Работа b2b: как не допустить безнадежной «дебиторки»

Чтобы не копить дебиторскую задолженность — вводите штрафные санкции.

В закладки

Многим предпринимателям наверняка знакомо: услуга оказана, но деньги на счет не поступили, хотя по договору уже давно должны быть переведены. Хорошо, если это произойдет в течение недели, месяца — до тех пор, когда придется закупать расходные материалы и платить зарплату сотрудникам. А если через год? Наш совет: чтобы не копить дебиторскую задолженность — вводите штрафные санкции.

Жила-была на свете компания, назовем ее «подрядчик». Зарабатывала она тем, что принимала заказы на ремонт машин от более крупных компаний и распределяла их по техцентрам. Подрядчик платил субподрядчикам два-три раза в год, но сразу большую сумму. Поэтому они терпеливо ждали. Но наступил кризис и «что-то пошло не так»: техцентры не увидели на своих счетах значительных сумм — задолженность перед некоторыми компаниями доходила до полутора миллионов рублей. Субподрядчики обратились в суд, дело выиграли, но денег своих не получили – агрегатор обанкротился. Потребовать выплат с владельцев автомобилей техцентры тоже не могли.

Реальность такова, что при возникновении неконтролируемой дебиторской задолженности вы, в большинстве случаев, теряете деньги. Поэтому лучше не допускать её вовсе.

Вам хотят сделать заказ на полмиллиона рублей? Проверьте, а располагает ли заказчик такими средствами, какая у него репутация, как долго он работает на рынке.

Предположим, деньги есть, но он может просто не заплатить. Поэтому в договоре важно прописать обеспечительные меры, например, залог автотранспорта.

Если речь о постоянном клиенте, который систематически нарушает сроки оплаты, то здесь нужна грамотная договорная и претензионная работа. Договор и все приложения к нему должны учитывать специфику вашего бизнеса, возникающие в нем риски, содержать перечень обеспечительных средств и штрафных санкций. При составлении договора не лишним будет учесть существующую судебную практику, а также раз в месяц проводить мониторинг на предмет возникновения судебных дел в отношении контрагента — возникают ли претензии от других сторон, выступает ли контрагент ответчиком?

Что касается претензионной работы, то она состоит не только в направлении исковых заявлений в суд. До этого вообще лучше не доводить. Претензионная работа — это грамотная консультация, звонок, сделанный вашему контрагенту вовремя.

Как снизить риски плохой дебиторской задолженности?

  • Всегда проверяйте новых контрагентов. Вам в помощь: открытая база судебных дел: посмотрите, упоминается ли ваш контрагент в судебных делах в качестве истца или ответчика; сайт налоговой: посмотрите, есть ли к будущему контрагенту претензии со стороны налоговых органов; база судебных приставов: выясните, ведутся ли в отношении интересующей вас компании исполнительные производства. Яндекс и Google: посмотрите сайт, пробейте в поисковиках — почитайте отзывы о компании.
  • Договор и приложения к нему должны содержать: порядок оказания услуг, поставки товара, его передачи, порядок оплаты, содержать санкции за несоблюдение сроков, а также перечень так называемых обеспечительных средств.

Важно: договор должен учитывать специфику именно вашего бизнеса — если дело дойдет до суда, то именно договор будет являться системой координат, от которой будет отталкиваться судья при принятии решения.

  • Управляйте дебиторской задолженностью: ведите мониторинг, контролируйте ситуацию у контрагентов (см. п.1) и, при возникновении проблем, как можно раньше начинайте претензионную работу.
  • Рынок изменчив — схемы трехлетней давности безнадежно устарели. Если при работе с крупным клиентом напрямую отсрочка платежа в 3-4 месяца допустима (указано в договоре), то с агрегаторами и посредниками такой сценарий сегодня уже становится высокорисковым.

Что делать, если клиент нарушает срок оплаты?

На две недели — обязательный звонок: напоминаем о платеже, уточняем сроки, фиксируем достигнутые обязательства в письме по электронной почте. Отслеживаем исполнение. Если контрагент говорит, что оплатил, просим платежное поручение.

На один месяц— претензионное письмо с отсылками на договор на имя руководителя компании. Письмо отправляется:

  • по электронной почте – не забудьте запросить подтверждение о прочтении;
  • курьером на фактический адрес – на втором экземпляре обязательна отметка о получении: дата, ФИО, должность лица, по возможности – печать «для документов»;
  • почтой России на фактический и юридический адреса – обязательно с уведомлением о доставке и чеками об отправке.

Не забудьте позвонить и поинтересоваться, получено ли письмо. Если оплаты не поступило — обращайтесь в суд. Напомню, что ваше заявление должно быть грамотно оформлено и опираться на договор.

При небольших суммах иска можно использовать электронную систему подачи заявления.

Средний срок рассмотрения дела: от 3 месяцев до одного года.

#советы_юриста #дебиторская_задолженность #Игорь_Новиков #evrland_legal #колонка #право #помощь_юриста #консультация_юриста #юристы #юридические_проблемы #юридическая_консультация #малый_бизнес #проблемы_малого_бизнеса

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Игорь Новиков", "author_type": "self", "tags": ["\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u044b","\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u044b","\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f_\u043a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u044b_\u043c\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430","\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e","\u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c_\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430","\u043c\u0430\u043b\u044b\u0439_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u043a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f_\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0438\u0433\u043e\u0440\u044c_\u043d\u043e\u0432\u0438\u043a\u043e\u0432","\u0434\u0435\u0431\u0438\u0442\u043e\u0440\u0441\u043a\u0430\u044f_\u0437\u0430\u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","evrland_legal"], "comments": 13, "likes": 10, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 53047, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Dec 2018 21:20:32 +0300" }
{ "promo": {"title":"\u0411\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a \u0432 \u0412\u0435\u0433\u0430\u0441\u0435","order_id":0,"state":80,"description":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441.\u0422\u0430\u043a\u0441\u0438\u00bb \u043e CES","email":"kontsarenko@gmail.com","button_text_id":0,"link":"https:\/\/vc.ru\/yandex.taxi\/56184-bez-cheloveka-v-voditelskom-kresle-ne-kataetsya-nikto-a-my-nachali","app_store_link":null,"google_play_link":null,"color_id":1,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"fde0aad4-708e-e885-d18c-427be9d10fcd\",\"width\":488,\"height\":487,\"size\":70187,\"type\":\"jpg\",\"color\":\"1a1513\",\"external_service\":[]}}","total":15000,"with_payment":false,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"24\",\"available\":\"true\",\"price\":\"15000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":35225,"scrolls_count":0,"clicks_count":104,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://vc.ru/redirect?hash=1a74d55c23feefca512c69875bff37fcbe384ca617a5148499bcd799df76df7f&component=booster&id=113&type=daily&target=entry&url=aHR0cHM6Ly92Yy5ydS95YW5kZXgudGF4aS81NjE4NC1iZXotY2hlbG92ZWthLXYtdm9kaXRlbHNrb20ta3Jlc2xlLW5lLWthdGFldHN5YS1uaWt0by1hLW15LW5hY2hhbGk=", "buttonText": "Узнать", "location": "entry", "id": "113" }
{ "id": 53047, "author_id": 232090, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53047\/get","add":"\/comments\/53047\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53047"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "possessions": [] }

13 комментариев 13 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Ребята, где вы только такой говно-контент откапываете. Это же постараться нужно

Ответить
2

Штрафы - так себе затея. Если уж имеется острая необходимость работать с отсрочкой платежа, лучше рассмотреть варианты с факторингом (при крупных оборотах) или разработать программу лояльности, получение бенефитов по которой предполагает отсутствие просроченной задолженности. Это добавит шансов оказаться на вершине стопки со счетами к оплате.

Ответить
3

при жирных временах - норм совет. но у малого бизнеса и среднего тупо нет свободных денег зачастую в очень многих сферах. а крупный платит с отсрочкой часто в квартал-полгода. но конечно зависит от сферы.

Ответить
2

Согласен, но как говорится, кто экономит на охране, тот разоряется на похоронах)
И кстати, малый бизнес по Российской классификации это, на минутку, предприятие с годовым оборотом около 800 млн. рублей. Если же брать микро-бизнес и все что мельче, тут мне кажется только профилактические меры помогут (они в статье упомянуты). Работа с крупными клиентами сопряжена с рисками задержки платежей и желательно оценить риски прежде чем ввязываться в такие отношения. Ну и штрафные санкции в договоре крупные клиенты скорее всего вообще не пропустят (навяжут свой типовой договор).

Ответить
1

Не около а от 120 до 800

Ответить
0

с типовыми договорами можно работать все-таки иногда - вносить и правки, и как-то вести переговоры. ну и контролить. куча знакомых попадали на безнадежную дебеторку, потому что схемы даже прошлого и позапрошлого года с рассрочками стали провальными... особенно аккуратно нужно с агрегаторами. срабатывает эффект домино. ну и смотреть баланс - иногда лояльность клиента ничто в сравнении с рисками.

Ответить
2

Факторинг целесообразен, как было сказано, при существенном обороте, и требует надёжного оформления долга. Малый бизнес часто ни тем, ни другим не отличается. Программа лояльности - вариант, но опять же, для немногих.

Ответить
0

факторинг

Факторинговые компании работают с весьма ограниченным перечнем компаний которые вам должны.

Если уж имеется необходимость

Чуть менее чем всегда.

Ответить
2

Основа рабоиы с дебеторкой/кредиторкой.
В первую очередь платят тем кто настойчиво требует платить )

Ответить
1

Волшебных таблеток нет, в суд - потеря клиента в перспективе , необходимо смотреть по ситуации

Ответить
1

В прошлом году постоянный клиент больее чем на месяц 700к просрочил (при одобренной отсрочке 30 дней) им материнская компания тупо денег не давала.
Я подал в суд и сразу деньги для дочки нашлись.
Работаем все ок.

Ответить
0

Золотое правило))

Ответить

0

Автор - гений. Как заставить работников не опаздывать? Опоздал на 5 минут - штраф 5000. Как заставить девушку убираться дома? Не убралась - штраф 5000.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }