Работа b2b: как не допустить безнадежной «дебиторки»

Чтобы не копить дебиторскую задолженность — вводите штрафные санкции.

Работа b2b: как не допустить безнадежной «дебиторки»

Многим предпринимателям наверняка знакомо: услуга оказана, но деньги на счет не поступили, хотя по договору уже давно должны быть переведены. Хорошо, если это произойдет в течение недели, месяца — до тех пор, когда придется закупать расходные материалы и платить зарплату сотрудникам. А если через год? Наш совет: чтобы не копить дебиторскую задолженность — вводите штрафные санкции.

Жила-была на свете компания, назовем ее «подрядчик». Зарабатывала она тем, что принимала заказы на ремонт машин от более крупных компаний и распределяла их по техцентрам. Подрядчик платил субподрядчикам два-три раза в год, но сразу большую сумму. Поэтому они терпеливо ждали. Но наступил кризис и «что-то пошло не так»: техцентры не увидели на своих счетах значительных сумм — задолженность перед некоторыми компаниями доходила до полутора миллионов рублей. Субподрядчики обратились в суд, дело выиграли, но денег своих не получили – агрегатор обанкротился. Потребовать выплат с владельцев автомобилей техцентры тоже не могли.

Реальность такова, что при возникновении неконтролируемой дебиторской задолженности вы, в большинстве случаев, теряете деньги. Поэтому лучше не допускать её вовсе.

Вам хотят сделать заказ на полмиллиона рублей? Проверьте, а располагает ли заказчик такими средствами, какая у него репутация, как долго он работает на рынке.

Предположим, деньги есть, но он может просто не заплатить. Поэтому в договоре важно прописать обеспечительные меры, например, залог автотранспорта.

Если речь о постоянном клиенте, который систематически нарушает сроки оплаты, то здесь нужна грамотная договорная и претензионная работа. Договор и все приложения к нему должны учитывать специфику вашего бизнеса, возникающие в нем риски, содержать перечень обеспечительных средств и штрафных санкций. При составлении договора не лишним будет учесть существующую судебную практику, а также раз в месяц проводить мониторинг на предмет возникновения судебных дел в отношении контрагента — возникают ли претензии от других сторон, выступает ли контрагент ответчиком?

Что касается претензионной работы, то она состоит не только в направлении исковых заявлений в суд. До этого вообще лучше не доводить. Претензионная работа — это грамотная консультация, звонок, сделанный вашему контрагенту вовремя.

Как снизить риски плохой дебиторской задолженности?

  • Всегда проверяйте новых контрагентов. Вам в помощь: открытая база судебных дел: посмотрите, упоминается ли ваш контрагент в судебных делах в качестве истца или ответчика; сайт налоговой: посмотрите, есть ли к будущему контрагенту претензии со стороны налоговых органов; база судебных приставов: выясните, ведутся ли в отношении интересующей вас компании исполнительные производства. Яндекс и Google: посмотрите сайт, пробейте в поисковиках — почитайте отзывы о компании.
  • Договор и приложения к нему должны содержать: порядок оказания услуг, поставки товара, его передачи, порядок оплаты, содержать санкции за несоблюдение сроков, а также перечень так называемых обеспечительных средств.

Важно: договор должен учитывать специфику именно вашего бизнеса — если дело дойдет до суда, то именно договор будет являться системой координат, от которой будет отталкиваться судья при принятии решения.

  • Управляйте дебиторской задолженностью: ведите мониторинг, контролируйте ситуацию у контрагентов (см. п.1) и, при возникновении проблем, как можно раньше начинайте претензионную работу.
  • Рынок изменчив — схемы трехлетней давности безнадежно устарели. Если при работе с крупным клиентом напрямую отсрочка платежа в 3-4 месяца допустима (указано в договоре), то с агрегаторами и посредниками такой сценарий сегодня уже становится высокорисковым.

Что делать, если клиент нарушает срок оплаты?

На две недели — обязательный звонок: напоминаем о платеже, уточняем сроки, фиксируем достигнутые обязательства в письме по электронной почте. Отслеживаем исполнение. Если контрагент говорит, что оплатил, просим платежное поручение.

На один месяц— претензионное письмо с отсылками на договор на имя руководителя компании. Письмо отправляется:

  • по электронной почте – не забудьте запросить подтверждение о прочтении;
  • курьером на фактический адрес – на втором экземпляре обязательна отметка о получении: дата, ФИО, должность лица, по возможности – печать «для документов»;
  • почтой России на фактический и юридический адреса – обязательно с уведомлением о доставке и чеками об отправке.

Не забудьте позвонить и поинтересоваться, получено ли письмо. Если оплаты не поступило — обращайтесь в суд. Напомню, что ваше заявление должно быть грамотно оформлено и опираться на договор.

При небольших суммах иска можно использовать электронную систему подачи заявления.

Средний срок рассмотрения дела: от 3 месяцев до одного года.

88
13 комментариев

Ребята, где вы только такой говно-контент откапываете. Это же постараться нужно

5
Ответить

Штрафы - так себе затея. Если уж имеется острая необходимость работать с отсрочкой платежа, лучше рассмотреть варианты с факторингом (при крупных оборотах) или разработать программу лояльности, получение бенефитов по которой предполагает отсутствие просроченной задолженности. Это добавит шансов оказаться на вершине стопки со счетами к оплате.

2
Ответить

при жирных временах - норм совет. но у малого бизнеса и среднего тупо нет свободных денег зачастую в очень многих сферах. а крупный платит с отсрочкой часто в квартал-полгода. но конечно зависит от сферы.

3
Ответить

Факторинг целесообразен, как было сказано, при существенном обороте, и требует надёжного оформления долга. Малый бизнес часто ни тем, ни другим не отличается. Программа лояльности - вариант, но опять же, для немногих.

2
Ответить

факторингФакторинговые компании работают с весьма ограниченным перечнем компаний которые вам должны.

Если уж имеется необходимостьЧуть менее чем всегда.

Ответить

Основа рабоиы с дебеторкой/кредиторкой.
В первую очередь платят тем кто настойчиво требует платить )

2
Ответить

Волшебных таблеток нет, в суд - потеря клиента в перспективе , необходимо смотреть по ситуации

1
Ответить