Битва с маркетплейсами: действуют ли законы о приземлении?

Вот уже год, как на территории РФ действуют поправки в Федеральный закон от 01.07.2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в части «приземления» иностранных компаний и обязания их открывать на территории РФ филиалы.

Безусловно, за этот год изменилось многое, что повлияло вообще на IT-индустрию в России, в результате чего многим гигантам вообще не понадобились российские офисы. Тем не менее, мы хотели бы рассмотреть этот вопрос на примере самого крупного отечественного любимца — платформу Aliexpress.

Что мы имеем на данный момент и как это помогает (или не помогает) юристам в работе по защите отечественных предпринимателей и их интеллектуальных прав:

Пишите и вам обязательно ответят (возможно)

Безусловно, стоит отметить небольшую положительную динамику в наших личных обращениях в Алиэкспресс по защите и представлению интересов клиентов. С 2022 года уполномоченные сотрудники и юридический департамент организации отвечали практически на каждое наше письмо или претензию. Нередко даже звонили юристы, мы общались с ними по телефону, чем были приятно удивлены в сравнении с 2021.

Что на деле с интеллектуальной собственностью клиентов?

А что с ней? По факту, все остается по-прежнему: ничего. Добиться от представителей какой-либо защиты нарушенных прав и пресечения использования интеллектуальной собственности продавцами фактически бесполезно. Не пугают представителей ни суды, о которых мы поговорим ниже, ни юридические угрозы. Ответ один на все семь бед: мы не уполномочены фактически никаким образом решать вашу проблему.

Так ли это на практике?

Судебная практика

В 2022 году печально и трагически завершилась судьба рассмотрения требований владельцев «Ждуна» на денежную компенсацию, ответчиком по которому выступали именно «наместники» платформы Aliexpress — ООО «Алибаба.Ком (РУ)». При этом, уже 13 июля в другом деле арбитражного суда по иску Общества с ограниченнои ответственностью «Ечипс импорт» эти же ответчики вполне добросовестно удалили незаконно использованные продавцами материалы, принадлежащие истцу, с платформы. Так или иначе, практика до сих пор остается крайне мизерной, печальной и не сильно дающей надежды для отечественных предпринимателей. И тут вопрос о том самом приземлении нас настиг.

Что нужно или можно сделать в этой ситуации?

Мы уж не знаем, что должно случиться, чтобы этот механизм работал исправно, но точно стоит контролировать процесс соблюдения и не только Роскомнадзором. За год мы несколько раз обратились в Генеральную прокуратуру РФ и не получили совершенно никакого ответа, даже отписки с предложением о том, как защищать нарушенные права клиентов. Суды тоже несмело работают в этом вопросе. Стоит отметить, что подобная холера касается не только Алиэкспресса, но и других платформ, например, Joom.

Какие идеи и предложения, коллеги и читатели?

33
Начать дискуссию