Не работайте по 100% предоплате. Даже если настойчиво предлагают

Часто встречаюсь с мнением, что чем больше предоплаты — тем лучше. Увы, далеко не во всех случаях это вам поможет. Почему?

Правильная реакция на 100% предоплату. 
Правильная реакция на 100% предоплату. 

Меня зовут Лена и я занимаюсь проектированием, дизайном и доработкой сайтов для бизнеса. Мои заказчики — застройщики, банки, производства, стартапы и различные сложные и уникальные сервисы. В статье я описываю своё видение, подтвержденное опытом.

Все описанное ниже действительно для заказов/услуг стоимостью от 100 тысяч рублей, а наиболее применимо, когда суммы становятся чувствительными лично для вас. Возвращать предоплату может быть слегка проблематично, если заказ на 1 млн. сделан на 90%, а из документов у вас только договор.

Если клиент — физлицо

Если вы работаете с клиентами в “рознице”, оказываете услуги физическим лицам — против вас будет работать “закон о правах потребителей”. Если клиенту что-то не понравится — он вправе вернуть предоплату за исключением фактически понесенных вами расходов. Которые, в случае суда, может быть крайне затруднительно доказать в той сумме, которую хотите получить вы. Вряд ли у вас есть чеки на все, что вы покупали для выполнения заказа.

Так же естественно, что не бывает невозвратного бронирования. Сумма не может сгореть, если услуга не была оказана.

Вы, как предприниматель, несете риски, в том числе связанные с тем, что результат вашей услуги может не подойти, не понравиться, стать неактуальным и так далее. И это только ваши риски, их нельзя переложить на покупателя, увы.

Если клиент — юрлицо, ИП

А вот тут уже интересно. Представим, на минуточку, что вы получили 100% предоплату, а потом (сюрприз) что-то пошло не так.

Что же могло пойти не так?

  • Сменился менеджер проекта. Новый — хочет пристроить на ваше место родственника, другую компанию или ему просто не нравится то, что вы делаете. Сколько вы сможете ехать с палками во всех колесах? Сколько вы будете это “разгребать”?
  • Сменилось руководство компании и курс всего корабля. Заказ у вас может резко стать неактуальным и вас попросят вернуть всю предоплату. Потом, нехотя, после пары месяцев споров или согласятся на большую часть, или будет суд, где вы опять потратите время и не факт что вернете бОльшую часть расходов.
  • Компания выходит на банкротство. Поборетесь с конкурсным управляющим, который будет разворачивать все сделки, до которых только сможет дотянуться? Это затянется надолго...
  • И так далее…

Да, в соответствии с договором вы можете быть сколько угодно правы. Но, точку, как известно, поставит суд, что будет тратой колоссального времени на сбор доказательств, нервов и так далее. В общем, иногда, когда мы хотим уменьшить риски — мы их только увеличиваем. Но! Выход есть.

Что делать, Зин?

  • Разработать договор с нормальным юристом и привлечь второго для ревью результата. Про договор на дизайн сайта я писала ранее.
  • Разбивать работу на этапы и работать по частичной предоплате. Да, так больше работы с документами, однако — это безопаснее. Указать в договоре про “последовательность” выполнения этапов, если заказчик недоволен результатом работы по этапу — к следующему не переходим.
  • Подписывать акты выполненных работ по каждому этапу.
  • Получать документы в оригинале или по ЭДО. Сканы, конечно, вещь признаваемая, однако доступ к электронной почте или печать можно потерять. Смекаете?
  • Собирать доказательства, подтверждающие расходы и выполнение работ. Сотрудник что-то сделал? Должна быть задача в CRM с прикрепленными часами работ. Что-то купили? Чек, оплаченный счет, квитанция.
  • Верить только в документы. Не работать без подписанных документов и предоплаты. Не получили подписанный акт? Ждете. Не получили предоплату за следующий этап? Ну, вы знаете что делать.
  • Убедиться что ваш подписант по договору действительно имел право подписи.
  • Проверить компанию через Честный бизнес, Контур Фокус или десяток других аналогичных сервисов перед началом работ. Перепроверять раз в пол-года. Не сотрудничать с компаниями, которые выглядят подозрительно.
А как работаете вы?
Частичная предоплата
100% предоплата
Постоплата
Свой вариант (напишу в комментариях)

На этом все. Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий :) Мне будет приятно.

Подписывайтесь на канал в Telegram, на блог на VC, задавайте вопросы, отвечу, как обычно, на все.

1515
36 комментариев

Лучше работать по 100% предоплате, но разбивая на этапы. Просто нужно изначально обговаривать с заказчиком все что потребуется для проекта, все нюансы, детали и пожелания. Если стоимость проекта более 100 к

Если все корректно обговорено, то и правок будет минимум, а не то что отказов. Но если что-то все таки пошло не так, то после каждого этапа можно разойтись обоюдно. Если заказчика не устроил результат или исполнителю некофортно работать в созданных условиях.

Да, так как раз документов будет больше, но тогда и исполнитель получает полную оплату стоимости своего затраченного времени и заказчик получает определенный результат и исходники.

4
Ответить

Я сам не работаю по предоплате только из-за того, что мне немного стрёмно требовать деньги от заказчика заранее.

Ответить

Согласна :)

Ответить

50% предоплата,а дальше после окончания работы-оптимальный вариант

1
Ответить

А если после окончания работы не заплатят? Частая ситуация, что по окончанию растягивают дату выплаты, присылают правки, даже не сильно осмысленные и прочим образом крутят деньги на счете :)
Поэтому, может стоит рисковать меньшей суммой, например 20%?

Ответить

читаю статью и комментарии, вообще не хочется работать с другими людьми

1
Ответить

Почему? Это лишь материал об управлении рисками в наше не самое стабильное время

Ответить