Возвращение двойного налогообложения: скупой заплатит дважды?

Череда событий, произошедших в последние несколько лет — начиная с пандемии и заканчивая градом из санкций — серьезно ударила по российскому бизнес-сектору. В попытке оптимизировать свои риски и затраты, многие предприниматели прибегли к регистрации своей компании в другом государстве. У данного метода есть немало преимуществ:

  • Различные страны могут предлагать более низкие налоговые ставки, а также особые программы, например, зоны свободной торговли или налоговые преференции для экспортеров.
  • Регистрация бизнеса в стране с политической стабильностью и предсказуемым правовым окружением может снизить риски, связанные с изменениями внутренней политики и экономической ситуации в стране.
  • Некоторые юрисдикции предлагают высокую степень конфиденциальности для бизнеса и его владельцев, что позволяет сохранить коммерческую тайну, защищать активы и минимизировать риски.
  • Регистрация бизнеса за границей дает возможность для международной диверсификации, расширения клиентской базы и доступа к новым рынкам.

Однако все вышеперечисленные преимущества могут померкнуть по сравнению с возможными минусами. 8 августа был подписан указ о приостановлении действия некоторых положений договоров об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами. И это значит, что всем, кто хотел сэкономить, вероятно, придется заплатить дважды.

Возвращение двойного налогообложения: скупой заплатит дважды?

В чем суть? Двойное налогообложение — это ситуация, когда одни и те же доходы или активы облагаются налогами в двух или более юрисдикциях. Это может возникнуть из-за различий в налоговых системах между странами, что приводит к дополнительным финансовым затратам и сложностям для предприятий и физических лиц, осуществляющих международные операции.

Одним из механизмов борьбы с системы являлись соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН), которые страны могут заключать между собой. СоИДН устанавливают правила для выбора страны налогообложения, а также предоставляют процедуры для разрешения налоговых споров. Список стран, в которых действовал данный договор, до этого момента был довольно обширен, но теперь сократился почти вдвое.

В первую очередь указ ударит по карманам российских граждан, получающих доходы от деятельности или имущества в недружественных странах, будь то предприниматели или инвесторы, вложившие деньги в зарубежную недвижимость или компании. Теперь они обязаны уплачивать дополнительный налог в российскую казну в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ставка налога обычно составляет 13%, а для доходов свыше 5 млн рублей в год - 15%, для нерезидентов - 30%.

Данная мера, впрочем, будет действовать только в отношении уплаты налога в российский бюджет. Венская конвенция о международных договорах гласит, что пока недружественная страна не денонсировала или не приостановила соглашение, она обязана не взимать налог с доходов и имущества российских граждан. Поэтому владельцы бизнесов за рубежом могут пока не отчаиваться — соглашение не прекратит свое действие автоматически.

Важно отметить, что на практике применение и интерпретация налоговых соглашений может носить индивидуальный характер в каждом случае и зависеть от конкретных обстоятельств и политических решений каждого государства. Помимо СоИДН, для решения проблемы двойного налогообложения у предпринимателя есть несколько вариантов:

  • налоговые кредиты (механизм, позволяющий налогоплательщику уменьшить налоговую нагрузку, которую он должен заплатить в одной стране, за счет налогов, которые уже были уплачены в другой стране);

  • биллинг (соглашение между двумя или более связанными предприятиями о распределении доходов или расходов между ними в целях оптимизации налогообложения, однако следует отметить, что в некоторых случаях биллинг может стать объектом налоговых разбирательств и привлечения внимания налоговых органов);
  • арбитраж и решение споров (если возникают споры о налогообложении, налогоплательщик может обратиться к процедурам арбитража или международного решения споров по налоговым вопросам для разрешения конфликта между юрисдикциями).


В целом, двойное налогообложение представляет собой серьезную проблему для международных компаний и физических лиц, которые ведут свою деятельность в разных юрисдикциях. Оно может приводить к финансовым потерям, ущемлению инвестиционной активности и созданию торговых барьеров. Применение перечисленных выше вспомогательных механизмов поможет компаниям облегчить налоговое бремя, но не решит проблему как таковую, поэтому им придется искать новые пути ведения бизнеса.

Начать дискуссию