3 совета юриста, как признать рекламу не рекламой

Получили предписание или штраф от ФАС за рекламу? Не знаете за что зацепиться, чтоб обжаловать решение антимонопольного органа?

Мы изучили судебную практику и подготовили для вас 3 совета, как признать рекламу не рекламой и защитить свои права.

Совет № 1. Разбирайте текст рекламы по словам и обосновывайте каждую фразу

Детально изучите текст, который не устроил ФАС. Разложите его по-полочкам. Подготовьте обоснование для каждой фразы: какова ее цель и что она подразумевает. Оптимально подкрепить свои доводы документами: договорами, сертификатами и др.

Отталкивайтесь от законодательного понятия «реклама» (ст. 3 Закона о рекламе) и доказывайте, что каждая фраза не имеет цели:

  • привлечения внимания к объекту рекламирования;
  • формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Обратимся к конкретном примеру (А60-53043/2019):

Уральский университет им. Б.Н. Ельцина разместил на сайте информацию под заголовком «Подготовка к ЕГЭ бесплатно: в УрФУ проведут акцию для абитуриентов».

В данном деле разбирали каждую фразу в объявлении. Университет доказал суду, что:

  • Указание о том, что «учителя подготовительных курсов — лучшие преподаватели университета» дано применительно к преподавательскому составу учебного заведения, не воспринимается как сравнение с преподавателями других образовательных учреждений.
  • Фраза «готовиться к экзаменам лучше там, куда школьник собирается поступать» не воспринимается как информация о том, что УрФУ им. Б.Н. Ельцина обеспечивает и проводит ЕГЭ, в данном случае речь идет о подготовительных курсах для сдачи ЕГЭ. Также данная фраза не воспринимается с точки зрения предоставления дополнительных преимуществ при подготовке к ЕГЭ на подготовительных курсах, организуемых учреждением.
  • Указание на то, что преподаватели УрФУ им. Б.Н. Ельцина входят в состав экспертных комиссий по ЕГЭ не опровергнуто документально.

В результате, суды трех инстанций приняли сторону ФАС и не нашли нарушений в информации университета.

Совет № 2. Обратите внимание на объект рекламирования

Объект рекламирования — это товар, услуга, мероприятие и др., на привлечение внимания к которым направлена реклама. Возникают ситуации когда компания рекламирует один продукт, а ФАС считает, что это реклама совсем иного объекта.

Сотрудники ФАС формально подходят к проверке: есть неправомерная фраза/картинка/фото — получи штраф. Однако, под словами, зачастую скрывается совсем иной смысл и другой объект рекламирования.

Приведем в качестве примера легендарное дело Медиа-Маркта (дело № А36-400/2011), когда в честь Октоберфеста на рекламном баннере разместили изображение кружки пива. ФАС посчитал это рекламой пенного напитка и оштрафовал Медиа-Маркт.

Однако, судебные споры завершились в пользу магазина. Было установлено, что объектом рекламы является бытовая техника и электроника, а проведение акции с раздачей пива не может быть рассмотрено как реклама алкоголя, поскольку это не способствует его продаже.

Вот еще один яркий пример, когда компанию хотели привлечь к ответственности за рекламу финансовых услуг (дело № А38-4566/2021).

Застройщик разместил рекламу «Специализированный застройщик «Континент»: «Квартиры покупают у нас!» с текстом «Ипотека с господдержкой».

ФАС расценило данный слоган как рекламу финансовых услуг и вынесла рекламодателю предупреждение.

Суды встали на сторону застройщика, указав, что:

  • Рекламный модуль был направлен на привлечение внимания лишь к услугам по продаже квартир. В ней отсутствовало указание на исключительные свойства ипотеки.
  • Размер шрифта, примененный при опубликовании сведений об ипотеке, не является крупным. На первом месте крупным планом изложена фраза: «Квартиры покупают у нас!», что также отражает намерение застройщика реализовать объекты недвижимого имущества вне зависимости от способа продажи.
  • Основным видом деятельности рекламодателя выступает строительство жилых и нежилых зданий. Он не вправе заключать кредитный договор с залогом недвижимого имущества, у него отсутствует лицензия на осуществление банковских операций.

Совет № 3. Реклама услуг, подлежащих лицензированию

ФАС уделяет особое внимание рекламе товаров и услуг, требующих лицензии (образовательные, медицинские и др.).

Если возбуждено дело по подобному факту, внимательно изучите текст рекламы — возможно, вам удастся доказать, что у текста иной объект рекламирования.

Например, в журнале «RAFINAD» опубликовали статью под названием «Красота без компромиссов», которая завершалась словами: «Секреты преображения от Беладонны… Хотите стать участником «Секретного чата Эмилии Романовой (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Беладонне? Пишите в…»

ФАС признал рекламу ненадлежащей по причине того, что рекламируются медицинские услуги без соответствующей лицензии.

Владелец журнала оспорил решение органа в суде (А19-13894/2021). Ему удалось доказать, что приведенный текст не содержит информации об оказании Романовой Э.В. конкретных медицинских услуг, в нем отсутствует указание или какое-либо упоминание наименования услуг из Номенклатуры медицинских услуг. Соответственно, в рассматриваемом тексте не содержится такого объекта рекламирования, как медицинские услуги. Текст лишь указывает на возможность стать участником секретного чата, пользоваться акциями и скидками, попасть на прием к Беладонне (без указания на то, что прием связан с какой-либо медицинский услугой).

Суды трех инстанций встали на сторону владельца журнала и признали решение ФАС незаконным.

Итак, при защите своих прав в суде используйте нестандартные подходы, изучайте судебную практику и обжалуйте решение до последней инстанции.

А лучше всего перед публикацией рекламы показать ее юристу, пусть он оценит текст и визуал с точки зрения закона. Специалисты Академии правовых и финансовых советников готовы помочь при спорах с ФАС, маркировке рекламы и других правовых вопросах.

44
1 комментарий

Придумали какую-то ерунду, люди потом голову будут ломать, как доказать что это е реклама

Ответить