Не время для интеграции: почему рынок не спешит с установкой счетчика Mediascope

Не время для интеграции: почему рынок не спешит с установкой счетчика Mediascope

В то время как панелью Mediascope для измерения объема аудитории телеканалов уже давно пользуются участники ТВ-рынка, интернет-площадки настроены против установки счетчика медиаизмерителя. Опрошенные «Телеспутником» компании, как правило, предпочитают свои счетчики, но договариваться им все равно придется. Причем до того, как будут официально сформированы формат, получатели и частота публикаций отчетов Mediascope, основанных на полученных от интернет-площадок данных.

В начале февраля 2022 года Роскомнадзор определил перечень сайтов, чью аудиторию будет считать Mediascope. Комиссия по отбору уполномоченной организации при Роскомнадзоре согласовала 79 интернет-площадок, в том числе 27 аудиовизуальных сервисов, 4 новостных агрегатора, 8 социальных сетей, 26 зарегистрированных средств массовой информации, а также 14 иных информационных ресурсов. Полный список этих ресурсов приведен в опубликованном службой протоколе (откроется PDF-файл) заседания комиссии.

Один из двух способов передачи единому измерителю данных об аудитории площадок, которые вошли в реестр Роскомнадзора, — это установка счетчика Mediascope. После интеграции с площадкой измеритель будет автоматически собирать те данные, которые ему необходимы для проведения исследования интернет-аудитории. Состав этих данных описан в Постановлении Правительства РФ №1929 от 12 ноября 2021 года. В этом списке содержатся обезличенные и зашифрованные идентификаторы владельца ресурса и пользователей, а также информация о посещении ресурсов из реестра и контенте, который просмотрели пользователи на этих ресурсах. Кроме того, компании должны будут передать категорию человека (физлицо или юрлицо) и информацию об оборудовании, которое он использует для получения доступа к сайту. Методология проведения исследований утверждена приказом Роскомнадзора №197 от 20 сентября 2021 года.

«Кроме тех данных, которые нам передадут площадки, мы будем использовать собственные измерительные панели и математические алгоритмы, которые помогут оценить объем аудитории измеряемых ресурсов в людях, а не технологических метриках (просмотрах, «униках»), и составить социально-демографический портрет аудитории. Цель единых измерений — дать рынку сопоставимые данные об аудитории интернет-площадок, которые можно сравнить и с другими медиа, в первую очередь ТВ», — рассказал старший PR-специалист Mediascope Денис Чернецкий.

С 2017 года Mediascope выступает уполномоченным Роскомнадзором измерителем ТВ-аудитории, а до этого более 15 лет компания работала на рынке под названием TNS (Kantar Media, входящая в британский медиахолдинг WPP, владела TNS до 2016 года). Ее рейтинги используются при продаже рекламы на каналах. «Мы предоставляем рынку данные об аудитории ТВ, передаем Роскомнадзору ежегодные отчеты по объему аудитории телеканалов. На сегодняшний день в телевизионной панели Mediascope участвуют более 9 тыс. домохозяйств», — делится цифрами Денис Чернецкий. Первые измерения московской аудитории Рунета в рамках эксперимента Mediascope озвучил в 2006 году.

ЛУЧШЕ МЫ САМИ

Собственно, по №266-ФЗ от 1.07.2021 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который и привел к формированию перечня исследуемых сайтов, его владелец обязан обеспечить уполномоченному Роскомнадзору измерителю «возможность проведения исследования аудитории». То есть либо установить на сайте оборудование Mediascope, либо предоставить ему данные, «необходимые и достаточные для проведения исследования».

В перечень инфоресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, вошли «Кинопоиск» и «Яндекс.Новости». Еще в марте 2019 года «Яндекс» убрал со своих страниц счетчики Mediascope. «По закону у нас есть возможность выбрать между счетчиком и прямой передачей информации. Мы не будем ставить счетчики измерителя на наши ресурсы и планируем передавать достаточный для анализа аудитории набор обезличенной информации о посещении своих площадок. Такая схема позволяет соблюсти баланс между защитой данных, прозрачностью измерения интернет-аудитории, а также соблюдением законодательных требований», — пояснил представитель пресс-службы «Яндекса».

В ivi планируют реализовать S2S-интеграцию и передавать данные со своих серверов на сервера Mediascope. «10 лет мы используем собственный счетчик, который соответствует требованиям Mediascope по полноте предоставляемых данных. Наш счетчик разрабатывался и используется для расчетов с правообладателями и рекламодателями», — отметил директор по технологии ivi Евгений Россинский.

В список Роскомнадзора вошел видеосервис Movix. «Мы самостоятельно аккумулируем данные с наших приложений и затем передаем их через API в Mediascope. Такой метод для нас наиболее оптимален, поскольку позволяет использовать полученные данные для собственных нужд», — поделился руководитель направления PR «ЭР-Телеком Холдинга» Наталья Гиссек.

В список ведомства попали такие проекты Rambler&Co, как «Газета.ru» и «Рамблер.Новости». Компания также планирует организовать самостоятельную передачу обезличенных данных медиаизмерителю. «Такое решение позволит сохранить высокую скорость загрузки сайтов медиахолдинга», — сообщил представитель пресс-службы Rambler&Co.

Часть компаний из списка Роскомнадзора отвечали формулировкой «Не комментируем»: VK (в перечень вошли «Одноклассники», «Вконтакте», Mail Video, «Новости@mail.ru»), «СТС медиа» («Домашний», СТС), Okko. Или же просто игнорировали запросы «Телеспутника»: ВГТРК («Смотрим», «Карусель», «Вести.ру»), МТС (Kion), «Газпром-Медиа» (RuTube, Premier, СПАС, НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», «Пятница», «ТВ3»), «Лайм Эйч Ди» («Лайм HD TV», «Цифровое ТВ 20», «Лайт HD TV»), «Национальная медиа группа» («Известия», СТС, «Домашний», «1 канал», «Кино1ТВ», «Пятый», More.tv, «Рен ТВ»), РИА «Новости» (ПРАЙМ), ТАСС, Start.ru, «SPB TV Россия», «Амедиатека», «24ТВ», СМИ2, Likee, Lenta.ru, РБК, КП, МК, «Взгляд», Russian.rt.com, РГ, «Коммерсант», «Фонтанка.ру», АИФ, «Вести.ру», «Интерфакс», Life.ru, «Ведомости», «Звезда», «Муз-тв», ОТР, «ТВ центр», «Мир», «Мегафон», «Билайн». В пресс-службе «Ростелекома», от которого в перечень вошел Wink, «воздержались от комментариев». Собственно и сам зачинатель измерителей – Роскомнадзор – также проигнорировал запрос «Телеспутника».

«Компании не ставят медиасчетчики, потому что пытаются договориться на отгрузку данных собственными логами. Сейчас много участников рынка находятся в переговорах с Mediascope по заключению соглашений, которые должны обеспечить конфиденциальность данных в том числе», — рассуждает он.

«Мы уже начали взаимодействие со многими площадками из реестра, но работа с ними сейчас находится на разных технических этапах. Мы сможем позже сообщить о результатах интеграции», — отчасти подтвердили слова Бырдина в Mediascope.

БИТВА ЗА ПЛЮСЫ

С момента подписания президентом России Владимиром Путиным закона о едином измерителе, он подвергался критике не только со стороны представителей отрасли, но и Минэкономразвития. Эксперты связывают недоверие интернет-компаний к инструменту Mediascope с непрозрачностью методики сбора и проведения подсчета. «Формально, как и в случае с едиными телеизмерениями, мы должны ежегодно предоставлять в Роскомнадзор отчет об аудитории интернет-площадок. Формат, получатели и частота публикаций отчетов в целом (или дополнительно) пока еще обсуждается», — пояснил Денис Чернецкий.

Среди плюсов использования собственного счетчика участники рынка называют и то, что он установлен на всех приложениях каждой конкретной компании, даже на тех, где закрыта возможность выгружать обновления, как в случае с ivi. «Из минусов Mediascope — требуется время на интеграцию счетчика и его поддержку. Кроме того, существует потенциальная угроза работоспособности наших приложений: у нас нет возможности установить еще один счетчик в приложения, которые уже выгружены и больше не будет обновляться», — отметил Евгений Россинский.

В Mediascope утверждают, что установка счетчика медиаизмерителя, наоборот, является приоритетным способ передачи данных, поскольку он менее затратный по времени и организационным ресурсам. Частично с этим согласились в «Сети городских порталов», входящей в состав группы компаний Hearst Shkulev Group. Сеть включает 44 городских сайта, но в список Роскомнадзора попал лишь E1.ru. «Решили поставить счетчик Mediascope, потому что это быстрее. Явных плюсов и минусов пока не нашли, так как еще не успели в полной мере использовать сервис, с момента установки прошло мало времени», — рассказали в службе поддержки Hearst Shkulev Group.

Ранее в Роскомнадзоре говорили, что перечень интернет-площадок, подлежащих измерению интернет-аудитории, будет пополняться. Не вошедшие пока в список компании к этому готовы. Так, генеральный директор Tvigle Media Евгения Петрова сообщила, что как только на видеосервисе Tvigle появится стриминг телеканалов, то ситуация изменится. «Однако мы сделали промер отдельно с коллегами из Mediascope. Объем измеряемой аудитории сильно отличается от того, что показывают нам другие используемые нами счетчики. Основная проблема, как мы видим, в том числе невозможность Mediascope измерять аудиторию приставок, смарт-ТВ. Здесь мы используем свою статистику аудитории по активным подключенным устройствам. Из возможных сложностей использования Mediascope видим необходимость оплачивать этот счетчик отдельно. К сожалению, в текущих условиях это проблематично, особенно, когда сервис работает по модели AVoD», — поделилась Евгения Петрова.

Единый измеритель интернет-аудитории должен был заработать еще осенью 2021 года, согласно №266-ФЗ от 01.07.2021 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Затем Роскомнадзор озвучил срок «с 1 марта 2022 года». С учетом того, что практически все стороны отказываются комментировать проблему или в лучшем случае говорят о ведущихся переговорах, то обязательная дата сотрудничества с Mediascope может быть снова перенесена.

33
реклама
разместить
Начать дискуссию