Как регулируются авторские отчисления?

Я работаю в сфере кино и одна из моих задач в процессе создания АВП (аудио-визуального произведения) - проследить, чтобы никакой объект авторского права не попал в фильм/сериал случайно, поэтому я постоянно согласовываю и подписываю такие договоры со стороны Студии.

Производство Фильма - это когда ты собираешь разных авторов (сценариста, режиссера, оператора, художника и т.д.) вместе и просишь их создать совместное произведение. Они получают авторские гонорары за участие в коллективном творчестве и отчуждают Студии права на результаты РИД (результат интеллектуальной деятельности). Это нужно для того, чтобы Фильм был полностью очищен с точки зрения возможных претензий впоследствии, и производитель мог спокойно распоряжаться им дальше.

Но тут мой собственный сын решил писать музыку. Он спросил у меня, а что надо сделать чтобы зарабатывать, как Автор музыки. Я начала изучать вопрос с другой стороны и оказалось, все очень неоднозначно. Теперь, следите за руками...

Как музыка попадает в Фильм

Вариант 1.

Композитор создает музыку для Фильма. Он пишет музыку по заказу за гонорар и отчуждает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО на нее, он не имеет права продавать ее самостоятельно, этим распоряжается Студия.

Вариант 2.

В наушниках героини Фильма во время утренней пробежки должен звучать популярный хит. С правообладателем этого трека заключается договор ПРОСТОЙ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ на использование его произведения в составе конкретного Фильма.

Правообладатель в данной ситуации передает право на включение трека в состав фильма за определенное вознаграждение, но при этом каждый раз, когда зрители будут смотреть сцену с пробежкой, это будет считаться использованием, то есть требовать авторских выплат по закону.

Кто платит отчисления за музыку...

Вознаграждение авторам выплачивает тот, кто организует публичное исполнение: бары, кафе, рестораны (общепит), гостиницы, предприятия торговли и бытовых услуг, пассажирский транспорт, стадионы, спорткомплексы, парки, сады, дома отдыха, пансионаты и санатории, театры, филармонии, цирки, клубы, (внимание) кинотеатры, видеосалоны и др.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход для слушателей или бесплатный.

РАО (есть еще ВОИС) имеет государственную аккредитацию на представление интересов всех композиторов, кроме тех, которые самостоятельно обратились в РАО с целью изъятия из их распоряжения конкретных произведений. То есть отчисления уходят туда от всех организаций плательщиков по умолчанию.

Что происходит дальше

К Фильму создается "Музыкальная справка", в которой указывается на какой минуте звучит музыка, ее продолжительность, название композиции и автор, но в музыкальной справке нет информации о том, какая лицензия прилагается к каждому треку в списке. При этом основной объем музыки в фильме занимает музыка композитора, а тот самый хит звучит 10 секунд во время пробежки.

Студия продает созданный фильм каналу, OTT-платформе или в кинотеатры для проката. Все они входят в список организаций, ответственных за отчисления авторских выплат в РАО или иную организацию, которая осуществляет распределение. Получается, что в части музыки они ориентируются по тем самым "музыкальным справкам".

Но откуда они узнают, кому и сколько денег надо отчислять, если в "музыкальных справках" нет условий лицензионных соглашений?

Чем дальше, тем больше вопросов

Как высчитывается выплата? Сидят и складывают секунды для определения процентов с калькулятором?

И вообще, является ли правомерным тот факт, что авторы получают авторские отчисления за использование РИД каждый раз, когда такая справка попадает в отчет ответственной организации за месяц?

Кто тогда контролирует списки на отчисления остальным авторам-участникам процесса, отправляются ли эти деньги, и как авторы могут их получить?

Ведь помимо Авторов музыки, права на РИД передавали и другие участники процесса. Сценаристы, написавшие сценарий фильма, Актеры, которые снимались в нем, и Режиссеры монтажа, которые создавали уникальную компиляцию кадров из материалов, отснятых Оператором-постановщиком, под руководством Режиссера.

Проверяет ли канал/кинотеатр перед осуществлением платежа наличие договоров с РАО у всех авторов по списку?

Что происходит с отчислениями, которые пришли в РАО по умолчанию, но у них нет контактов или реквизитов Автора, которому их надо отправить?

А если Автор действует самостоятельно, то куда отправляются авторские отчисления? Где берут реквизиты?

Как осуществлять контроль авторам, которые хотят сами регулировать получение средств от использования их музыки?

Пока я искала ответ, я просмотрела договор на создание декораций к спектаклю. Там написано, что помимо гонорара, театр перечисляет художнику-постановщику 8% (после налогообложения) от продаж за каждый показ спектакля к которому он создал декорации. На запросы РАО театр отправил им Договор, в котором ясно сказано, что стороны сами регулируют авторские выплаты.

Знакомый актер сказал, что недавно заключил Договор на обслуживание с ВОИС (многие актеры даже не подозревают о такой возможности), и теперь обязан уведомлять их о своем участии в Фильмах, а они делают запрос. Но если Организация работает только для тех, кто подписал с ними договор, то куда тогда отправляют остальные отчисления, если они положены любым авторам?

В общем, я где-то запуталась в логике...

Подскажите, есть ли какой-то единый ресурс или документ, с которым я могу ознакомиться, чтобы осознать берега этой темы?

Заранее спасибо. А пока вы пишете мне ответы в комментариях, я параллельно продолжаю их искать и обязательно поделюсь с вами информацией в своем следующем посте.

1 комментарий

Нашли какой-то ответ на свой вопрос?

Ответить