Новый законопроект, регулирующий рынок онлайн-подписок, – главное

Новый законопроект, регулирующий рынок онлайн-подписок, – главное

Зачем вообще регулировать подписки?

Авторы соответствующего законопроекта, внесенного в Госдуму, отмечают, что в стране платные цифровые подписки имеет каждый четвертый потребитель. При этом они не всегда получают уведомления о списании средств. Отслеживать платные подписки часто нелегко, отменять их вовремя не всегда получается, продлеваются они сами собой. Да еще и маркетплейсы списывают со средства со счетов, информация о которых давно удалена с площадок. Слишком много неудобного для пользователей и выгодного для сервисов. Может, хватит это терпеть?

Вместо тысячи слов

Исследование Центра стратегических разработок и АНО «Диалог» показало, что выручка от онлайн-подписок в России по итогам 2022 г. составила 180 млрд рублей. Выручка видеосервисов с платной подпиской в 2017-2021 годах увеличилась в девять раз, а направление электронных книг выросло почти троекратно.

При этом, мировой рынок онлайн-подписок, по данным исследований Zuora, только с 2012 г. по 2020 г. рынок вырос на 437%.

Как будут регулировать подписки

Итак, ожидается, что новый законопроект вступит в силу 1 марта 2024 г. Вот что он принесет:

1. Сервисы обяжут уведомлять о списании за платную подписку пользователей не менее чем за сутки до даты очередного платежа. Такое сообщение должно содержать дату списания платежа, информацию о способе отказа от договора и ссылку для отказа от подписки. Потребитель вправе в любой момент отказаться таких уведомлений. Если средства спишут без оповещений заранее, сервис обязан будет вернуть их пользователю.

2. Цифровым сервисам будет запрещено списывать средства с карты потребителя, которая ранее была удалена с площадки до момента приобретения товара/услуги. Удаление реквизитов банковских счетов (платежных инструментов) пользователя из личного кабинета на площадке означает его отказ от использования данных счетов (платежных инструментов) в расчетах с сервисом.

3. Если пользователь отказывается от договора (подписки), то он продолжит действовать до следующего периодического платежа, если законом или договором не будет предусмотрено иное условие.

Как это происходит сейчас

Яндекс.Плюс

Пункт 2.9 Условий подписки Яндекс.Плюс предусматривает согласие пользователя на бессрочное оформление подписки. В пункте 2.11 Условий отмечается, что приобретение подписки означает согласие на автоматическое периодическое списание денежных средств с его счета в оплату подписки. Пользователь вправе отказаться от продления подписки на следующий период в личном кабинете. В таком случае она прекратится со дня, следующего за последним днем оплаченного периода подписки.

Okko

Пользовательское соглашение онлайн-кинотеатра предусматривает несколько вариантов оплаты. После привязки банковской карты для совершения платежей функция «автопродление подписки» считается автоматически подключенной. Отключить ее можно в настройках учетной записи (п. 6.12).

Иви

Согласно пользовательскому соглашению Иви, Пользователь соглашается на автоматическое списание денежных средств со счета в рамках автоматического продления подписок (п. 13.2.2). Отключить его можно на интернет-сайте через личный кабинет (п. 13.4.1). Если будет подписан отказ, услуга будет предоставляться до конца оплаченного расчетного периода (п. 13.5.4.1).

VK Музыка

Доступ к сервису предоставляется на основании лицензионного соглашения. Согласно его пункту 3.2, оформляя платный доступ к подписке VK Музыка, пользователь соглашается на осуществление регулярных платежей со своего счёта VK Pay или банковской карты, привязанной к его странице в социальной сети ВКонтакте, а также посредством App Store или Google Play Маркет до момента отмены пользователем подписки VK Музыка.

Последующие списания стоимости подписки будут автоматически осуществляться с использованием выбранного способа оплаты в конце каждого периода, если только он не откажется от подписки до даты платежа.

ЛитРес

Лицензионное соглашение цифрового сервиса отмечает (пункт 4.5), что подписчик перед оплатой подписки предупреждается об автоматическом списании средств при выборе средства оплаты и о возможностях его отмены. Оплачивая подписку, подписчик принимает условия автоматического продления подписки. При этом продавец не обязан направлять подписчику уведомления о предстоящем списании денежных средств на следующий период. Подписчик может в любой момент отказаться от автоматического списания средств в настройках личного кабинета пользователя и/или выбрав опцию отключения подписки в настройках личного кабинета App Store или Google Play.

Как законодательно регулируется возврат средств за подписку

Способы возврата зависят от того, каким договором регулируются отношения сервиса и пользователя.

1. Если оформлен лицензионный договор, пользователь может потребовать возврат денег, если:

· произведение (продукт) не предоставлено или нет доступа к нему по вине сервиса (правообладателя)

· произведение (продукт) не соответствует заявленному сервисом (правообладателем)

· в договоре определен срок или условия возврата платежей

ВАЖНО!!!

Лицензия не является товаром или услугой, и на отношения по лицензионному договору не распространяются положения закона «О защите прав потребителей».

2. Если оформлен договор возмездного оказания услуг, пользователь может на основании закона «О защите прав потребителей» отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты сервису фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Сервис обязан вернуть деньги за неиспользованный период действия подписки.

Что с судебной практикой в данном сегменте?

Кейс Яндекс.Плюс

В деле № 02-0664/425/2021 суд рассматривал иск пользователя к ООО «Яндекс». Со счета истца были списаны средства за подписку Яндекс.Плюс, которую, по его словам, он не оформлял. Представитель ООО «Яндекс» пояснил, что подписка на дополнительные сервисы Яндекс.Плюс была подключена самим истцом через нажатие на соответствующие ссылки и принятие условий подписки.

Компании удалось доказать, что подписка Яндекс Плюс была подключена с согласия абонента, что отражено в скриншотах внутреннего интерфейса Яндекса. С условиями предоставления и стоимостью услуг истец был ознакомлен на сайте, при этом абонент имел возможность отключить данную подписку. В иске было отказано (Решение мирового судьи с/у № 425 Хамовнического судебного района г. Москвы от 15.12.2021 г.).

Кейс Литрес

В иске пользователя против Литрес суд также отказал по аналогичным с предыдущим кейсом основаниям (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2021 № 88-2551/2021).

Истица оплатила подписку на месяц, после чего с её карты стали автоматически списываться деньги за дальнейшую подписку. Суд указал, что правила об автоматическом продлении содержались в договоре публичной оферты, с условиями которого пользовательница согласилась путем привязки своей банковской карты и оплаты первого месяца подписки. Автопродление можно было отключить в любой момент.

Кейсы операторов сотовой связи

В отношении операторов сотовой связи складывается другая практика: по заявлению Роскомнадзора суды привлекают операторов к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП за подключение платной подписки без согласия абонентов.

Подобные дела можно отметить в отношении МТС (дело № А32-18935/2016), Теле 2 (дело №А40-160894/18-79-1807), МегаФон (дело №12-353/2021, Центральный районный суд Новосибирска).

Суды ссылаются в том числе на п. 5 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в соответствии с которым в случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете.

Оказание контентных услуг осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

Если в деле отсутствуют доказательства соблюдения указанного порядка, это считается нарушением.

Рекомендации Роспотребнадзора

В своих разъяснениях от 20 марта 2020 г. Роспотребнадзор рекомендовал потребителям учитывать следующие особенности при пользовании услугами цифровых сервисов:

1. Внимательно читать пользовательское соглашение до регистрации, оформления подписки и обращать внимание на разделы «Оплата», «Права и обязанности пользователя», порядок расторжения пользовательского соглашения, правила возврата платежей, условия о привязке банковской карты к аккаунту, автоматическом списании средств, о нарушениях, за которые может быть заблокирован аккаунт.

2. При оформлении бесплатной подписки необходимо обращать внимание на стоимость доступа в последующие периоды.

3. Большинство сервисов и платформ предоставляют доступ к контенту после процедуры привязки банковской карты к аккаунту, что, как правило, означает автоматическое списание ежемесячной платы за подписку.

4. Не нужно забывать об управлении своими подписками и об автоматическом списании денежных средств по окончании периода доступа.

5. Если позволяют настройки, воспользуйтесь возможностью управления оплатой выбранного сервиса в ручном режиме, чтобы избежать проблем с автоматическим списанием средств.

Краткие выводы

Инициатива законодателей хороша и ориентирована, прежде всего, на потребителей, но не учитывает все договорные модели, используемые цифровыми сервисами для регулирования отношений с подписчиками. В нынешней редакции законопроект регулирует только отношения сервисов и потребителей тех цифровых услуг, к которым предоставляется доступ на основании абонентского договора.

Тем временем, цифровые сервисы используют и другие договорные конструкции для работы и списания средств за платные подписки, например, лицензионные договоры (например, Яндекс Музыка, VK Музыка), договоры возмездного оказания услуг (например, Яндекс.Автоконсьерж), смешанные договоры (например, СберПрайм) о которых в законопроекте не сказано ни слово. Цифровые сервисы могут воспользоваться этим пробелом и не исполнять требования закона.

Рекомендации сервисам

Новые правила вступают в силу 1 марта 2024 г. Отлагательный срок предоставлен для адаптации владельцев сервисов к новым требованиям. По этой же причине законопроект в нынешней редакции не предусматривает ответственности за нарушение вышеуказанных норм.

Однако, как показывает практика последних лет, введение ответственности не заставит себя ждать. Так было с отсутствием маркировки интернет-рекламы, например. Сначала вступили в силу нормы, а через год уже была введена ответственность. Поэтому рекомендуем цифровым сервисам, работающим по модели платных подписок, уже сейчас начать готовиться к изменениям своих бизнес-процессов, возможному пересмотру договорной модели работы и всех документов, регулирующих отношения с пользователями.

И не нужно забывать, что несмотря на временное отсутствие специальной ответственности, уже сейчас за включение в договор недопустимых условий, ущемляющих права потребителей, предусмотрена административная ответственность.

33
6 комментариев

подписка Яндекс Плюс была подключена с согласия абонента, что отражено в скриншотах внутреннего интерфейса ЯндексаПросто кекнул, покуда в судах будут принимать такие аргументы, беспредел корпораций будет бесконечен
Просто вдумайтесь
"Докажите что вы не нарушали"
"Ну вот у меня тут на написано, что не нарушал, даже подпись есть!"
"А кто писал? чья подпись?"
"Моя!"
"Полностью оправдан!"

Ответить

В данном случае компанией Яндекс были представлены в суд доказательства, подтверждающие ознакомление пользователя с условиями предоставления доступа, стоимостью и порядком отключения подписки. Другое дело, что часто мы не обращаем внимание на такие тонкости, "проставляя галочки", поскольку сейчас все сделано для того, чтоб они не бросались в глаза и не мешали нам тратить деньги на различные подписки)) Поэтому в целом неплохо будет, если новый законопроект заставит корпорации с чуть бОльшим вниманием относиться к интересам пользователей. Важно лишь учесть детали )

Ответить

Как всегда: посыл на 5, исполнение на двоечку. Если допилят, то будет круто

Ответить

Да, на допиливание время есть - больше полугода. Будем надеяться, что власти захотят вникнуть в детали и сделать сразу хорошо

Ответить

Проблема основная в условиях Яндекса в том, что подписка у них списывается не с той карты, с которой оплату произвели, а с любой, которая привязана в любом из десятков его сервисов. Поэтому, простейшая модель взаимодействия для забывчивых - отключать подписку сразу после активации. А модель вайлдбериса вообще должна быть исключена из возможных (когда списывают с любой, когда-либо засветившейся карты).

Ответить