Товарные знаки и gamedev

Товарные знаки — один из самых классных инструментов защиты интеллектуальных прав и моя большая любовь. Сфера товарных знаков гораздо точнее авторских прав, несмотря на большую долю субъективизма.

В чем польза регистрации?

  • Товарный знак подтверждает, что только вы можете использовать определенный объект (название, лого и т.д.) в конкретной сфере бизнеса.
  • Товарный знак регистрируется в государственном органе (Роспатент). После регистрации у вас появляется однозначное доказательство, что товарный знак принадлежит вам (свидетельство).
  • Для борьбы с нарушителями не нужно собирать кипу доказательств как в авторском праве.
  • Товарными знаками проще управлять, чем объектами авторских прав.
  • Если копируют ваши товарные знаки — достаточно доказать суду, что конкуренты сделали что-то похожее. В авторском праве вам придется доказывать, что конкуренты базировались именно на ваших работах.
  • Товарный знак можно продавать, передавать в пользование, организовывать с ним франшизы. У вас появляется огромное поле для коммерциализации.
  • А еще зарегистрированные товарные знаки добавляют статуса компании с точки зрения инвесторов и контрагентов :)

Своим клиентам я рекомендую по возможности защищать элементы бизнеса именно товарными знаками. В этой статье я хочу поделиться с вами идеями для защиты продуктов gamedev-индустрии при помощи товарных знаков

Название компании, продукта и его ключевых частей

Эти элементы защищаются словесным товарным знаком. Даже если у вас пока нет логотипа, регистрируйте название игры, имена ключевых персонажей, и даже слоганы!

Чем хорош словесный товарный знак?

  • Он дает самую высокую степень защиты.
  • Словесный знак охраняет именно слово! Неважно, как оно написано. В дальнейшем вы сможете писать его в любом цвете, дизайне и т.д. Это важно, потому что товарный знак нужно использовать именно в таком виде, как вы его зарегистрировали.

Примеры знаков

Международные:

  • 1368617 — CD PROJEKT (правообладатель: CD Projekt Red)
  • 1323878 — THE WITCHER (правообладатель: CD Projekt Red)
  • 1160100 — MIGHT AND MAGIC (правообладатель: Ubisoft)
  • 907334 — ASSASSIN'S CREED (правообладатель: Ubisoft)
  • 1539403- WHEN TOMORROW FALLS (правообладатель: Wargaming)
  • 1276441 — FALLOUT SHELTER (правообладатель: Bethesda)
  • 1465840 — YENNEFER (правообладатель: CD Projekt Red)
  • 1576880 — GERALT (правообладатель: CD Projekt Red)

Российские:

  • 412425 DRAGON AGE (правообладатель: EA International)
  • 531885 MASS EFFECT (правообладатель: EA International)
  • 549091 OVERWATCH (правообладатель: Blizzard Entertainment)
  • 618654 WORLD OF WARCRAFT LEGION (правообладатель: Blizzard Entertainment)

Логотип

Самый распространенный вариант. Вы можете защищать символы компании, логотипы игры, иконки, ключевую айдентику и т.д.

Этот способ защиты подходит для игр практически всегда. Не назову его универсальным, скорее — маст хэв.

Примеры знаков

Персонажи

Да, персонажи охраняются авторским правом. Но! Защищать их таким образом порой долго, дорого и очень муторно. Другое дело — когда у вас есть свидетельство на товарный знак. Так можно прекратить наглый копипаст ваших героев в других проектах

Примеры знаков

Эталон в плане защиты персонажей для меня — компания ROVIO. Все товарные знаки в карусели принадлежат им (и это я выбрала только малую часть).

Звуковые товарные знаки

Да-да, и такое можно регистрировать! Есть условие: мелодия не должна быть больше 10 тактов, а немузыкальный звук — не дольше 10 секунд.

Варианты для игровой индустрии: зарегистрировать заставку компьютерной игры, фирменную звуковую заставку компании.

Увы, мне не удалось найти примеры звуковых товарных знаков игровых компаний. Но что мешает перенять опыт из других сфер бизнеса?) Самые близкие — IT и телеком.

Примеры знаков

Послушать:

Изменяющиеся знаки

Помогут вам на более высоком уровне защитить различные анимации, например, в интерфейсе. Таким способом уже пользуются, но пока нечасто.

Примеры знаков

Цветовые товарные знаки

Это высший уровень защиты фирменного стиля. Естественно, все не просто так. Чтобы защитить ваш фирменный цвет как таковой, вам придется очень постараться и доказать, что потребители на российском рынке воспринимают этот цвет именно как ваш, не ассоциируя с иными компаниями.

Для успешной защиты фирменного цвета в качестве товарного знака нужно довольно долго работать на рынке. А при регистрации — собирать документы, делать социологические опросы и тому подобные вещи.

Примеры знаков

Святая троица в сфере российских цветовых ТЗ — Газпром, Сбер и МТС. В представлении не нуждаются)

О чем важно помнить при регистрации товарных знаков

Вообще нюансов столько, что и в 10 статей материал не уложишь. Но здесь расскажу об одном важном моменте для gamedev-индустрии.

Есть такая вещь как классы МКТУ — в них распределены все товары и услуги. Товарный знак регистрируется для конкретных классов МКТУ.

Как только вы подали заявку, добавлять классы в нее будет нельзя! А подавать новую заявку — это дорого. Поэтому перед регистрацией важно осознать все сферы, в которых вы будете использовать ваш товарный знак. То есть:

  • Сама игра
  • Интернет-магазин (если он под вашим названием)
  • Мерч
  • Книги, фильмы, комиксы
  • Развлекательные мероприятия
  • И т.д. и т.п.

Тут важно не переборщить. Потому что чем больше вы набираете классов, тем больше пошлина. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу позднее)

А за квалифицированной помощью в защите вашего продукта обращайтесь ко мне! Проконсультирую, помогу в подборе оптимальной стратегии и защищу вашу интеллектуальную собственность)

11
Начать дискуссию