{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Подозрительные и пороговые операции для компании МФЦА

МФЦА/AIFC

Разбираем подозрительные и пороговые операции для компании МФЦА

Компании, являющимися субъектами финансового мониторинга, обязаны направлять сообщение о подозрительных операциях и пороговые операции в Агентство Финансового Мониторинга Республики Казахстан (АФМ РК) соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Закон о ПОД/ФТ) и Правилами Международного Финансового Центра Астана по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и санкциям (Правила ПОД/ФТ).

Что такое Подозрительные/Пороговые Операции?

Пороговые операциям относятся к транзакциям, превышающим суммы, установленные статьей 4 Закона о ПОД/ФТ, а также другим типам сделок, описанным в той же статье.

Таблица пороговых операции

Читать продолжение: (смотреть таблицу)

Согласно статье 1 Закона о ПОД/ФТ подозрительные операциями является — операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность.

Список подозрительных операций приведен в статье 4 Закона о ПОД/ФТ, однако следует отметить, что данный список является неисчерпывающим, в силу постоянного изменения методов отмывания денег и финансирования терроризма. Определение типологий, схем и методов легализации преступных доходов и финансирования терроризма осуществляется компетентным органом, и информация о них распространяется на субъектов финансового мониторинга через официальный интернет-ресурс. Также рекомендуется следить за публикациями международных организаций, занимающихся борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма (ООН, ФАТФ, ОЭСР и тд.), и ознакомиться с международными сводными санкционными списками, чтобы быть в курсе новых типологий и схем отмывания денег и финансирования терроризма.

Определение таких операций зависит от нескольких факторов, включая:

  • Географический риск: включает в себя страны, находящиеся в черном списке ФАТФ, оффшорные юрисдикции, санкционированные страны и другие.
  • Бизнес-риск клиента: относится к сделкам, которые не соответствуют бизнес-деятельности клиента, юридическим лицам, зарегистрированным менее трех месяцев назад, и т.д.
  • Риск типа клиента: включает публичных должностных лиц (иностранных и местных), юридические лица с высоким оборотом наличных денег, лица и организации, включенные в Сводный санкционный список Совета безопасности ООН, списки санкций, списки организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также списки связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения и другие.
  • Сумма сделок: включает транзакции, которые превышают ожидаемую доходность, разделение транзакции на несколько частей, сумма которых равна или превышает пороговую транзакцию, и другие аномальные операции.
  • Поведение клиента: включает отсутствие предоставления информации о контрагентах или получателях, непредоставление целей операции, отсутствие предоставления необходимых документов для проведения транзакции и другие необычные поведенческие факторы.
  • Контрагенты по сделкам: включает оценку риска связанный с контрагентами, такие как их репутация, связи с преступными организациями, история предыдущих сделок и другие факторы.
  • При идентификации подозрительных операций, компании должны учитывать вышеперечисленные факторы и принимать соответствующие меры для более детального анализа и выявления возможных подозрений.

Субъекты финансового мониторинга должны составить свой собственный список факторов риска на основе своего опыта, бизнеса и знаний и отразить их в своих политиках ПОД/ФТ.

Кто сдает отчет?

В соответствии с Правилами ПОД/ФТ, отчетность о борьбе с отмыванием денег (MLRO), Заместитель руководителя по вопросам противодействия отмыванию доходов (Deputy MLRO), а также работники службы AML, функционирующие под руководством MLRO, являются теми лицами, которые предоставляют отчеты.

Как сдавать отчет?

Сообщение о подозрительной и пороговой операции направляются в АФМ РК в соответствии с Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13 об утверждении правил представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции (Приказ).

Существуют два способа представления сообщение об операциях:

— Веб-портал AФМ РК с использованием технологии ручного ввода https://websfm.kz

— Формат XML, следуя установленному формату, указанному в Приложении 2 Приказа. Электронная подача в этом формате осуществляется через телекоммуникационную сеть Интернет Банковского расчетного центра Национального банка Республики Казахстан.

При заполнении сообщения необходимо указать следующую информацию:

  • Дата и время совершения подозрительной операции/пороговой операции.
  • Состояние операции (совершена или не совершена).
  • Основание для подачи сообщения (пороговая транзакция, подозрительная операция и т.д. в соответствии с главой 1 Приказа).
  • Информация о юридическом лице, представляющем отчет.
  • Информация об операции.Номер операции (присвоен во внутреннем реестре субъекта финансового мониторинга).Код вида операции (указывается цифровой код вида операции согласно справочнику на этой платформе).Количество участников операции (указывается количество участников операции, исключая субъекта финансового мониторинга).Код валюты операции.Сумма операции в валюте проведения.Сумма операции в тенге.Основание совершения операции (указывается код вида сделки в соответствии со справочником кодов видов участников и сделок с деньгами и (или) имуществом).
  • Данные об участниках операции. Роль в операции участников операции (отправитель, получатель и т.д.). Является ли участник операции клиентом субъекта, заполняющего сообщение. Резидентство участников. Тип участника операции (ТОО, ИП, физическое лицо и т.д.). Банк участника операции. Местонахождение филиала банка. Наименование банка. Код банка/филиала (например, БИК для резидентов и SWIFT BIC). Номер счета участника. Местонахождение банка. Учредители участника (для юридических лиц) — указываются данные по всем учредителям участника операции с долей участия не менее 10 процентов. Организационная форма учредителя участника. Наименование/ФИО участника. Резидентство учредителя участника операции. Фактический адрес учредителя участника.
  • В поле «Дополнительная информация» раздела субъекта финансового мониторинга необходимо развернуто объяснить причины, по которым операция считается подозрительной.

В соответствии с требованиями статьи 13 Закона о ПОД/ФТ сообщение о подозрительных/ пороговых операциях в электронном формате должны быть представлены в АФМ РК:

  • при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить о такой операции до ее проведения.сообщения о подозрительных операциях, которые не могут быть приостановлены, предоставляются не позднее трех часов после их совершениясообщения о подозрительных операциях и пороговые операции в течение двадцати четырех часов с момента выявления таких операций.

Действия после отправки сообщения АФМ РК

По получении сообщения от Агентства Финансового Мониторинга Республики Казахстан (АФМ РК), оно в течение двадцати четырех часов принимает решение о проведении операции или отказе в проведении операции и электронным способом уведомляет субъектов финансового мониторинга о данном решении. Если АФМ РК запрашивает дополнительную информацию, субъект финансового мониторинга обязан предоставить содействие и необходимые данные. В случае, если компания не получает решение о приостановлении или возобновлении подозрительной операции в течение 24 часов после предоставления информации, операция может быть осуществлена, если нет иных законодательных оснований, препятствующих ее выполнению.

Комитет по регулированию финансовых услуг (AFSA) должна быть уведомлена письменно о таких операциях как можно скорее после отправки сообщения в АФМ РК.

Все сообщения , а также квитанции, полученные на портале АФМ РК после отправки сообщения, должны храниться в электронной форме в течение шести лет со дня получения их.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда