{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Все, что вы не знали о реестрах авторских прав

Российскому человеку не привыкать к разного рода реестрам — реестр собственников жилья, прав на недвижимое имущество, реестр юридических лиц, должников и т.д. Поговорим о еще одном реестре, не менее важном в современном мире.

Проблема защиты произведений

В наших реалиях мгновенного распространения информации, мира цифровых решений, интеллектуальная собственность приобретает особое значение. Технологии создаются людьми, без них невозможно развитие никакого государства и общества в целом. Поэтому, оценивая уровень развития страны, как правило, принимается во внимание правовая база и практика ее применения по отношению к объектам интеллектуальной собственности.

С другой стороны, когда многие вещи может производить техника, ценностью становятся предметы творчества и интеллектуальной деятельности человеческого разума. И это тоже становится своеобразным «богатством» любой страны мира, а значит — требует защиты. Но по общим, международным принципам авторского права, произведения охраняются с момента их создания и для правовой защиты не требуется обязательная регистрация.

Автор произведения понимает, что его творение охраняется авторским правом независимо от наличия регистрации, и свободно преподносит его аудитории. В век интернета после пары нажатий на клавиши компьютера произведение в миг долетит до миллионов читателей. Гарантировать добросовестность использования творческого труда автора никто не сможет. Интернет — это не только удобно и быстро, но еще и опасно — в плане нарушения авторских прав, в том числе.

На помощь авторам в решении этой проблемы приходит добровольная регистрация. Она означает, что автор может зафиксировать в специальных электронных базах данных свое произведение в той форме, в какой он хочет его защитить. Это процедура депонирования — загрузки файла с произведением в системы реестров хранения информации. В дополнение к фиксации формы, автор получает доказательства времени депонирования, указание имени или псевдонима автора. Таким образом, фиксируется приоритет создания, авторство и форма произведения. Депонирование — удобный способ добровольной регистрации авторских прав.

Наличие депонированного произведения в реестре авторских прав — доказательство авторства и приоритета.

Проблема поиска произведений и авторов

Несмотря на небольшое количество нормативных актов, мир авторского права не такой уж простой. Большая проблема — права на так называемые «сиротские» произведения. Этим термином обозначают объекты авторского права, правообладатели которых не определены — не заявили о себе, нет наследников, не найдены способы, как связаться с возможным автором и т.д. В отношении произведения возникает ситуация, когда оно охраняется, но получить разрешение на пользование им невозможно в силу вышеуказанных объективных причин. В Евросоюзе существует отдельный реестр таких «бесхозных» произведений, в России создание подобного реестра только обсуждается.

Но даже если произведение не является сиротским, с автором необходимо будет связаться в случае желания сделать адаптацию, перевод или использовать его иным образом. Для этого необходимо убедиться в правообладателе и получить данные о нем или его представителе для связи. А значит, мы снова приходим к выводу, что нужно провести поиск произведения по реестру.

Иногда произведение необходимо использовать в исследовательских или образовательных целях, особенно это касается научных работ. Нужно процитировать, использовать фрагменты, а для этого желательно знать правообладателя и знать, какой конкретно текст (какая форма объекта права) охраняется. И здесь тоже придется искать произведение по реестрам.

Реестры могут помочь и в поиске плагиата, и с целью участия в различных конкурсах, где нужно подтверждать авторство и уникальность творения, а также с целью декларации объектов интеллектуальной деятельности при перемещении через таможенные границы.

Поиск по реестрам — очень важная процедура в целях предотвращения нарушения авторских прав. Иногда процесс поиска авторов и их произведений необходим в рамках определенных процедур.

Понятие реестра объектов интеллектуальной собственности

В общем понимании реестр — это информационный ресурс, где информация систематизирована и хранится в виде списков, перечней, регистров и т.д. Таким образом, реестр авторских прав — это систематизированная информация об объектах авторского права с указанием их авторов, правообладателей, времени регистрации и ряда других параметров. Сами произведения (объекты прав) депонируются в соответствующих разделах реестра (или на отдельных ресурсах), позволяя зафиксировать форму (содержание) охраняемого объекта.

Реестр можно вести на бумажных носителях, и тогда это будет, скорее, называться каталогом или картотекой, а можно использовать все современные достижения работы с базами данных и все методы обработки и хранения большого объема информации.

Современные реестры — это целые системы и сервисы, позволяющие из любой точки мира получить практически моментально не только самую основную информацию о произведении, но и ряд дополнительных сведений. Много информации об объектах, права на которые возникли задолго до появления электронных баз данных, уже оцифровано и к ним имеется доступ.

На сегодняшний день реестры авторских прав — это удобные цифровые сервисы, позволяющие не только надежно сохранить информацию, но и обеспечить к ней быстрый доступ с соблюдением всех необходимых условий для этого.

Международные реестры

Процессы глобализации в мире и интернет-связь позволили делать реестры авторских прав международного масштаба. Это означает, что доступ к ним при определенных условиях открыт не только в рамках страны-держателя реестра, но и для иностранных граждан и организаций.

Бюро авторского права США

Примером самого масштабного международного реестра авторских прав может служить каталог, который ведет Бюро авторского права США — структурное подразделение Библиотеки Конгресса, самой крупной в мире библиотеки, содержащей более 160 миллионов объектов.

Реестр авторских прав при Бюро авторского права США — это архивное хранилище всех зарегистрированных работ — объектов авторского права, начиная с 1870 года.

В докомпьютерную эпоху архив собирался на карточках с описаниями работ, таких карточек насчитывается около 45 миллионов. Начиная с 1977 года реестр ведется в электронной форме и состоит из более шестнадцати миллионов записей.

Бюро авторского права США играет огромную роль в сохранении культурного наследия не только Америки, но и всего мира. Этот орган определяет во многом общемировую политику развития авторского права, оказывая также информационную поддержку и консалтинговые услуги.

Европейский реестр ARROW

С 2008 года в Европейском Союзе действует проект ARROW (Accessible Registries of Rights Information and Orphan Works towards Europeana). Это еще один пример реестра авторских прав для творческих работ авторов Евросоюза. Он представляет собой результат объединенных усилий европейских национальных библиотек, организаций коллективного управления авторскими правами, издателей, — проект по поддержке Цифровой библиотеки Европейской комиссии. В нем также есть раздел с «сиротскими» произведениями.

Обратившись к этому реестру, можно узнать информацию о правообладателях конкретного произведения, выяснить, можно ли получить и у кого разрешение на оцифровку произведения, увидеть правовой статус объекта охраны и другие сведения.

Данная система развивается и совершенствуется — в 2011 году в базу данных объектов авторских прав начали включать мультимедийные произведения. Этот реестр играет крайне важную роль в сохранении культурного наследия Европы и вносит огромный вклад в развитие авторского права.

Реестры авторских прав в России

В Российском законодательстве также закреплен принцип правовой охраны произведения с момента его создания автором без необходимости регистрационных процедур. Однако мировая практика показывает, что защита авторских прав более действенна и результативна, если авторы добровольно регистрируют и депонируют свои работы. Для этого в России есть реестры разного статуса и направления, поскольку результаты интеллектуальной деятельности весьма разнообразны.

Реестр произведений российских правообладателей — РАО

Российское авторское общество (РАО) — это негосударственная, некоммерческая организация по коллективному управлению авторскими правами, которая представляет интересы российских и зарубежных авторов и правообладателей.

В рамках своих функций РАО ведет базы данных о правообладателях и произведениях, права управления которыми переданы РАО. Общество ведет следующие реестры:

  • произведений российских правообладателей;
  • произведений зарубежных правообладателей.

РАО хранит также депонированные произведения.

Реестр произведений Российского Союза Правообладателей

Российский Союз Правообладателей — еще одна аккредитованная Министерством культуры РФ организация по коллективному управлению авторскими правами под руководством Никиты Михалкова. Основной функцией этой структуры является защита прав авторов музыкальных и аудиовизуальных произведений, а также правообладателей, изготовителей фонограмм и исполнителей.

Российский Союз Правообладателей имеет свои ресурсы:

  • реестры правообладателей (отдельно на физических лиц и юридических лиц);
  • реестры объектов прав — произведений, аудиовизуальных произведений и фонограмм.

К реестрам дан свободный доступ на сайте РСП, организована возможность поиска через ключевые слова, указана творческая роль, правообладатель, жанр произведения и другие сведения.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности — ТРОИС

Федеральная Таможенная Служба РФ ведет свой реестр объектов интеллектуальной собственности, это своеобразный инструмент честной конкуренции в области импорта. Реестр администрируется в электронной форме и защищает правообладателей от незаконного ввоза «серого» импорта и контрафакта на территорию РФ. Система работает по всему периметру таможенной границы страны.

Если объект интеллектуальной собственности внесен в ТРОИС, то признаки нарушения авторских прав в отношении него будет проще выявить при прохождении процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

В планах — запустить наднациональный реестр объектов ИС в рамках Таможенного Союза, который бы распространял свое действие на все территории стран-членов ЕАЭС: Беларуси, Армении, России, Кыргызстана и Казахстана. Евразийская Экономическая Комиссия работает над этим.

Реестр объектов интеллектуальной собственности COPYTRUST

Примером частного сервиса по депонированию и регистрации произведений может служить технологичный современный реестр COPYTRUST. Защищать свои авторские права, имея метку времени (доказательства существования объекта авторского права на определенный момент времени), доказательства авторства и формы произведения, становится проще и результативнее.

Сервис COPYTRUST:

  • универсален — депонировать можно любые форматы произведений;
  • безопасен и надежен — используются российские криптографические алгоритмы шифрования информации;
  • доступен — круглосуточно, из любой точки мира, с любого устройства у пользователя есть доступ к системе;
  • прост в использовании — есть поддержка, интуитивно понятные формы для заполнения и удобная форма взаимодействия с пользователями.

Предлагая демократичные тарифы, COPYTRUST обеспечивает высокий уровень сервиса в сфере оформления доказательств наличия прав на любые объекты интеллектуальной собственности.

Заключение

Регистрация авторских прав — процедура хоть и необязательная в силу норм закона, но многие авторы предпочитают все же прибегнуть к ней, заботясь о доказательствах своего авторства. Ведь в возможных спорах именно автору придется доказать, что произведение он создал своим творчеством. Различные реестры – прекрасный инструмент для обеспечения таких доказательств. А современные технологии сделали процесс добровольной регистрации и депонирования весьма комфортным и быстрым.

0
1 комментарий
Anthea Lilacy

Чем элементарный почтовый ящик автора, в который можно загрузить аудио файлы с фиксацией времени, отличается от депонирования? Кроме того любой почтовый ящик изначально имеет важнейшую функцию, можно переслать письмо с аудио материалом и датой его возникновения куда угодно. Тем боле почта закреплена за телефоном, телефон закреплен за паспортом, паспорт закреплен за автором произведения. Лучше защиты просто не придумать.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда