Как правильно подобрать и закрепить название за собой название компании?

Запуская бизнес, важно правильно выбрать название компании. Оно будет запоминаться, звучать в СМИ, оно позволит выделиться среди конкурентов на рынке. У него будет свой вес и своя репутация. При выборе названия важно обратить внимание не только на имиджевую, «эстетическую» сторону, но также на соблюдение всех формальностей с точки зрения закона. Ведь какие-то наименования просто запрещено использовать. Ниже вместе разберемся, как правильно выбрать название компании, закрепить его за собой и соблюсти все требования закона.

Что такое фирменное наименование и как его получить?

Официальной базой сведений о юридических лицах является ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц), в котором и указывается название юрлица. Официально оно называется фирменным наименованием, и с ним юрлицо ведет свою коммерческую деятельность и выступает в обороте.

Название должно быть выбрано при создании компании. Оно вносится в устав и другие учредительные документы будущего общества. После успешной подачи и принятия документов для государственной регистрации название и другие сведения о компании появятся в ЕГРЮЛ и будут доступны для всех пользователей Интернета. Изучение такого реестра до выбора наименования поможет понять, можно ли использовать понравившееся имя.

Существует 4 варианта наименования:

1. полное фирменное наименование на русском языке;

2. сокращенное наименование на русском языке;

3. полное наименование на английском или другом иностранном языке;

4. сокращенное наименование на английском или другом иностранном языке.

Обязательным является только полное наименование на русском языке, а остальные выбираются по желанию. Причем требования к полному совпадению названий на русском и английском языке нет. Дословно переводить название с русского на английский никто не заставляет, поэтому здесь можно и покреативить. В целом, без иностранного варианта можно и обойтись, если вы нацеливаетесь исключительно на российский рынок. Тем не менее, стоит заранее учесть, что стратегия бизнеса может и измениться.

Фирменное наименование должно:

· использоваться только коммерческими юридическими лицами;

· содержать организационно-правовую форму внутри наименования (то есть вид ЮЛ: общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», публичное акционерное общество «Сказочный дом» и т.д.);

· иметь творческий и/или фантазийный элемент (фирма, продающая ванны, не может называться ООО «Продажа ванн», так как названия только из слов, обозначающих род деятельности, запрещены);

· Не иметь запрещенных элементов, перечисленных в п. 4 ст. 1473 ГК РФ (названия госорганов, общественных объединений и иностранных государств; аморальные, антигуманные или противоречащие общественным интересам слова, например мат и оскорбления).

Что касается упоминания государства в названии юрлица (Россия, РФ и производные от них), то оно разрешено, но не для всех. Так, предприятия с государственным участием имеют здесь карт-бланш. Пример - Ростелеком, российская телекоммуникационная корпорация со значительной долей государственного участия. Для обычных фирм использование названия РФ полностью не исключено, хотя и серьезно ограничено: на это нужно получить согласие Минюста.

Критерии достаточно трудновыполнимы. Нужно соответствовать одному из них:

a) иметь филиалы и/или представительства в более чем 45 субъектов РФ;

b) быть крупнейшим налогоплательщиком;

c) иметь 25% участия государства в уставном капитале общества.

На практике возникает множество споров насчет использования в названии буквосочетания «рос». Обосновать право использовать «рос» в названии аббревиатурой или сокращением не получится. Обычно суд признает нарушением такое использование сокращений и выносит юрлицу требование изменить фирменное наименование.

Примеры из судебной практики:

Примеры из судебной практики:

o Использование названия «РОСГОССЕРВИС», которое ответчик расшифровал как: «РОС» ("Работаем! Обслуживаем! Сохраняем!") и "ГОС" (Гарантируем общественности стабильность). Суд принудил к изменению названия. (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.02.2022 N С01-1671/2020 по делу N А32-14696/2020).

o Сокращение от Ростовская компания ("РОСТРАНСЛОГИСТИК-Л": "Ростовская объединенная специализированная Транспортная Логистика-Л") также не принято судом. (Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2021 N 308-ЭС21-26866 по делу N А53-798/2021).

Итак, просто так включить в название РФ или Россия нельзя, иначе это обернется судебным иском, а наименование все равно придется сменить. Сделано это, чтобы не вводить в заблуждение контрагентов и потребителей. Названия с «рос» и подобными словами в названии могут ассоциироваться с государственным участием. Этим могли бы воспользоваться недобросовестные бизнесмены.

Лайфхаки по использованию фирменного наименования

Как мы выяснили, не любое название подходит для использования. Всё же есть некоторые «лазейки», если есть желание придать «вес» имени.

С одной стороны, нельзя просто так использовать слова Россия, РФ, российский и производные от них, например «рос» и т.п., а также иностранных государств в названии организации. С другой стороны, прилагательное русский под такой запрет не попадает, как и немецкий, французский и т.д.

Примеры из ЕГРЮЛ:

o ЗАО «НЕМЕЦКИЙ ДОМ»;

o ООО «РУССКИЙ СУВЕНИР»;

o ООО «ИТАЛЬЯНСКИЙ ЭСПРЕССО» и т.д.

Такие названия выглядят солидно, вызывают доверие, могут вызывать ассоциации с надежностью, качеством, с определенным продуктом, поэтому их можно выгодно использовать в целях продвижения бизнеса. Название компании само по себе может выступать в качестве «рекламы». При этом на название компании требования законодательства о рекламе не распространяются. Хотя здесь важно не забывать о чувстве меры. Если у вас небольшая компания из пяти человек, которая шьет постельное белье и продает в разные города, название «Русский дом постельного белья» будет выглядеть просто смешно в таких масштабах.

Есть и еще один лайфхак: то, что запрещено использовать в рекламе, можно включить в название и использовать в целях пиара. Речь идет о превосходных формах прилагательных, например. Если в рекламных слоганах нельзя использовать формулировки «лучший», «единственный», «самый» при отсутствии доказательств (премий, званий и т.д.), то никто не запрещает включить их прямо в название.

Примеры действующих компаний из ЕГРЮЛ:

· «ЛУЧШИЙ СЕРВИС»;

· «АВТОПОЛЕ - ЛУЧШИЙ ВЫБОР!»;

· «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХОСТЕЛ»;

· «САМЫЕ-САМЫЕ-САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ»;

· «КУШАТЬ НАДО ВКУСНО И ПОЛЕЗНО, А НЕ КАК СЕЙЧАС В МАГАЗИНАХ»;

· «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНЦЕПТ-ШКОЛА "ЕДИНСТВЕННЫЕ И УНИКАЛЬНЫЕ"»

Такое название можно будет использовать и не опасаться обвинения Антимонопольной службы в недобросовестной рекламе. Но расслабляться еще рано. Претензия может поступить от другого юридического лица с таким же названием. Или же наоборот, кто-то может начать использовать Ваше название в своей деятельности. Как же защитить свое название?

Алгоритм защиты своего названия

Право защиты своего фирменного наименования возникает с момента государственной регистрации юрлица. На него возникают такие же интеллектуальные права (называемые исключительными), как и на товарный знак, изобретения, объекты авторского права и т.д. Исключительное право позволяет самостоятельно распоряжаться своим результатом интеллектуальной деятельности и запрещать другим нарушать свои права, ведь в выбор названия и его продвижение вкладывается немало сил и средств.

Чтобы защитить свои права на фирменное наименование в случае спора, название должно соответствовать следующим критериям:

  • Тождество (сходство) до степени смешения (если граждане могут не различить названия из-за их схожести)
  • Характер, род деятельности (защита распространяется только на Вашу сферу деятельности)
  • Принцип старшинства (приоритет имеет обозначение, которое внесено в ЕГРЮЛ раньше)


Получается, что в ЕГРЮЛ могут существовать одни и те же названия, если компании занимаются разными видами деятельности. Если компания оказывает услуги по дизайну интерьеров и называется «Премиум стиль», то другая фирма с аналогичным именем может свободно заниматься гостиничным бизнесом.

Сферы деятельности определяются не только по кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ (коды видов деятельности юрлица) и положениям устава, но и по фактической деятельности. В расчет берутся: сведения на сайте, рекламная деятельность компании, отчеты и договоры, и т.д.

Также важно учитывать, что бизнес не ограничивается какой-то конкретной территорией. Если компания ведет его в одном городе, предприниматели в другом не могут использовать такое же название в той же деятельности (например, см. решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.03.2022 по делу N А33-32617/2021).

В случае возникновения спора стоит обратиться к нарушителю и предложить добровольно изменить название. Так суд увидит, что была предпринята попытка урегулировать конфликт. Если обращение будет проигнорировано, можно идти в суд и уже там требовать запретить использовать ваше фирменное наименование в определенной сфере деятельности. Дополнительную защиту поможет обеспечить товарный знак, если он есть. Нарушитель прав должен будет по своему выбору либо прекратить использование спорного названия в конкретной сфере, либо переименоваться. Если на название у вас есть еще и товарный знак, то есть все шансы получить еще и немалую денежную компенсацию.

Таким образом, подбор и закрепление за собой названия является непростой задачей не только с маркетинговой точки зрения, но и с юридической. В случае успеха имя будет «работать» на компанию и продвигать. Если же не учесть важных деталей, это может привести к финансовым и репутационным потерям. Также важно защищать «имя», следить за его использованием.

И здесь нужно не забывать о следующих моментах:

  • правильно выбрать коды ОКВЭД при регистрации компании
  • грамотно составить устав
  • собирать и оформлять доказательства фактической деятельности
  • мониторить деятельность конкурентов вашей сферы бизнеса (вдруг кто-то начнет действовать под вашим названием и забирать у вас прибыль)
  • зарегистрировать название в качестве товарного знака. Например, можно получить смешанный товарный знак: название с логотипом.

Правильно составить пакет документов, подобрать доказательства и достойно представить интересы в суде помогут юристы.

4
1 комментарий

Спасибо большое вам за эту статью!!!)

Ответить