{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Адекватное построение цифровой экономики в России с точки зрения правового регулирования

Без государства экономика была бы хаотичным общественным явлением, лишенным законодательного регулирования. Эволюция науки, техники и общественных отношений привела к трансформации названного института в цифровую экономику. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р, указывает на то, что цифровая экономика представлена тремя следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом: рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг); платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

О.А. Городов, М.А. Егорова отмечают: "Цифровые технологии… являются лишь средством повышения эффективности экономики. Развитие цифровой экономики требует изменения российского законодательства в соответствии с новыми правоотношениями, которые возникают между особыми субъектами и по поводу необычных для традиционного понимания объектов" (Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. N 1(1). С. 7; Их же. Нормативное регулирование на цифровых рынках как средство защиты национальных интересов // Право и цифровая экономика. 2019. N 1(3). С. 5 - 11).

И действительно, во многом именно цифровые характеристики экономики делают ее современной. Интернет, дистанционные формы отношений, новые виды коммуникаций в разы ускоряют сделки и механизмы производств. Торговля ушла в сеть Интернет. Еще раньше интернет-торговля была "дикой и небезопасной". Сейчас редкие товары можно быстро купить даже без предварительной оплаты, а заказ иногда не требует регистрации в личном кабинете сайта. Цифровизация и автоматизация процессов экономики уже данность.

Вместе с тем интенсивное развитие цифровых технологий поставило перед правом новые задачи в части поиска оптимальных регуляторов новых сегментов экономической активности:

  • правовое регулирование искусственного интеллекта;
  • машиночитаемое и машиноисполнимое право;
  • цифровые активы;
  • цифровой гражданский оборот и торговля;
  • защита персональных данных при обработке больших объемов информации; исключительные права в цифровом измерении;
  • цифровизация судопроизводства и правоохранительной деятельности;
  • правовое обеспечение новых форм занятости и защиты трудовых прав;
  • правовое регулирование киберспорта, телемедицины и медиаобразования; государственное администрирование предпринимательской деятельности в цифровой экономике и др.

Цифровая экономика не является определенным и четко визуализированным элементом в правовом регулировании хотя бы потому, что ее место в системе общественного производства при замещении “классической” экономики не определено и по сей день. Еще в советские времена юридической литературе резонно отмечалось, что “правовые проблемы регулирования использования новых технологий не могут быть решены без уяснения их сути, притом что развитие техники не меняет сущности и целей права” (Фаткудинов З.М. Право и автоматизированная система плановых расчетов. Казань, 1977. С. 4).

Интересно мнение зарубежных исследователей, отмечающих стремительный рост цифровых технологий во всех сферах социальных коммуникаций, соответствующие перспективы улучшения качества жизни, но отрицающих в связи с этим предпосылки формирования новых правовых институтов (например, право собственности на данные, цифровое юридическое лицо): "...вместо того, чтобы инициировать крупные изменения, часто представляется более целесообразным толковать существующие нормы нейтрально технологически и руководствоваться целью использования искусственного интеллекта, а не заниматься размножением юридических понятий" ( Künstliche Intelligenz und Robotik: Rechtshandbuch / Ebers, M., Heinze, C., Krügel, T., Steinrötter, B. München, 2020. S. 38, 170).

Так, российское законодательство о торговой деятельности в условиях стремительного развития цифровых технологий не содержит совершенного и сбалансированного с интересами и статусом участников электронной торговой деятельности регулирования отношений, складывающихся на рынке по поводу оборота прав, материальных и виртуальных объектов. При расчете и распределении рисков между участниками-субъектами регулирование цифровой торговли должно учитывать особенности рынков: профессионального предпринимательства, включая его отдельные сегменты и специализации, а также потребительских отношений.

Отсутствуют правовые основания для отождествления цифровых платформ и участников рынка, контролирующих его отдельные сегменты в сфере производства и реализации товаров. Законодательством должна быть обеспечена аутентификация продавца и товара (требования идентичности, качества, безопасности). В связи с этим представляется важным разрешение вопроса об установлении лица, на которого была бы возложена соответствующая обязанность. При этом во избежание непропорциональности прав и обязанностей в правовом регулировании должна учитываться и функция платформы в конкретном правоотношении.

Организации, создающие и эксплуатирующие цифровые платформы, - современная разновидность посредников при заключении сделок, которые за счет автоматизации процесса коммуникации между продавцом и покупателем, удобства дистанционного выбора товаров и отслеживания процесса поставки де-факто стали основным игроком на рынке дистанционных продаж, включая международную торговлю товарами и услугами.

Фактически правила работы крупнейших цифровых платформ, а именно то, что может быть сделано на них технически, создает новый пласт социально-экономических отношений в предмете правового регулирования не только национального права, но и транснационального товарообмена, включающий в себя как сами торговые отношения, так и особенности защиты прав потребителей и производителей в спорах, связанных с некачественным либо несогласованным по сделке товаром, задержками или причинением вреда при его доставке. При этом регулярно возникают казусы, связанные с поставкой товаров, оборот которых ограничен в рамках действующего российского законодательства, но ни покупатель, ни продавец не осведомлены об этом. Для защиты потребителя и поставщика от противоправных действий не в силу умысла, а из-за неосведомленности могли бы использоваться возможности цифровых платформ, особенно если бы регулятор смог ретранслировать в машиночитаемом виде действующие регуляторные ограничения цифровой платформы, которая, в свою очередь, могла бы ограничивать возможность совершения соответствующих сделок.

К числу первоочередных мер, которые необходимы для развития цифровой экономики, следует отнести и разработку предложений по формированию основных правовых понятий и институтов, обеспечивающих современный цифровой гражданский оборот и определяющих в том числе принципы безбумажного взаимодействия, использования электронного документа, электронного дубликата документа, электронного архива и т.п. Эти первоочередные базовые правовые понятия и институты в сфере цифровой экономики будут закрепляться в нормативных правовых актах.

Работа по совершенствованию законодательства неизбежно приведет к выявлению, формулированию и закреплению и иных новых правовых институтов и требований к ним в электронном гражданском обороте.

Весьма перспективным представляется введение режима электронного (цифрового) резидентства юридических лиц. Это предполагает переход от регистрации организаций в уведомительной электронной форме через портал "Госуслуг" к альтернативному формату электронного (цифрового) резидентства для организаций, включая возможность дистанционного создания и управления юридическим лицом. И, что пока совсем необычно, особенно для российских налоговых органов, предлагается определить случаи, при которых допускается замена "физического" адреса организации виртуальным (так называемым цифровым офисом). Конечно, для этого потребуется поменять традиционные представления о месте нахождения юридического лица с внесением соответствующих поправок в ГК РФ.

Также необходимо сформировать современные благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных. Это потребует как внесения системных изменений в действующие нормативные правовые акты (ГК РФ, Федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О персональных данных" и т.д.), так и принятия новых актов, создающих такие условия. Особое внимание должно уделяться использованию новых технологий, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики и отражающих специфику технологического взаимодействия в цифровых отношениях, конечно, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев данных.

Концептуальные изменения в этой части могут (и должны) затрагивать следующие основные направления:

а) регулирование деятельности по сбору, передаче, хранению, обработке и доступу к данным, генерируемым в связи с использованием информационных технологий физическими и юридическими лицами, в т.ч. в части регулирования прав на сбор таких данных в зависимости от волеизъявления субъектов, условий по обработке и коммерческому использованию таких данных, механизмов сбора и использования больших массивов данных;

б) регулирование правовых вопросов, связанных с использованием робототехники и инструментов искусственного интеллекта. Отдельными учеными предлагается, например, принятие федерального закона о робототехнике и киберфизических системах, а также внесение необходимых изменений в ГК РФ и иные акты в части определения понятия киберфизических систем, порядка ввода их в эксплуатацию и гражданский оборот, ответственности;

в) внедрение новых общих стандартов раскрытия информации, в т.ч. в форме открытых данных, и принципа раскрытия данных по умолчанию в деятельности органов государственного управления;

г) формирование новой правовой основы для регулирования интернета вещей (IoT).

Цифровая экономика не сможет эффективно развиваться без соответствующих мер поддержки и стимулирования (установление налоговых и иных льгот для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с развитием современных технологий, стимулирование импортозамещения и реализации экспортно ориентированных проектов в области цифровых технологий, развитие механизмов венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства в области цифровой экономики).

Объективные тенденции развития рынка в цифровом пространстве (мгновенный обмен виртуальными товарами - электронными книгами, приложениями, онлайн-играми, музыкальными файлами, рост публичных интернет-платформ - социальных сетей, мессенджеров, медиаплощадок, магазинов и проч.) ставят новые задачи в развитии законодательства о правах авторов, поскольку в таких условиях обостряется потребность поиска эффективной защиты от несанкционированного копирования за счет передачи через Интернет клонов цифрового продукта, объем которого будет неуклонно возрастать по мере совершенствования технических средств. Тем не менее развитие технологий не может означать прекращение режима охраны авторских прав или исчерпание исключительных прав на произведения, а только конкретизацию правового регулирования в меняющихся условиях. Результативным видится использование технологий, применение которых обеспечит свободное и вместе с тем фиксированное в актах конкретного пользователя распространение оцифрованных произведений в защищенном (зашифрованном) виде с предоставлением ключа только легальному покупателю.

В целом, современная, адекватно отвечающая вызовам времени концепция комплексного правового регулирования цифровых экономических отношений должна предусматривать прежде всего:

1) основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, нацеленные на правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве для ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции прежде всего в цифровой форме;

2) особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обусловливающие их возникновение;

3) виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации;

4) необходимость проведения обязательной оценки экономической эффективности проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере развития цифровой экономики;

5) вопросы юридической значимости цифровых данных, в т.ч. применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным;

6) введение специальных правовых режимов, создающих условия для максимально комфортного развития организаций, ведущих деятельность в приоритетных видах деятельности цифровой экономики, в т.ч. экономическую деятельность по сбору и использованию данных, и (или) имеющих определенный уровень информатизации процессов и готовых открыть их для государства.

Вместе с тем, Т.Я. Хабриева и Н.Н. Черногор довольно справедливо указывают: "С развитием цифровых технологий обостряется противоречие между потребностью в качественных с точки зрения как формы, так и содержания нормативных правовых актах, а также способностью упомянутых технологий ее удовлетворить, с одной стороны, и невысоким качеством нормативного материала, произведенного "вручную", без применения хай-тека, — с другой" (Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 100).

Пожалуй, следует поддержать данную точку зрения ученых. Цифровая экономика, коль скоро она присутствует в таком качестве, требует соответствующего правового регулирования, которое, возможно, даже учтет некоторые будущие новеллы именно цифровизации с технической стороны. Ведь до настоящего времени неизвестно, на пользу или во вред беспорядочно хаотичный оборот гаджетов, фото- и видеосъемок. Также резонен вопрос: какие именно технологии цифровизации сделают прорыв в экономике? Думается, что пока только Интернет, видеосвязь, робототехника и небольшая оптимизация потоковых производственных процессов немного изменили градус обзора этого вопроса, а в ряде случаев названная цифровизация приумножила процессы бюрократизации и резервного копирования бумаг "на всякий случай". Поэтому серьезность вопроса регулирования цифровой экономики должна быть обусловлена сотрудничеством государства и общества в области нормативного регулирования экономических отношений.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда