{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Новая конвенция ООН против киберпреступности: чего ждать?

11 марта завершилась первая сессия Специального комитета ООН по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Результатом работы комитета должен стать проект конвенции. О ходе работы комитета и основных сложностях читайте в разборе наших экспертов.

Значительный рост киберпреступности связывают не только с тем, что преступники стали чаще наносить урон критически важной инфраструктуре с помощью доступа к данным и взлома систем, но и с тем, что все чаще вообще любые действия преступников так или иначе затрагивают цифровую среду. Соответственно, для расследования большинства преступлений необходимы электронные доказательства, доступ к которым затруднительно получить, особенно если необходимая информация хранится в другой стране. Этим пробелом зачастую и пользуются преступники. Для того, чтобы облегчить сотрудничество, государства-члены ООН договорились разработать Конвенцию о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Предполагается, что цель договора — решить вопрос о том, как лучше сотрудничать при обмене информацией и при этом не нарушать права человека и другие международные соглашения.

Конечно, процессы согласования и, тем более, вступления в силу и имплементации могут затянуться, учитывая, что впервые идея такого соглашения была выдвинута в рамках заседания Генеральной Ассамблеи ООН еще в 2019 году. Но как только договор вступит в силу, полномочия компетентных органов по доступу и обмену данными пользователей в рамках уголовных расследований существенно расширятся. Тем самым, будет затронута приватность миллиардов людей по всему миру.

Для работы над соглашением был учрежден ad hoc комитет — Специальный комитет по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Это межправительственный комитет экспертов открытого состава, представляющий все регионы, который и будет заниматься разработкой текста Конвенции. Специальный комитет проведет не менее шести сессий. Первая сессия комитета проходила с 28 февраля по 11 марта. Результатом работы комитета должен стать проект конвенции.

На каком этапе подготовка Конвенции сейчас?

На первой сессии 60 государств, участвующих в работе комитета, изложили свои позиции по поводу следующих вопросов:

  • что такое киберпреступность
  • какие преступления должны входить в сферу действия договора
  • какими новыми обязательствами по сотрудничеству должны быть наделены государства
  • процессуальные аспекты защиты прав человека и основных свобод

Задача комитета — согласовать точки зрения государств, которые значительно или даже полярно расходятся.

Во-первых, среди государств явно отсутствует консенсус относительно того, какие сферы будет регулировать конвенция. Большинство стран настаивает на применении конвенции только к сфере охраны правопорядка. Например, государства ЕС настаивают на исключении из сферы регулирования вопросов «национальной безопасности», Бразилия выступает против обмена данными «для поддержания международного мира и безопасности». Граница между киберпреступностью, с одной стороны, и национальной безопасностью и кибервойнами — с другой, размывается: многие преступления против национальной безопасности регулируются национальным уголовным правом.

Во-вторых, государства расходятся в позициях относительно того, какие преступления будут охватываться конвенцией. Материальная сфера действия договора потенциально обширна, так как преступлений, связанных с цифровым пространством, великое множество. Но только некоторые из них по своей сути связаны с информационными технологиями, то есть объектом правонарушений являются именно данные или компьютерные системы. Большинство государств согласны с тем, что только такой тип преступлений должен входить в сферу действия конвенции. Некоторые государства, наоборот, настаивают на включении преступлений, связанных с контентом. Например, Россия и Китай хотят включить в сферу действия конвенции подстрекательство к терроризму, Китай и Индонезия — дезинформацию, Индонезия, Лихтенштейн, Мексика, Норвегия, Россия, США — нарушение авторских прав.

Однако, лучше придерживаться позиции Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, согласно которой любое включение преступлений, совершаемых с помощью технологий (в отличие от «основных» киберпреступлений), должно быть ограниченным. Это очевидно, ведь иначе у государств появится вполне легальная причина запросить доступ к данным активистов, журналистов, политиков, ведь для определения таких преступлений они будут руководствоваться национальным правом.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда