Необоснованная налоговая выгода. Фирмы-«однодневки» или технические компании
Продолжаем про необоснованную налоговую выгоду. Сегодня о технических компаниях, ранее их именовали фирмами-«однодневками».
Использование технических компаний один из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды, проще говоря - ухода от налогов.
По определению ФНС, техническая компания – это компания, не осуществляющая реальную экономическую деятельность, не обладающая трудовыми и материальными ресурсами, не исполняющая налоговые обязательства, а созданная для целей уменьшения налогооблагаемой базы и сумм налога, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы, посредством формального документооборота.
Как правило, у технической компании отсутствуют какие-либо активы, на которые налоговый орган может наложить взыскание за неуплату налогов, поэтому отвечать будет ее контрагент, особенно, если с него можно взыскать неуплаченные технической компанией налоги, штрафы и пени.
Вот почему вы должны проверять каждого своего контрагента, даже если вы добросовестный налогоплательщик.
От ответственности за техническую компанию вас может уберечь должная осмотрительность – использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его налоговой благонадежности.
Проверка на предмет налоговой благонадежности – это, когда при выборе контрагента налогоплательщик оценивает не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию контрагента, его платежеспособность, риск неисполнения обязательств и представление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Например, если ваш контрагент перевозчик, то у него должен быть соответствующий парк автомобилей и водители.
Обязанность проявлять должную осмотрительность следует из ст.54.1. НК РФ и сложившейся судебной практики.
Должная осмотрительность – понятие субъективное, так как на практике отсутствует какой-либо исчерпывающий алгоритм проверки потенциального контрагента. Тем не менее, при принятии решения о заключении договора с новым контрагентом, необходимо соблюдать следующий минимум правил.
Перед заключением сделки желательно лично встретиться с руководителем организации-контрагента. Если нет возможности личной встречи – воспользуйтесь видеосвязью. Изучите его паспорт, устав организации (иные регистрационные документы), сверьте их данные с данными, размещенными в отрытом доступе.
Проведите опрос директора контрагента на предмет его компетенции как руководителя юридического лица, так и в области оказываемых контрагентом услуг.
Эта встреча поможет вам отделить случайное лицо от директора, имеющего отношение к предпринимательской деятельности фирмы-контрагента.
Соберите досье («защитный файл») на контрагента.
«Защитные файлы» помогут вам убедиться самим и доказать проверяющим, что ваш контрагент является добросовестным, ведет реальную хозяйственную деятельность, имеет необходимый для выполнения обязательства ресурс, и по нему отсутствуют отрицательные индикаторы (индикаторы риска).
Храните досье в течение срока работы с контрагентом и пять лет после этого срока.
Как собрать «защитные файлы»?
Часть досье можно получить из открытых источников, часть можно запросить у контрагента.
Если он не предоставит необходимую информацию, задумайтесь и лучше откажитесь от заключения сделки. Риски могут быть велики. Как правило, это доначисление НДС по соответствующей ставке, иногда налога на прибыль, а также штрафов и пеней на доначисленную сумму.
О документах, которые должны храниться в досье контрагента и какие ресурсы лучше использовать для их сбора написано много. В следующей публикации мы расскажем на что стоит обращать внимание.
И последнее, рекомендуем в договорах с контрагентами делать оговорку о том, что если вам будет отказано в вычете по НДС или на вас будет наложена налоговая ответственность в связи с ненадлежащим исполнением вашим контрагентом налоговых обязательств, в том числе по предоставлению достоверной налоговой отчетности, то суммы НДС, а также возложенная на вас налоговая ответственность будут являться вашими потерями, которые ваш контрагент обязан будет возместить. Как оформить такую оговорку расскажем в следующих публикациях.
Если ваш контрагент добросовестный, то, скорее всего, он согласится с такой оговоркой. Если нет – вот вам дополнительный аргумент вашей должной осмотрительности.