Например, бренд одежды подал заявку на пять направлений товаров и услуг: одежда (25 класс МКТУ) , аксессуары (18 класс МКТУ) , интернет-магазины (35 класс) , услуги по пошиву (40 класс МКТУ) и проведение мастер-классов (41 класс МКТУ) . Роспатент провел экспертизу и одобрил регистрацию только на услуги ателье — 40 класс. Про то, что зарегистрированный знак не будет действовать на одежду, юристы директору не сказали — не разобрались или решили недоговорить, чтобы не утруждать себя оспариванием. В итоге такая регистрация не поможет правообладателю, если кто-то на маркетплейсе начнет продавать одежду под таким же или слишком похожим брендом — этот знак ведь не действует на одежду, а защищается только по услугам ателье.
Появилось несколько вопросов, надеюсь что не пропустил ответы на них в тексте.
Футболки и штаны — это однородные товары, а вот футболки и сумки — уже вряд ли.Возникают ли явные сложности с удалением товаров при правильной регистрации товарного знака?
Если взять логотип Adidas, и немного изменить лого и назвать кеды Abibas, то на сколько вероятен судя по практике выигрыш в суде и есть ли возможность предотвращения таких рисков?
Спасибо!
Если говорить про блокировку на маркетплейсах, то сложности в основном возникают организационные. То есть если товарный знак зарегистрирован правильно, и претензия написана обоснованно, то с высокой долей вероятности товар нарушителя заблокируют. Тут вопрос даже скорее не в том, заблокируют или нет, а в том, когда это сделают. То есть иногда бывает так, что сначала модераторы дают отписки, потом ты отправляешь претензию в юротдел, там общаешься с ними, потом модерация удаляет артикулы, но не все, дальше с ними нужно еще дальше переписываться и напоминать о себе. В общем, юридическая рутина такая получается.
По второму вопросу про изменение лого или названия — у нас в России считается нарушением права на товарный знак не только использование точно такого же названия/лого, но и сходного обозначения. При этом сходство оценивают по нескольким критериям: визуальное, фонетическое, семантическое. То есть если название пишется похоже (adidas — abidas), то сходство есть. Если пишется по-разному, но звучит похоже (adidas — адидас) — тоже сходство есть. Иногда бывает сходство находят даже по смыслу, например как-то раз суд взыскал компенсацию за нарушение знака «4hands» использованием обозначения «4руки».
Поэтому если нарушитель использует сходный товарный знак для однородных товаров, то вероятность наказать его через суд достаточно высока. «Детские» доводы нарушителя в духе «а у них буквы большие, а у нас маленькие» или «а у них там буква «О», а у нас вместо нее нарисован мячик в лого» в суде вряд ли сработают. Хотя, конечно, суд — соревновательный процесс, и тут еще все зависит от активности сторон спора.
Кроме того, суд обращает внимание и на иные факторы, которые могут увеличивать вероятность сходства до степени смешения или наоборот уменьшать. Именно в этих факторах кроется ответ на вопрос, как минимизировать риски отказа суда по мотиву отсутствия сходства до степени смешения.
Чем меньше отличий в обозначении нарушителя и товарным знаком правообладателя, тем выше вероятность, что суд установит сходство. Именно поэтому компании регистрируют не один товарный знак, а целые серии — варианты обозначений. Например, регистрируют отдельно название на русском языке, отдельно на английском, отдельно логотип. Тут сразу убивают двух зайцев: и для доказывания сходства можно будет взять ближайший зарегистрированный вариант, и серийность знаков — это тоже фактор, который учитывают суды. То есть если у правообладателя есть серия товарных знаков, то его позиция становится более сильной.
Второй фактор — известность обозначения. Чем больше компания использует обозначение в реальной коммерческой деятельности, тем выше вероятность, что суд защитит интересы этой компании. Поясню от обратного: если компания зарегистрировала товарный знак, а потом не использует его в бизнесе и только предъявляет претензии окружающим, то есть вероятность, что суд откажет компании во взыскании компенсации. Мотивировать могут по-разному — могут счесть такую деятельность злоупотреблением правом, а могут решить, что раз компания не использовала знак в бизнесе, то и компенсировать ей нечего, никаких потерь от того, что кто-то использовал сходный знак, не возникло. Именно так борятся с патентными троллями.
Но иногда в такие ситуации попадают не только патентные тролли, но и компании, которые неправильно зарегистрировали свой товарный знак — зарегистрировали в одном виде, а используют в другом. Получается, что когда доходит дело до доказывания использования, то показать компании нечего — у нее там или логотипы на деле другие, или название слегка отличается. Так суды и проигрывают.
В общем, чтобы минимизировать риски, имеет смысл регистрировать знак именно в таком виде, в котором он будет использоваться на товарах, сайтах, в рекламе и т.д., а если знак используется в нескольких вариациях, то регистрировать все их, или хотя бы ключевые, как самостоятельные товарные знаки. Конечно, если компания недавно открылась, то им хотя бы одим знак зарегистрировать для начала, но если у компании уже устойчивый бренд с прицелом на дальнейшее развитие, то можно посмотреть в сторону регистрации вариантов обозначений.
Это не "недобросовестные продавцы", это параллельные продажи.
Да в таких ситуациях у каждого своя правда, ситуации тоже бывают разные — я тут не берусь обобщать. Иногда бывает так, что производитель реально на ровном месте пытается заблокировать своих же оптовиков — сам сначала продал товар, а потом начинает ставить условия, где продавать, а где нет. А бывает наоборот — оптовики делают всякие нехорошие вещи и делают вид, что все в порядке. Самая болезненная история, например, это когда оптовики разбавляют партию оригинального товара контрафактом.
Вайлдберрис не блокируют недобросовестных продавцов, они предоставляют ИНН и адрес Эл.почты,чтобы самостоятельно связывались
Да, иногда бывает и так отвечают. А иногда бывает так, что пишут, мол, все заблокировали, а идешь по ссылкам — а половина по-прежнему работает. Дальше нужно еще раз писать, напоминать про оставшиеся артикулы, и так до победного. Но в большинстве случаев, если претензия действительно обоснованная, то получается добиться блокировки, просто не всегда сразу — где-то за 3-4 дня вопрос решается, а где-то и пару-тройку недель уходит.
Статья прямо в тему, мы производители, увидел что наши товары просто перепродают сильно дороже. На фото наш товарный знак и ип. Хотелось бы понять как лучше действовать в этой ситуации.