Кто, где и зачем спорит о доменах?

Все, что Вы хотели знать о доменных спорах, но боялись спросить. Из первых уст от юриста практики IP/IT юридической фирмы «Клифф».

В 2017 году Всемирная организация по интеллектуальной собственности (ВОИС) рассмотрела 3 074 исков о киберсквоттинге, а к концу 2018 года таких исков было уже 3 447.

Стремительный рост доменных споров легко объясняется не менее стремительным развитием электронной коммерции и как следствие - повышением ценности самих доменных имен.

Что такое киберсквоттинг?

Это умышленная регистрация доменного имени, аналогичного или очень похожего на чей-то товарный знак или иное средство индивидуализации.

Если обладатель товарного знака заинтересован в домене, сквоттер скорее всего любезно предложит ему выкупить права администратора. Тем же, кто не хочет идти на поводу у сквоттера, приходится обращаться в специализированные центры по разрешению доменных споров (например в центр арбитража и посредничества ВОИС) или в государственный суд.

Дисклеймер: особенности доменных споров, рассмотренные ниже анализировались через призму российского права и судебной практики и могут существенно отличаться в государственном суде Эквадора.

Что грозит киберсквоттеру?

Основное преимущества суда, пожалуй, в том, что там киберсквоттер узнает о статье 1484 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой исключительное право на товарный знак может быть осуществлено путем размещения в сети «Интернет», в том числе в доменном имени.

Таким образом, регистрация доменного имени схожего с чужим средством индивидуализации является нарушением исключительного права на такое средство, а значит в случае спора суд может не только лишить сквоттера права администрировать доменное имя, но и наказать рублем.

И хотя зачастую размер компенсации, щедро установленный законодателем в произвольно определяемую величину от 10 тысяч до 5 миллионов рублей так же произвольно снижается судами до нижнего и даже ниже нижнего предела, заплатить хоть что-то киберсквоттеру придется.

"Так как данная заметка предназначена для предпринимателей, а значит людей решительных и смелых, не исключено, что кто-то попытается самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. И хотя обычно доменные споры не относятся к делам исключительной сложности, есть ряд особенностей, о которых могут не знать даже представители юридической профессии".

Алексей Цыганков, юрист практики IP/IT юридической фирмы Клифф

Кто будет ответчиком?

В классическом доменном споре именно администратор домена является надлежащим ответчиком. Поскольку процедура передачи права администрирования другому лицу сложности не представляет, опытный сквоттер не преминет ей воспользоваться, как только узнает, что стал ответчиком по такому спору.

Надо ли говорить, что после этого он перестанет быть надлежащим ответчиком, а у вас и суда возникнут серьезные препятствия для рассмотрения дела.

В новейшей судебной практике по доменным спорам начали встречаться дела, где в качестве ответчика был также привлечен регистратор доменного имени, который так просто не убежит, но пока такой порядок скорее исключение, чем правило, поэтому основной способ остановить карусель администраторов – предварительные обеспечительные меры.

Для их осуществления регистратору доменного имени направляется заявление о предварительных обеспечительных мерах с приложением доказательств наличия права на товарный знак и факта его нарушения.

В течение 14 дней со дня установления регистратором ограничений, необходимо обратиться в суд и предоставить регистратору доказательства возбуждения производства по делу, так как данное обстоятельство служит основанием для продления обеспечительных мер.

Рекомендуется также заявить ходатайство об обеспечительных мерах непосредственно в суд, чтобы регистратор мог поддерживать меры в течение всего производства по делу на основании судебного акта.

Что важно учесть?

С июля 2017 года правообладателям стало проще производить эффект неожиданности на сквоттеров, так как законодатель наконец-то отменил претензионный порядок по искам о пресечении действий, нарушающих исключительное право.

Тем не менее, для заявления в суд требования о взыскании компенсации, все еще необходимо за 30 дней до подачи иска направить нарушителю претензию. За несоблюдение претензионного порядка суд оставит исковое заявление без рассмотрения, а заранее предупреждать сквоттера о том, что вы планируете отнимать у него домен через суд, как мы уже поняли – не лучшая идея.

Поэтому полезно помнить, что иски о прекращении нарушения прав на товарный знак и о взыскании компенсации можно подавать по отдельности. Не исключено, что вопрос компенсации вы с напуганным сквоттером решите уже во внесудебном порядке.

Ну и наконец, в условиях развития цифровой экономики, привычная формула киберсквоттинга уже не столь универсальна. Классический товарный знак – наносимое на товар обозначение его изготовителя теряет актуальность при продаже цифровых товаров и услуг.

Интернет потребителю достаточно запомнить название сайта и зачастую совершенно не важно, как звучат фирменное наименование или товарный знак его владельца. Это может и не раз приводило к тому, что успешный интернет-проект даже не задумывается о регистрации товарного знака, полагая что его прекрасно индивидуализирует домен.

Однако суровая реальность такова, что в отличие от товарного знака, фирменного наименования или коммерческого обозначения, доменное имя не указано в законе в качестве средства индивидуализации (что многие ученые в общем-то считают справедливым).

Что скажет суд?

К сожалению, практика российских судов все еще такова, что если ваше доменное имя будет существовать параллельно с чужим товарным знаком или даже товарный знак будет зарегистрирован позже, действия по администрированию домена лицом, не являющимся правообладателем, будут расцениваться в качестве нарушения исключительных прав на товарный знак.

А значит, если не удастся доказать явное злоупотребление обладателя товарного знака или, что еще сложнее, наличие у вас коммерческого обозначения - «обратный» сквоттер отнимет домен или заставит выкупить товарный знак.

Как обезопасить себя?

Именно поэтому дальновидные интернет-проекты так активно регистрируют казалось бы не столь нужные в наше время товарные знаки, да и хотя процедура регистрации не быстрая и зачастую требует участия профессионала – не такая уж это затратная инвестиция учитывая возможные риски.

Напоследок, еще один практический совет: если с товарным знаком все-таки не получается – регистрируйте аналогичное домену фирменное наименование (официальное полное или сокращенное название юридического лица). Оно хоть и не является таким же «сильным» средством индивидуализации, но в случае спора будет выступать одним из подтверждений законностей ваших прав на домен.

Автор: Алексей Цыганков, юрист практики IP/IT юридической фирмы Клифф

22
Начать дискуссию