Советы вредного судебного юриста: как расторгнуть контракт с токсичным госзаказчиком

Сей триллер основан на реальных события. Мой доверитель –IT компания, победила в гостендере на разработку системы обучения. Приступила к исполнению и ее начал жестко сливать госзаказчик. В чем причина? Как происходит слив? И как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков («РНП»)?

Тендер: темные стороны ТЗ

Одно скромное ФГБУ (федеральное гос. богоугодное учреждение) объявило тендер на создание системы дистанционного обучения («СДО»). Сроки 5 мес., цена 4,5 млн. рублей.

Создание СДО проходило в 4 последовательных этапа:

1. Анализ Исполнителем инфраструктуры Заказчика и создание по итогу уточненного ТЗ в форме техпроекта.

2. Собственно создание СДО и проведением «боевых испытаний».

3. Создание мобильного приложения к СДО.

4. Внедрение СДО в инфраструктуру Заказчика и гарантийное обслуживание.

Исполнение: кодеры вангуют

Итак, наше ТЗ предусматривало, что СДО должно «бесперебойно функционировать при одновременно использовании 10 000 пользователей». Требование не страшное, если Заказчик обладает нужным объемом вычислительных мощностей и персоналом для администрирования СДО.

Поскольку ТЗ написано «широкими мазками», то и родился в нем первый этап услуг – анализ инфраструктуры, который проводит Исполнитель. Исполнитель проводит анализ и видит, что имеющихся мощностей Заказчика явно не хватит для «бесперебойного функционирования СДО» ни что при 10 000 пользователей, а даже при 5 000.

Заказчик подливает масла в огонь новой вводной, которой не было в ТЗ – объемом курсов обучения. Мы помним, что разрабатывается система обучения, в которую Заказчик зальет контент (аудио, видео, текстовые файлы). Так вот, объем курсов, оказывается, – 8 Gb.

Исполнитель вглядывается в инфрастуктуру Заказчика, делает перерасчет и ужасается. Такой объем помноженный на кол-во пользователей приведет к коллапсу системы.

Какие выходы есть?

Полмиллиона долларов США и все будет хорошо

Правильно. Взять мощности в аренду у ЦОДа. Только цена аренды искомых мощностей за один год около 30-40 млн. рублей, которые в смету Госконтракта не включены)))

Соль конфликта в том, что Исполнитель разработку и боевые испытания СДО еще осилит, взяв на период испытаний мощности в аренду за свой счет. А вот куда ему устанавливать на этапе 4 все это хозяйство и как обеспечить его функционирование?

Резюме: контракт с имеющимся железом госзаказчика физически не выполнил. Сведения довели до госзаказчика, который впал в транс. А затем….

Госзаказчик атакует

Избрал самую верную и древнюю в России стратегию сделать крайним Исполнителя. Пока шло обсуждение «светлого будущего» 4 этапа услуг Исполнитель 32 дня ждал утвержденного/подписанного техпроекта, в котором согласовывалась платформа разработки и техтребования к серверам. Без техпроекта Исполнитель не мог приступить к основным работам по разработке СДО.

Исполнитель неоднократно запрашивал утвержденный техпроект в рабочей переписке и всегда получал ответ из серии (что примечательно в телефонных переговорах): «Завтра», «техпроект подшит к отчетной документации и мы можем снять копию».

Аналогичное поведение наблюдалось по отправленным макетам СДО. «Не подходят», «требует доработки».

Спустя 46 дней после начала работ Заказчик выдал в рабочей переписке: «Представленные макеты/прототипы, расчет по серверам и заявленная платформа разработки интереса не представляет. Ждем новых предложений, макетов и расчетов».

Теперь «завтра» грозило срывом госконтракта, , что равно взысканию штрафов по контракту и запрету участвовать в тендерах по 44 и 223 ФЗ. Вот тут Исполнитель и почувствовал потребность в твердом юридическом плече.

Защита от атаки

Поведение Госзаказчика говорило мне, что он «рисует» образ недобросовестного Исполнителя для грядущего судебного спора и комиссии ФАСа РФ. Как этот образ изменить?

Во-первых, нужно выявить действия и бездействия госзаказчика, которые препятствуют /делают невозможным исполнение договора, т.е. уличить в нарушении статьи 328, 718 и 719 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, вступить в активную письменную претензионную переписку. Так, мы сразу направили Заказчику уведомление о приостановлении оказания услуг согласно статье 719 Гражданского кодекса РФ, претензию согласно госконтракту. В них описали все «грехи» госзаказчика: и отсутствие утвержденного техпроекта, и немотивированный отказ утверждать макеты, и незаконные требования оказать допуслуги.

В-третьих, направить уведомление об одностороннем расторжении договора. Важно помнить про порядок его направления госзаказчику: по почте с описью вложений + по адресу эл. почты, указанному в госконтракте или официальной эл. почте госзаказчика.

Госзаказчик стал фантанировать документами в ответ: претензии, акт осмотров, мотивированные отказы посыпались из рога изобилия. Но важно не это. Важно, что в них госзаказчик проявляет непоследовательность в своей позиции.

В – четвертых, подать и выиграть иск о признании договора расторгнутым. Судебное решение в ваше пользу – 100% гарантия от риска внесения в РНП.

P.S. Борьба еще продолжается. Скоро нас ждет суд….

Управляющий партнер юрбюро Artilex

Адвокат Васюков Иван

55
2 комментария

Хм.. Стоимость аренды подобных мощностей 30-40 млн в год, если считать среднее, то где то 3 млн в месяц. Срок госконтракта 4 месяца, из которых, полагаю, 2 месяца на ТЗ, и 2 на саму работу по проекту. Исполнитель готов на время работы за свой счет арендовать мощности, то есть это примерно 6 млн, при цене госзаказа 4.5....

Ответить

Не так. Аренда ЦОДов по умолчанию на заказчике. Когда СДО создано, то проводятся его "боевые испытания". Где? Правильно, на мощностях заказчика, которых нет. Поэтому подрядчик был готов взять мощности в аренду на на 5 дней, что достаточно для испытаний. Но потом, когда СДО надо устанавливать, то устанавливать некуда. И тогда шишки полетят в разраба.

Ответить