Возвращение двойного налогообложения: скупой заплатит дважды?

Череда событий, произошедших в последние несколько лет — начиная с пандемии и заканчивая градом из санкций — серьезно ударила по российскому бизнес-сектору. В попытке оптимизировать свои риски и затраты, многие предприниматели прибегли к регистрации своей компании в другом государстве. У данного метода есть немало преимуществ:

  • Различные страны могут предлагать более низкие налоговые ставки, а также особые программы, например, зоны свободной торговли или налоговые преференции для экспортеров.
  • Регистрация бизнеса в стране с политической стабильностью и предсказуемым правовым окружением может снизить риски, связанные с изменениями внутренней политики и экономической ситуации в стране.
  • Некоторые юрисдикции предлагают высокую степень конфиденциальности для бизнеса и его владельцев, что позволяет сохранить коммерческую тайну, защищать активы и минимизировать риски.
  • Регистрация бизнеса за границей дает возможность для международной диверсификации, расширения клиентской базы и доступа к новым рынкам.

Однако все вышеперечисленные преимущества могут померкнуть по сравнению с возможными минусами. 8 августа был подписан указ о приостановлении действия некоторых положений договоров об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами. И это значит, что всем, кто хотел сэкономить, вероятно, придется заплатить дважды.

Возвращение двойного налогообложения: скупой заплатит дважды?

В чем суть? Двойное налогообложение — это ситуация, когда одни и те же доходы или активы облагаются налогами в двух или более юрисдикциях. Это может возникнуть из-за различий в налоговых системах между странами, что приводит к дополнительным финансовым затратам и сложностям для предприятий и физических лиц, осуществляющих международные операции.

Одним из механизмов борьбы с системы являлись соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН), которые страны могут заключать между собой. СоИДН устанавливают правила для выбора страны налогообложения, а также предоставляют процедуры для разрешения налоговых споров. Список стран, в которых действовал данный договор, до этого момента был довольно обширен, но теперь сократился почти вдвое.

В первую очередь указ ударит по карманам российских граждан, получающих доходы от деятельности или имущества в недружественных странах, будь то предприниматели или инвесторы, вложившие деньги в зарубежную недвижимость или компании. Теперь они обязаны уплачивать дополнительный налог в российскую казну в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ставка налога обычно составляет 13%, а для доходов свыше 5 млн рублей в год - 15%, для нерезидентов - 30%.

Данная мера, впрочем, будет действовать только в отношении уплаты налога в российский бюджет. Венская конвенция о международных договорах гласит, что пока недружественная страна не денонсировала или не приостановила соглашение, она обязана не взимать налог с доходов и имущества российских граждан. Поэтому владельцы бизнесов за рубежом могут пока не отчаиваться — соглашение не прекратит свое действие автоматически.

Важно отметить, что на практике применение и интерпретация налоговых соглашений может носить индивидуальный характер в каждом случае и зависеть от конкретных обстоятельств и политических решений каждого государства. Помимо СоИДН, для решения проблемы двойного налогообложения у предпринимателя есть несколько вариантов:

  • налоговые кредиты (механизм, позволяющий налогоплательщику уменьшить налоговую нагрузку, которую он должен заплатить в одной стране, за счет налогов, которые уже были уплачены в другой стране);

  • биллинг (соглашение между двумя или более связанными предприятиями о распределении доходов или расходов между ними в целях оптимизации налогообложения, однако следует отметить, что в некоторых случаях биллинг может стать объектом налоговых разбирательств и привлечения внимания налоговых органов);
  • арбитраж и решение споров (если возникают споры о налогообложении, налогоплательщик может обратиться к процедурам арбитража или международного решения споров по налоговым вопросам для разрешения конфликта между юрисдикциями).


В целом, двойное налогообложение представляет собой серьезную проблему для международных компаний и физических лиц, которые ведут свою деятельность в разных юрисдикциях. Оно может приводить к финансовым потерям, ущемлению инвестиционной активности и созданию торговых барьеров. Применение перечисленных выше вспомогательных механизмов поможет компаниям облегчить налоговое бремя, но не решит проблему как таковую, поэтому им придется искать новые пути ведения бизнеса.

реклама
разместить
Начать дискуссию