{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Блогеры, паломники и рантье — не туристы. Новый закон о туризме: как лоббисты уничтожили права потребителей

Ростуризм разработал проект нового закона «О туризме и туристической деятельности», в котором довольно много изменений. Профильные ведомства всегда работают в связке с бизнесом и иногда законопроекты вносят серьезный дисбаланс в отношения на рынке. Мы провели свой анализ законопроекта и предлагаем посмотреть на него глазами туриста.

1. Блогеры — не туристы.

Как мне кажется, это явный ляп законопроекта, но тем не менее, норма исключает из числа туристов тех, кто посещает чужую страну или местность в целях получения дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Прочитать эту норму можно по-разному, а значит власти могут отказать блогеру или владельцу недвижимости за рубежом (при сдаче ее в аренду) в финансовой защите, эвакуации, применении иных защитных мер закона. Переводчики, гиды и собиратели бабочек тоже теперь не будут являться туристами, если их деятельность оплачивается.

По традиции, заложенной в конце 90-х, церковь снова не попала под госрегулирование. Церковные туры и паломничество будут проходить вне правового поля. Для этого в закон ввели отдельную норму. Рынок оценивается более чем в 500 млрд рублей, до 10% турпотока касается религиозных маршрутов. И естественно, в этой сфере масса злоупотреблений и мошенничества, но пока что прихожане остаются без защиты.

Из законопроекта:

турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до одного года подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

2. Дрожжи полномочий

Довольно много полномочий (50) в законопроекте нарезано под обновленный Ростуризм. Напомним, если раньше орган был больше сосредоточен на защите туристов (главные темы совещаний у Сафонова касались обманутых туристов и банкротства турфирм), то со сменой парадигмы и руководства (2019 год) — пришла новая риторика о развитии туризма, внутреннего в том числе. Новый закон — это просто россыпь новых полномочий (требующих вливания бюджетных денег). Назовем только некоторые из них.

а) Подготовка федеральной стратегии в сфере туризма и федеральных мастер-планов (глобальных планов развития туристического региона или кластера). Это дороги, стройки, земли. Как это делается, можно узнать, загуглив деятельность АО Курорты Северного Кавказа. У Счетной Палаты по поводу развития туризма данной компанией была однозначная позиция (на 2020 год):

«С момента создания ОАО «КСК» получило из федерального бюджета 31,4 млрд рублей. Из них 8,5 млрд рублей пошли на содержание самого Общества, свыше 20 млрд рублей – на приобретение и строительство инфраструктуры ОЭЗ. При этом механизм финансирования Обществом строительства объектов инфраструктуры непрозрачен… В 2018-2019 гг. экономия по итогам закупок Общества составила менее одного процента от начальных цен… ».

б) Научные исследования в сфере туризма, стандартизация, учреждение государственных наград в сфере туризма, конкурсы, выставки и иные публичные мероприятия.

в) Создание и управление проектом «Электронная путевка» — своеобразный «платон» для туризма, предусматривающий прослеживаемость денежных потоков, статистики и финансовых гарантий (сборов) в сфере туризма.

г) Координация развития гостиниц, пляжей, услуг гидов-переводчиков, детского, образовательного, сельского и др. видов туризма.

д) выстраивание собственного многопрофильного надзора (история, от которой пытались убежать в ходе реформы надзора — нельзя совмещать в одних руках контрольные и нормотворческие полномочия).

3. Фонд и усечение выплат

Одной из тихих революций в сфере туризма является вопрос о создании единого фонда выплат пострадавшим. Аналоги уже есть в сфере вкладов и долевого строительства, теперь и туризм. Кстати аналоги работают не всегда на пользу потребителям.

Сейчас выплаты туристам идут из нескольких источников. Это страховка, резервный фонд туроператоров, а также аналогичный фонд персональной ответственности (им оперирует независимая организация).

Сейчас по законопроекту "Фонд защиты прав туристов формируется за счет вступительных и ежемесячных взносов туроператоров, участвующих в системе гарантирования прав туристов". При этом если сейчас турист получает (так гарантировано, но бывали осечки, при массовом банкротстве) компенсацию всей стоимости тура и убытков, то по новым правилам эта сумма будет ограничена. Ее максимальный предел установит правительство и нет никаких гарантий, что он покроет убытки от сгоревших путевок. Особенно сильно могут пострадать люди, купившие дорогие туры (не Турция и Египет). В кулуарах обсуждают, что речь идет о сумме 40 000 рублей на человека, если путевка дороже — возмещения не будет.

4. Невозвратное бронирование гостиниц

Невозвратные тарифы — это, без преувеличения, бич современного общества потребления. Несмотря на однозначное правовое регулирование, сложившееся в гражданском праве (при отказе от услуг деньги за вычетом прямых расходов возвращаются заказчику), невозвратная концепция уже проникла в авиатарифы, в сферу спорта и зрелищных мероприятий, в страхование, а также широко применяется при реализации цифровых услуг (отказаться от Нетфликса можно только досмотрев контент до конца оплаченного периода). Известны также попытки сделать былью невозвратный вклад (без права забрать деньги досрочно).

Следует отметить, что и сегодня все тарифы только относительно возвратные. Гостиница вправе удержать обоснованные расходы, проблема же для бизнеса в том, что обоснованность расходов удается доказать довольно редко. Затраты на уход за фикусом, который стоит в фойе гостиницы и участвует в приеме гостей, судей, как правило, не убеждают.

Все обоснование невозвратных тарифов покоится на простом и популистском лозунге — это снизит затраты потребителя. Умалчивается, что возрастают риски потребления «впрок», падает уровень потребительской уверенности, растет нервозность и конфликтность (вспомните стресс от полетов с локуостерами), тарифы же со временем перестают быть гибкими и приносить пользу потребителю. Рынок в местах с низким уровнем конкуренции или в моменты повышенного спроса (горячий сезон, чемпионаты мира и симпозиумы) вполне себе завышает возвратный тариф, он становится заградительным и туристы вынуждены покупать "дешевые" невозвратные.

В законопроекте идея подана как право потребителя, выбрать тариф, но по факту права туристов на выбор улетят в трубу.

5. Уничтожение гарантий 100% возврата оплаченного тура

По существующему закону о туризме в случае, если тур отменен в связи с угрозами безопасности для туристов (вулканы, терроризм, эпидемии, военные действия и т.п.) — они имели право требовать возврата 100% от стоимости тура. Конечно, многие турфирмы не платили, вводили своих клиентов в заблуждение, убеждали, взывали к добрым чувствам, но суды были непреклонны и взыскивали все до копейки (пока не случился Covid-19, но это отдельная история).

Поскольку указанная защитная норма довольно больно била по карману туротрасли — ее просто убрали из законопроекта.

6. Интересы банков. Опять эскроу.

Законопроектом предусматривается возможность внесения денежных средств потребителя на счета эскроу, открытые в банке. Схема простая, деньги поступают на специальный счет и их расходование контролируется банком. Если услуга не оказана — денег турфирма не увидит.

Пока это дело добровольное (в отличии от рынка долевого строительства). Схемы с эскроу могут быть разные: в том числе целевые кредиты потребителей.

По всей видимости, стоит ожидать появления СберТура и направления в туризм кредитных средств крупнейших банков.

Статья будет дополняться, если в комментариях появится что-то интересное.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий

Интересное мнение. Спасибо за чтиво:)
Респект с 41 региона "Земли спящих Драконов" Камчатки.

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей
Автор

Надеюсь, к вам (в землю драконов) придут заслуженные туристические деньги ) При всей критике Ростуризма, они все же готовят разворот турпотоков внутрь страны.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Вы удивитесь, но деньги тут есть именно в этом векторе. Прошлое лето показало, как наши турфирмы обдирают туристов с большой земли.
А кстати за Интересный пост могу Вам выслать вот такой сувенир (на фото).
Чёрный вулканический песок с Халатырского пляжа.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Как будет происходить регулирование самостоятельного туризма? Когда человек сам купил у авиакомпании билет и забронировал отель.

Ответить
Развернуть ветку
Bikoz Bibikoz

Надеюсь, что никак. Железная няня регулирования и так уже в разнос пошла. Почему бы вместо тотального огораживания (законами и реальными заборами) не остановиться на идеи, что если человек близко подошёл к краю пропасти и улетел вниз, то он просто идиот...
В принципе, я кажется, знаю ответ на свой вопрос - огораживание и разрешительно-запретительные функции это и есть власть. "Больше власти, ещё больше власти" - кричали они)

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей
Автор

Вопрос оказался с подвохом... Законопроект в большей степени регулирует именно организованный туризм, привязанный к деятельности туроператора (гостиница+набор иных услуг или как минимум одной).

Самостоятельный туризм - в законопроекте есть такое понятие (как антоним организованного туризма, когда человек сам покупает туристические услуги), но по факту никакого регулирования нет, кроме одной нормы (даже нормой назвать сложно) - органы власти вправе содействовать развитию самостоятельного туризма.

То, что вы имеете в виду, к понятию туризма сейчас не относится, а по новому закону - не будет относиться к понятию турпродукт и большинство защитных мер (например страхование и финансовая защита через фонд) на такую схему распространятся не будут, потому что нет туроператора.

А вот эвакуация должна быть, как гарантия она прописана для туристов, но кто ее оплатит не понятно, поскольку эвакуация проводится за счет средств туроператоров.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда