Решение суда по META* - что это значит для IT и Gamedev компаний?

*признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Решение суда по META* - что это значит для IT и Gamedev компаний?

На прошлой неделе Тверской районный суд города Москвы вынес решение, согласно которому американская корпорация Meta Рlatforms Inc.* (здесь и далее - *признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) нарушает права россиян и угрожает конституционному строю страны. В связи с этим Meta* была признана экстремистской организацией. Решение суда касается деятельности двух социальных сетей – Facebook* и Instagram*, но не мессенджера WhatsApp, поскольку у него нет функций по публичному распространению информации.

До признания Meta* экстремистской организацией социальные сети Facebook* и Instagram* были важнейшими инструментами для рекламных кампаний представителей IT и Gamedev отрасли. После судебного решения и изменения правового статуса социальных сетей на практике появилось множество вопросов:

  • Можно ли всё еще покупать рекламу в социальных сетях Facebook* и Instagram* для продвижения собственных продуктов и связанных услуг

  • Можно ли получать денежные средства от Facebook* и Instagram* в качестве прибыли по результатам рекламных кампаний?

  • Можно ли размещать логотипы Facebook* и Instagram* или ссылки на профили в этих социальных сетях на упаковке продукта, на изображениях или внутри видеороликов?
  • Можно ли и дальше позволять пользователям игр и приложений осуществлять авторизацию для входа через Facebook*?

  • Будет ли передача персональных данных пользователей игр и приложений социальным сетям считаться экстремизмом или поддержкой экстремистской деятельности?

Следует признать, что судебное решение Тверского районного суда не обладает большой правовой определенностью, и решение суда явно принято без учета особенностей рекламных и маркетинговых процессов.

Для того, чтобы понять потенциальные эффекты решения Тверского районного суда на дальнейшее развитие рекламных и маркетинговых процессов российских IT и Gamedev компаний в Facebook* и Instagram*, мы вышли за пределы текста решения и обратились к сторонним источникам. В результате мы смогли сформировать некоторое понимание статуса экстремистской организации в текущих реалиях и последствий использования инструментов Facebook* и Instagram* для рекламы и продвижения программных продуктов.

Временная фора – до 28 апреля 2022 года

Прежде всего, IT и Gamedev компаниям нужно понимать, экстремистская организация становится таковой после вступления в силу судебного решения. До вступления решения в законную силу организация не может оказаться в перечне экстремистских организаций Минюста.

Несмотря на то, что Решение Тверского районного суда было принято к немедленному исполнению, оно еще не вступило в законную силу – у Meta Рlatforms Inc.* есть месяц после 28 марта 2022 года (день изготовления решения в окончательной форме) на апелляционное обжалование. Поэтому до 28 апреля 2022 года осуществление привычной рекламной деятельности в Facebook* и Instagram* не будет являться финансированием или информационной поддержкой деятельности экстремистских организаций. Формально Meta* еще не приобрела этот статус.

После 28 апреля 2022 года

Основные риски, с которыми в перспективе столкнутся IT и Gamedev компаний, связаны с подведением коммерческой деятельности с использованием Facebook* и Instagram* под следующие составы преступлений:

  • заказ платных услуг (включая размещение рекламы) и осуществление каких-либо платежей в пользу Meta* может рассматриваться как финансирование экстремистской организации (ст. 282.3 УК РФ);

  • предоставление информации (включая персональные данные при авторизации через социальные сети) экстремистской организации в совокупности с финансированием экстремистской деятельности (п. 22.2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11);
  • публичная демонстрация логотипов компании Meta*, социальных сетей Facebook* и Instagram* может квалифицироваться как пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистской организации (ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ), а в случае внесения этих логотипов в Федеральный список экстремистских материалов — также по ст. 20.29 КоАП РФ.

Среди преступлений, предусмотренных УК РФ, отсутствует «получение финансовой помощи или денежных средств от экстремистской организации». Поэтому получение выплат по результатам рекламных кампаний ни до, ни после 28 апреля 2022 года не должно образовывать какой-либо состав преступлений экстремистской направленности.

Поскольку до вступления решения в законную силу есть еще месяц, мы уверены, что у IT и Gamedev бизнеса и экспертного сообщества появится множество вопросов к формулировкам судебного решения и границам его реализации. Однако уже сейчас мы можем выделить два варианта реализации, чтобы IT и Gamedev компании за месяц могли оценить риски применительно к своей деятельности с использованием инструментов Meta*.

Благоприятный вариант реализации судебного решения

Тверской районный суд указал, что меры судебной защиты не ограничивают действия по использованию программных продуктов компании Meta* физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.

Соответствующую оговорку суд ввел, основываясь на заявлении прокурора, участвующего в судебном заседании от Генпрокуратуры РФ: «Лица не будут привлекаться к ответственности только за то, что они пользуются услугами Meta*».

Прокурор не уточнил, пользование какими именно услугами – коммерческими или «пользовательскими» – допускается обычным лицам в социальных сетях Meta*. Реклама относится к услугам продвижения, которые предоставляют Facebook* и Instagram*.

Роскомнадзор в ответе на запрос ТАСС повторяет позицию суда: физические и юридические лица, которые не преследуют экстремистских целей, могут пользоваться этими соцсетями без ограничений.

И суд, и Роскомнадзор формулируют «использование» максимально широким образом и не сводят его к коммерческой или некоммерческой основе.

Получается, что преступление экстремистской направленности с использованием инструментов Meta* может совершить только определенный субъектный состав – лица, принимающие участие в запрещенной законом деятельности и преследующие экстремистские цели. Как правило, IT и Gamedev компании не преследуют этих целей, когда с помощью рекламы в Facebook* и Instagram* демонстрируют обновление приложения или появление новой фичи в мобильной игре.

В идеале судебную оговорку хотелось бы понимать следующим образом: если лицо в Facebook* и Instagram* не размещает, не распространяет и не призывает к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении российских граждан и изменения основ конституционного строя РФ, то такое лицо может осуществлять свою привычную деятельность в социальных сетях без каких-либо ограничений.

Негативный вариант реализации судебного решения

К такому варианту реализации склоняется Российская ассоциация электронных коммуникаций. На сайте РАЭК можно найти экспертное разъяснение, что под разрешенным использованием понимается «вход на данные ресурсы и размещение в нем контента, не противоречащего законодательству Российской Федерации». Разъяснение РАЭК явно предполагает, что функционал Facebook* и Instagram* может быть использован без ограничений только для личных целей без коммерческого взаимодействия с Meta*.

Покупка рекламы в Facebook* и Instagram* является коммерческим взаимодействием и образует прибыль Meta* от финансовой деятельности социальных сетей. В таком случае идет предоставление денежных средств экстремистской организации, за счет которых она может поддерживать свое существование и осуществлять экстремистскую деятельность.

Аналогичным образом следует понимать передачу в адрес Meta* персональных данных российских пользователей, которые осуществляют авторизацию в игре или приложении через Facebook*. Предоставление персональных данных может быть квалифицировано как информационное обеспечение экстремистской организации в целях совершения ею хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности. Наиболее «подходящие» преступления, которые Meta* могла бы совершить, используя персональные данные россиян, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предлагает следующие:

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его национальной или языковой принадлежности;

  • публичные призывы к осуществлению действий экстремистской направленности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов;
  • подстрекательство к осуществлению действий экстремистской направленности.

Отметим, что РАЭК не является госорганом или органом государственной власти, его эксперты не являются уполномоченными представителями, поэтому на переднем плане все равно продолжает оставаться решение суда без каких-либо дополнительных уточнений со стороны уполномоченных лиц и госорганов.

Надеемся, до 28 апреля 2022 года РКН или Генпрокуратура предоставит дополнительные разъяснения и уточнения относительно коммерческого использования функционала Facebook* и Instagram*.

Рекомендации на сегодня

Сейчас, не дожидаясь более детальных разъяснений относительно покупки рекламы и финансирования экстремистской деятельности, мы можем рекомендовать IT и Gamedev компаниям:

  • Отказаться от использования логотипов Meta*, Facebook* и Instagram* на логотипах собственной продукции, в рекламных материалах и российских социальных сетях. При этом нет необходимости «очищать» все ранее опубликованные материалы и посты от логотипов, поскольку, как подтвердил глава комитета Госдумы по информационной политике, такие материалы и продукция могут реализовываться без опаски.

  • Ограничить возможность авторизовываться в мобильных играх и приложениях посредством социальных сетей Facebook* и Instagram*, поскольку при предоставлении возможности авторизоваться в любом случае происходит размещение логотипа или названия социальной сети, что может быть приравнено к публичному демонстрированию логотипов или атрибутики компании Meta*.

* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

Автор статьи: Марина Пожидаева, юрист Versus.legal

11
1 комментарий

Добрый день. Подскажите нет ли какой то дополнительной информации от РКН и Генпрокуратуры по поводу коммерческого использования продуктов? Интересует именно не прямое использование в личных целях, а настройка рекламных кампаний для стронних зарубежных организаций?

Ответить