Как выбрать надежного контрагента и минимизировать налоговые риски: 54.1 НК РФ

Как выбрать надежного контрагента и минимизировать налоговые риски: 54.1 НК РФ

Сегодня мы разберем важный аспект, связанный с оценкой условий выбора контрагента. Эти условия не только обязательны для понимания налогоплательщиком, но также могут влиять на ваш налоговый статус, особенно при участии "технических" компаний.

Статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает применение определенных положений в двух случаях. Во-первых, когда налогоплательщик сознательно совершает действия с целью избежать уплаты налогов, используя формальный документооборот с "техническими" компаниями. Во-вторых, когда налогоплательщик должен был осознавать обстоятельства, характеризующие его контрагента как "техническую" компанию, и что обязательства будут исполнены другим лицом.

При применении этой статьи, важно учесть, что правовое значение имеют не только подтвержденные налоговым органом обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения контрагентом своих обязательств, но и вопрос, следовало ли налогоплательщику осознавать эти обстоятельства при совершении сделки. Это зависит от характера и объема деятельности налогоплательщика, специфики приобретаемых товаров и услуг, а также особенностей условий сделки.

Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик должен был осознавать возможные риски при совершении сделки, особенно в сфере имущественного оборота.

Цель данного подхода - обеспечить стабильность налоговой системы, мотивировать участников оборота взаимодействовать с реальными хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги. Это также способствует равенству налогообложения и исключает несправедливое конкурентное преимущество, обеспеченное за счет уклонения от налогообложения.

При анализе факторов, влияющих на выбор контрагента, налоговые органы руководствуются важными принципами. Судебная практика ожидает от участников гражданского (хозяйственного) оборота разумное и осмотрительное поведение, особенно при сопоставимых условиях. Этот стандарт направлен на предотвращение возможных убытков от неисполнения обязательств или их ненадлежащего исполнения контрагентом. Нарушение этого стандарта может повлечь за собой ответственность руководителей юридического лица.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О возмещении убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" указаны конкретные действия, которые могут быть квалифицированы как недобросовестные или неразумные. К ним относятся, например:

а) знание директором о невыгодности условий сделки или о том, что контрагент неспособен выполнить свои обязательства, либо то, что директор должен был знать о таких обстоятельствах;

б) неполучение необходимой информации до совершения сделки, что является обычной практикой в подобных обстоятельствах;

в) совершение сделки в противоречие внутренним процедурам согласования, необходимого одобрения или вопреки бизнес-стратегии (рискованная или несвоевременная сделка).

Так как для налогообложения оцениваются последствия сделок и юридические факты, возникающие в гражданском (хозяйственном) обороте, стандарт разумного выбора контрагента применим и в налоговых отношениях.

Бизнес-процессы организации олицетворяются в ее бизнес-истории, публичном позиционировании, деловой репутации и рекламном продвижении. Опыт и репутация, а также наличие ранее успешно завершенных сделок и способность предоставить рекомендации от контрагентов, а также физическое местоположение офиса или производственной площадки – всё это отражает деятельность компании.

Вместе с тем, компании, созданные с целью вывода прибыли в "серую зону" или для обналичивания, часто не имеют значимого опыта ведения бизнеса. Они не могут предоставить доказательства своей надежности или партнерских отношений, что является важным критерием для разумных кредиторов. Такие компании не могут сослаться на долгосрочный опыт в своей деятельности или на опыт их учредителей.

Таким образом, при выборе контрагента важно руководствоваться принципами разумности и осмотрительности, а также учитывать все аспекты, влияющие на успешное взаимодействие в рамках бизнес-партнерства.

В свете изложенного, активная позиция налоговых органов в сборе доказательств, характеризующих выбор налогоплательщиком контрагента, особенно важна. Это включает в себя анализ предмета и цены сделки с учетом стандартов осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте.

При осуществлении выбора контрагента, субъекты предпринимательской деятельности, как правило, учитывают множество аспектов. Это включает не только условия сделки, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, а также возможности предоставления обеспечения и наличие необходимых ресурсов и опыта.

Как выбрать надежного контрагента и минимизировать налоговые риски: 54.1 НК РФ

Для налоговых органов важно провести всесторонний анализ следующих обстоятельств:

а) Неизвестность налогоплательщику фактического местонахождения контрагента и мест, необходимых для ведения бизнеса.

б) Отсутствие документальных подтверждений, подтверждающих способность контрагента выполнить условия договора.

в) Недостаток информации о обстоятельствах выбора контрагента, заключения и исполнения сделки.

г) Отсутствие взаимодействия с руководителями или лицами, уполномоченными действовать от имени контрагента.

д) Неосуществление анализа сведений о контрагенте, размещенных на официальном сайте ФНС России.

е) Отсутствие информации о реальной экономической деятельности контрагента.

и) Несоблюдение процедур согласования и внутренних регламентов налогоплательщика.

к) Не соблюдение бизнес-стратегии налогоплательщика.

л) Отклонение условий сделки от обычных правил делового оборота.

м) Установление цен, существенно отличающихся от рыночных.

н) Отсутствие необходимых документов, соответствующих характеру исполнения сделки.

о) Непринятие мер по защите прав, нарушенных неисполнением обязательств.

р) Несоблюдение налогоплательщиком процедур по приостановлению исполнения обязательства.

Следует помнить, что основной целью такого анализа является обеспечение правильного оценивания обстоятельств, сопутствующих выбору контрагента, с целью минимизации рисков и обеспечения добросовестности в бизнес-партнерстве.

Учет официальных данных, размещаемых ФНС России в открытом доступе, предоставляет налогоплательщикам дополнительную возможность для анализа обстоятельств, касающихся деятельности контрагента. Эти сведения о доходах, расходах, уплаченных налогах и численности работников позволяют оценить масштабы и возможности контрагента в исполнении своих обязательств.

Важно отметить, что некоторые сведения, полученные в результате налогового контроля, могут быть общедоступными с согласия налогоплательщика. Это создает основу для честной конкуренции и формирования прозрачных взаимоотношений, минимизируя налоговые риски.

Как выбрать надежного контрагента и минимизировать налоговые риски: 54.1 НК РФ

При анализе возражений налогоплательщика и его аргументации по выбору контрагента, а также доказательств того, что он не мог знать о заключении сделки от имени организации, не осуществляющей реальную предпринимательскую деятельность и, следовательно, не несущей налоговых обязанностей, необходимо учитывать следующее:

Требования к выбору контрагента могут различаться в зависимости от характера сделки. Например, при пополнении материальных запасов на небольшие суммы требования будут ниже, чем при значительных сделках или привлечении подрядчика для выполнения крупных работ, где риски также могут быть значительными из-за возможных убытков при неисполнении или ненадлежащем исполнении.

Все вышеперечисленные аспекты следует учитывать при анализе и оценке обстоятельств, связанных с выбором контрагента, с целью минимизации рисков и обеспечения добросовестности в сделках.

Понимая, что налогоплательщик мог иметь сведения о деятельности контрагента и его способности выполнить обязательства, важно руководствоваться следующим:

Если в результате проверки выявлено лицо, осуществившее исполнение, после исключения "технической" компании, участвующей в цепочке сделок, учет расходов и налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость осуществляется на основе финансово-хозяйственных данных указанного лица по этой сделке.

В случае, если невозможно установить лицо, осуществившее исполнение, право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость не предоставляется, так как данный налог является косвенным и взимается на каждом этапе производства и реализации товаров (работ, услуг) до передачи их потребителю.

Относительно расходов следует применять расчетный метод для определения налоговой обязанности. Однако стоит помнить, что, согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Кодекса", риски, связанные с возможностью применения расчетного способа определения налоговой обязанности, лежат на налогоплательщике.

Это означает, что в случае возникновения спора о размере расходов, не подтвержденных документально, а также при отклонении стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) от рыночной стоимости, ответственность за доказательство лежит на налогоплательщике. Он вправе представить обоснование с учетом данных об аналогичных документально подтвержденных операциях, провести экспертизу или предоставить документы, подтверждающие рыночную стоимость товаров (работ, услуг).

Таким образом, определение реального размера налоговой обязанности с использованием расчетного метода, включая случаи признания документов недостаточными, производится на основе обстоятельств, которые налоговый орган может установить с учетом имеющихся у него сведений и документов, при условии содействия со стороны налогоплательщика в этом процессе.

Оценка субъективной стороны действий налогоплательщика имеет важное значение при решении вопросов о последствиях невыполнения требований, установленных законодательством, а также вопросов квалификации правонарушения.

Действия налогоплательщика, которые привели к неуплате или неполной уплате суммы налога, будут рассматриваться как правонарушение, если налогоплательщик действовал с целью неправомерного уменьшения налоговой обязанности или если он осознавал, что его контрагент является "технической" компанией и не способен исполнить обязательства по сделке.

Если же указанные основания не подтверждены, и налогоплательщик не опроверг доказательства, представленные налоговым органом, свидетельствующие о том, что его действия соответствовали обычным коммерческим практикам и разумному поведению, и что он не мог знать о "техническом" характере контрагента и невозможности исполнения обязательств, то его действия квалифицируются по пункту 1 статьи 122 Кодекса.

При этом, учитывается неосторожная форма вины при применении налоговых санкций и оценке других обстоятельств, которые могут рассматриваться как смягчающие обстоятельства в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса.

В случае, если анализ материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений и доказательств показывает, что он действовал с разумной коммерческой осмотрительностью и не мог знать о "техническом" характере контрагента и исполнении обязательства другим лицом, то в его действиях отсутствует состав правонарушения.

В таком случае, налогоплательщик имеет право на учет расходов и применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, исходя из данных, отраженных в сомнительном договоре и документах о его исполнении.

341341 показ
2929 открытий
Начать дискуссию