Право
Bloomchain
1750

Депутаты против «Яндекса»: история одного законопроекта

О законопроекте депутата Горелкина слышали почти все пользователи рунета. Документ внесли в Госдуму 26 июля, и он уже наделал много шума. Bloomchain разбирался, о чем этот законопроект и как он может повлиять на судьбу крупнейших российских IT-компаний.

В закладки
Страница законопроекта на сайте Госдумы

Автор документа — Антон Горелкин — родился в Кемерово, в университете изучал политологию и социологию. После нескольких лет работы корреспондентом в ТАСС он ушел в политику. В 2016 году Горелкин принял участие в выборах в Госдуму. Как сообщали СМИ, он стал первым российским парламентарием, запустившим свой собственный канал на YouTube (это произошло в 2017 году).

Под авторством Горелкина уже выходили законопроекты, касающиеся российских медиа и интернета. Например, законами стали его инициативы о регулировании содержания и длительности рекламы на телевидении, а также о структуре собственности крупных новостных агрегаторов.

Однако наибольшую известность Горелкину принес законопроект об ограничении доли иностранного владения в крупных российских интернет-ресурсах в размере 20%. От него во многом зависит судьба ведущей отечественной IT-компании — «Яндекса».

О чем законопроект депутата Горелкина

  • Интернет-ресурсы могут быть признаны значимыми информационными ресурсами для развития в России информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также технологий обработки данных.
  • Оценивать значимость интернет-ресурсов будет Роскомнадзор по количеству пользователей, объему и составу информации, ожидаемому эффекту от его развития.
  • Принимать решение, является ли ресурс значимым или незначимым будет специальная правительственная комиссия на основании предложений Роскомнадзора. Состав комиссии будет утверждать правительство России.
  • Владельцем значимого информационного ресурса может быть российское юрлицо или гражданин РФ.
  • Иностранное владение в таком ресурсе ограничивается 20% голосующих акций.
  • После уведомления о том, что ресурс признан значимым, его владелец в течение двух месяцев обязан предоставить Роскомнадзору документы об исполнении закона (список документов утверждает правительство РФ).
  • Если владелец значимого интернет-ресурса не соблюдает требования о владении, Роскомнадзор сообщает в правительственную комиссию. Та принимает решение о признании владельца не исполняющим требования закона. Такое решение не может быть принято раньше, чем через полгода после уведомления владельца о признании его ресурса значимым.
  • После того, как правительственная комиссия приняла решение, реклама такого информационного ресурса и на таком информационном ресурсе запрещается.
  • Сервисам, в которых иностранцам принадлежит больше 20%, запрещено передавать данные о российских пользователях иностранным компаниям без согласия правительственной комиссии.
  • Перечень значимых информационных ресурсов, а также тех сайтов, владельцы которых не исполнили требования законодательства, будет выложен на сайте Роскомнадзора.
  • Технические средства и базы данных значимых ресурсов должны размещаться в России.

Реакция «Яндекса»

По словам Горелкина, законопроект безусловно затронет «Яндекс». А вот иностранных компаний, таких как Facebook и Google, он не коснется. По мнению аналитиков «Ренессанс Капитала», в случае принятия законопроекта «Яндекс» перейдет государству. Как считают эксперты, при таком развитии событий этот процесс неизбежен.

После внесения проекта закона в Госдуму акции «Яндекса» упали на американской бирже Nasdaq больше, чем на 5%. В самой компании выступили с критикой инициативы, отметив, что новые правила уничтожат экосистему российского интернет-бизнеса. В «Яндексе» добавили, что в текущем виде принимать законопроект нельзя и выразили готовность поучаствовать в обсуждении документа.

Динамика акций «Яндекса» на NASDAQ. На графике виден резкий спад в конце июля. Источник: Trading View

Документ раскритиковали и представители власти, в том числе в Минкомсвязи. В ведомстве уверены, что принятие законопроекта может привести к оттоку программистов за границу.

Вице-премьер России Максим Акимов заявил, что проект закона разрушителен для целей национальной программы «Цифровая экономика», на реализацию которой планируется потратить около полутора триллионов рублей в ближайшие несколько лет.

Финансирование федеральных проектов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» (2018 – 2024 годы)

Акимов подчеркнул, что инициатива Горелкина подрывает устойчивость и конкурентоспособность российских компаний, а также призвал переработать документ.

Критика законопроекта Горелкина

Под шквалом критики депутат заявил, что законопроект в текущем виде не является «истиной в последней инстанции». Горелкин допускает, что документ может быть изменен ко второму чтению. Но для начала, по мнению автора инициативы, законопроект следует обсудить с экспертами, в том числе с представителями «Яндекса». Депутат подчеркнул, что проект закона — это «приглашение к дискуссии».

Тем временем в экспертном сообществе и сети дискуссия уже идет. Многие указывают на минусы законопроекта: ограничение работы участников интернет-рынка, вынужденное изменение состава акционеров компании при несоответствии требованиям закона, усиление контроля за бизнесом.

Также пользователи отмечают влияние законопроекта на инвестиционный климат в стране и на стоимость акций «Яндекса».

Другие считают, что внесение документа в Госдуму не обошлось без главы Сбербанка Германа Грефа.

Крупнейший российский банк вместе с «Яндексом» развивает совместный проект — маркетплейс «Беру». Хотя стороны утверждают, что довольны сотрудничеством, источники на рынке говорят о серьезных противоречиях партнеров. Косвенным подтверждением стала и недавняя сделка Сбербанка и Mail.ru Group.

{ "author_name": "Bloomchain", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 0, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 79200, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 13 Aug 2019 18:38:45 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Яндекс бельмом на глазу у "эффективных" менеджеров, не знают как отжать и выжать его: то Деньги с золотой акцией у Сбера, то регулировка новостной повестки, то регулировка выдачи.

Ответить
0

Мы действительно стали чаще видеть Яндекс в новостях и далеко не каждая из них позитивная:((

Ответить

Комментарии

null