охраняется. Перечень охраняемых объектов не является закрытым, а, значит, у всех объектов творческого самовыражения есть автор и охрана.

Миф 5. Можно использовать любой объект, если указать автора и источник

Авторское право не сводится к простой обязанности обывателя указывать автора при любом использовании произведения. Этого не достаточно. Правовая охрана подразумевает, что с авторским произведением ничего нельзя делать без согласия автора. А это, согласитесь, совсем не одно и то же с простым указанием его фамилии.

Указание автора при использовании произведения обеспечит соблюдение его неимущественных прав на имя, однако нарушит другие права на произведение — имущественные.

Перепечатка, продажа произведения автора, даже с указанием его имени, но без его согласия — это нарушение авторских прав.

Отдельными нормами закона регулируется процесс цитирования — с соблюдением этих правил использование произведения с указанием источника и автора будет правомерным.

Миф 6. Авторские права нарушаются только тогда, когда произведение используют в коммерческих целях

Для охраны прав автора не имеет значения цель нарушения. Как и не имеет значения, с какой целью преступник ворует чужое имущество. Любое использование произведения без согласия автора — нарушение его прав, с какой бы благой целью это не делалось. Об этом прямо указано в ст. 1270 ГК РФ.

Цель неправомерного использования может иметь значение при оценке степени тяжести правонарушения и, соответственно, при применении наказания. Например, при определении размера компенсации за нарушение авторских прав.

Миф 7. Эту идею надо запатентовать

В соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на:

  • идеи,
  • методы,
  • концепции,
  • принципы,
  • процессы,
  • способы,
  • системы,
  • решения технических, организационных или иных задач,
  • факты,
  • открытия,
  • языки программирования,
  • геологическую информацию о недрах.

Таким образом, идею защитить авторским правом не получится.

Сама по себе гениальная идея не защищается правом. Но если она будет выражена в виде технического решения, описания способа или метода, который можно применить к материальному объекту, тогда идея может получить охрану в рамках норм патентного законодательства. Однако это должна быть не просто идея, а идея в определенном выражении — в виде изобретения или полезной модели. Если идея будет выражена в форме учебника или научной статьи, доклада и т.д. — облечена в определенную форму — она может быть защищена как самостоятельное научное произведение.

Миф 8. Если не использовать авторское право, то оно теряется

Никакое право, в принципе, само по себе не теряется. И авторское – не исключение. Личные неимущественные и имущественные права автора охраняются независимо от того, использует их автор или нет. Законом не установлено, что для защиты произведения автор должен производить какие-то определенные действия. Произведения охраняются с момента их создания. А автор вправе самостоятельно определять, когда и каким образом использовать свое творение, и использовать ли его вообще.

Миф 9. Если я создаю свое произведение на основе уже существующего произведения, то все права на мое произведение принадлежат мне

Произведение, созданное на основании уже имеющегося произведения, называется производным. На производные произведения также распространяется авторское право. Для публикации произведения на основе существующего требуется согласие автора первоначального произведения. Такое правило существует в Российской Федерации, но есть страны, где для создания производного произведения не требуется согласия автора первоначального.

12 мифов об авторских правах

Автору производного произведения принадлежат права на этот объект, независимо от наличия прав на исходное произведение и при соблюдении этих прав. Однако если создается новое производное произведение на основе уже существующего без согласия первоначального автора, то это будет нарушением.

Миф 10. Ничего нельзя использовать без разрешения автора

Если бы все обстояло именно так, то авторское право было бы сведено к одной единственной норме, регламентирующей полный запрет на использование авторских произведений без согласия автора.

Вся совокупность норм авторского права РФ как раз и устанавливает условия правомерного пользования произведениями творчества — в каком порядке, в каких пределах, с какими условиями и уровнем вознаграждения.

Разрешения на использования произведения дает не только автор, но и иные правообладатели. Например, наследники умершего автора, либо те юридические или физические лица, к которым авторские права перешли в соответствии с заключенными лицензионными договорами. Распоряжаться авторскими правами могут и специализированные авторские общества, если такие полномочия им делегированы в установленном порядке.

Кроме того, после окончания срока охраны произведения — 70 лет после смерти автора — оно переходит в общественное достояние. Это означает, что произведение литературы, науки или искусства может быть свободно использовано любым лицом без получения согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Но это не означает, что произведение больше не охраняется – имя автора, авторство и неприкосновенность произведения от изменений по-прежнему охраняются.

Миф 11. Мне ничего не будет: у ответчиков в суде очень широкие права. В тюрьму-то я точно не сяду

Права у ответчиков действительно есть, однако права есть и у истцов, поскольку гражданский процесс в России является состязательным. Утверждать, что за нарушение авторских прав «ничего не будет» по меньшей мере самонадеянно и глупо.

Законом предусмотрены разные способы защиты прав авторов. В гражданско-правовом порядке в пользу авторов или иных правообладателей может быть взыскан причиненный нарушителем материальный ущерб, моральный вред, различные компенсации.

Нарушение авторских прав карается также и в уголовном порядке через применение ст. 146 УК РФ, где предусмотрено несколько составов. Наказание по данной статье установлено в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста или лишения свободы на максимальный срок до шести лет. Так что если посягательство на право автора привело к причинению крупного или особо крупного ущерба, то получить уголовное наказание и, соответственно, судимость — весьма реально.

Миф 12. Авторские права не регистрируются, поэтому ничего защищать не нужно. На моей стороне закон

Объекты авторского права действительно не обязательно должны быть зарегистрированы. Однако отсутствие данной формальности не влияет на факт охраны авторства. В соответствии с законодательством, произведение охраняется авторским правом с момента его создания. Так что закон в данном случае на стороне автора произведения.

Таким образом, в авторском праве действует принцип презумпции — права возникают в момент создания произведения, и автору нет необходимости ничего регистрировать и доказывать, пока отсутствуют споры.

12 мифов об авторских правах

Другое дело, что автор должен доказать свое авторство в случае возникновения споров и притязаний на объекты охраны — подтвердить, что именно это произведение было создано его творчеством в определенный момент времени. В этом случае наиболее удобный и действенный способ фиксации авторства — депонирование произведений.

Современные цифровые сервисы депонирования объектов авторских прав решают эти задачи просто, быстро и не затратно. Такие сервисы предоставляют авторам возможность всегда иметь доказательства на случай защиты своих прав и законных интересов. Через такой метод можно легко доказать приоритет (первичность создания произведения), но не всегда возможно установить, что произведение создано творческим трудом автора-заявителя.

Заключение

Российское авторское право призвано защищать личные неимущественные и имущественные права авторов произведений, способствует развитию творческого потенциала. Нормы развиваются и стараются реагировать на вызовы новой цифровой эпохи, когда появляются новые результаты творческой деятельности, а от момента создания произведения до момента его прочтения тысячами людей могут пройти считанные часы.

Безусловно, есть трудности в выявлении контрафакта в наш век высоких технологий и распространения информации. Однако это не делает авторское право нерабочим инструментом и не оставляет авторов без защиты со стороны закона.

33
10 комментариев

Автору производного произведения принадлежат права на этот объект, независимо от наличия прав на исходное произведение и при соблюдении этих прав. Однако если создается новое производное произведение на основе уже существующего без согласия первоначального автора, то это будет нарушением.Можно вот это развернуть в понятную форму?

Ну кавычки там, сноски. Что бы было ясно что не моя мысль а цитирую. То что персонажи в Диссернете "забывают".

Можно создать производное произведение на основе исходного. Например, сделать аранжировку исходной музыкальной композиции. Права на аранжировку будут принадлежать ее автору независимо от прав на исходное произведение.
Если автор аранжировки и автор исходного произведения не одно и то же лицо, то автор аранжировки должен запрашивать разрешение у автора исходного музыкального произведения. В противном случае, он нарушит закон.

Это вы мне ответили?
Проблема та же, что и в исходном посте - в какой момент возникает нарушение закона? В момент создания производного произведения, на которое не получено разрешение? Или в момент совершения определённых действий с этим производным произведением?
.
Поясню, существует такое явление, как фанфикшен - в рунете на этом специализируется пара крупных сайтов, в крупнейшем более 5 миллионов произведений по ~25 000 канонов. Каноном называется то самое исходное произведение, на основе которого пишется производное произведение, называемое фанфиком. Авторов канонов никто не спрашивает. Фанфики публикуются в свободном доступе, авторы выгоды не извлекают.
.
Нарушение закона возникло или, если нет коммерческого использования, то нет и нарушения?

Как-то формально и оторвано. Замечательно, что в нашей стране у нас так много прав, о которых мы почему-то или не знаем или не верим. Ну а как-же Диссернет? (его еще не признали иноагентом? странно). И то что кроме того, что у нас оказывается так много авторских прав, так еще на страже их неустрашимо стоит Иудушка-Михалков. Я так говорю, потому что уж очень у него получается эта так и не сыгранная роль Иудушки-Кровопивца, сидеть в кресле и нудно зудеть. Россия! Слышишь этот зуд!?

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен