Обзор налоговых мер поддержки IT отрасли

Какие налоговые меры для поддержки IT-отрасли уже реализованы за последний месяц, а какие только предлагается принять?

1. Реализованные меры

1.1. Для аккредитованных в Минцифре IT-компаний ставка по налогу на прибыль с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024 года установлена в размере 0% вместо 3%, введенных в рамках налогового маневра в 2020 года

Условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль остаются прежними:

(1) налогоплательщиком является российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, разрабатывающая и реализующая разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающая услуги (выполняющая работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливающая, тестирующая и сопровождающая программы для ЭВМ, базы данных;

(2) организацией получен в Минцифре документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

(3) доля доходов* организации от деятельности в сфере IT (см. пункт 1 выше) по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

(4) среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

*за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Основание: Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

1.2. IT-компании освобождаются от налогового контроля до 3 марта 2025 года включительно

Для аккредитованных в Минцифре IT-компаний проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, приостанавливается до 03.03.2025 включительно.

Выездные налоговые проверки, решения о проведении которых вынесены до 24 марта 2022 года, должны быть завершены налоговыми органами в установленном порядке. Продление срока таких выездных налоговых проверок не осуществляется.

Назначение и проведение выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций возможно только с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Для обоснования назначения выездной налоговой проверки нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен мотивированный запрос.

Основание: Письмо ФНС России N СД-4-2/3586@ от 24.03.2022

1.3. Согласно новой позиции ФНС реорганизация юридического лица в форме разделения или выделение с целью применения налоговых льгот для IT-компаний не может рассматриваться как форма искусственного дробления бизнеса и уход от налогообложения

Сама по себе реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельное юридическое лицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в сфере информационных технологий, не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни в нарушение пункта 1 статьи 54.1 Кодекса и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения ("дробление бизнеса", необоснованное получение налоговых льгот и пр.).

Не имеет значения, в интересах каких лиц (внутри группы компаний, взаимозависимых и (или) аффилированных лиц, внешних пользователей и пр.) IT-компанией осуществляется деятельность в области информационных технологий.

В отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот, предусмотренных в пунктах 1.15, 1.16 статьи 284 и подпунктах 3, 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, не может ставиться налоговыми органами под сомнение. Получение такой экономической выгоды полностью соответствует целям ее введения - налоговой поддержки IT-отрасли.

Основание: Письмо ФНС России N СД-4-2/3289@ от 17.03.2022

2. Обсуждаемые меры

2.1. Минцифры предлагает распространить налоговые льготы для IT-компаний на услуги по внедрению российского ПО, продажи рекламы на онлайн-платформах, представлению платного доступа к контенту, на образовательные онлайн-услуги, на услуги по разработке и продаже российских программно-аппаратных комплексов

Минцифры предлагает распространить действующие налоговые льготы для IT-отрасли на компании, получающие доходы от:

  • услуг по доработке, внедрению и поддержке российского ПО;
  • продажи онлайн-рекламы на своих платформах;
  • предоставления платного доступа к контенту (в т.ч. по подписке);
  • оказания образовательных услуг с использованием онлайн-платформ;
  • продажи сервисов онлайн-бронирования и электронных билетов;
  • продажи товаров и услуг с использованием своих платформ.

Предлагается также исключить из условий применения налоговых льгот требование к минимальной численности сотрудников организации (сейчас для применения налоговых льгот для IT-компаний в штате организации должно быть не менее семи сотрудников).

2.2. Минцифры предлагает ввести пониженные ставки налога для правообладателей российского программного обеспечения, применяющих упрощённую систему налогообложения

Минцифры предлагает установить для региональных малых и средних предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, являющихся правообладателями ПО, включённого в реестр российского ПО, ставки налога в размере 1% при объекте налогообложения «доходы» и 5% при объекте налогообложения «доходы минус расходы».

При этом некоторые регионы уже внедрили похожие меры поддержки для локальных IT-компаний. Например, в Ростовской области принят закон, согласно которому на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно снижаются ставки по упрощенной системе налогообложения до 1 процента при объекте налогообложения «доходы», до 5 процентов при объекте налогообложения «доходы минус расходы» для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

(1) разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;

(2) деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;

Условия применения льгот:

- выручка по указанным видам деятельности за налоговый период составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки;

- включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства до 01.03.2022.

2.3. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий ускоряющие коэффициенты амортизации российского программного обеспечения и радиоэлектроники

Указанным законопроектом предлагается реализовать новые меры поддержки отечественных технологических решений. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, данные меры направлены на стимулирование практического внедрения таких решений организациями, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации.

Предусматривается право организаций - налогоплательщиков налога на прибыль, применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении следующих объектов:

1) нематериальных активов, являющихся исключительными правами на программы для электронных вычислительных машин и базы данных (далее – ЭВМ и БД), включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и БД;

2) амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Предполагается, что налогоплательщики самостоятельно, исходя из своих экономических потребностей, будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации.

В результате применения специального коэффициента налогоплательщики – обладатели исключительных прав на российское программное обеспечение и налогоплательщики – собственники российской радиоэлектронной продукции смогут увеличивать суммы начисленной амортизации, которые затем включаются в расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не определена.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы следить за новостями в сфере интеллектуальной собственности и правового регулирования информационных технологий.

Начать дискуссию