На каких основаниях проводят проверки бизнеса

Внеплановые проверки проводят при фиксации фактов, выступающих достаточным основанием в согласии со ст. 10 №294-ФЗ, где также приведены условия к порядку осуществления подобных мер надзора. На осуществление внеплановых проверок (ВП) отводится максимум 20-дневный срок, и его продление законами РФ не предусматривается.

Для осуществления внеплановой проверки используется одна из двух форм:

1) документарная;

2) выездная.

Выбор формы осуществляется руководствующим лицом или его заместителем в муниципальных или государственных структурах, отображая принятые решения в специальных распоряжениях.

На каких основаниях проводят внеплановые проверки?

1) Истек срок, отведенный юрлицам или ИП – индивидуальным предпринимателям – для устранения оформленного в прошлом предписания по ликвидации зафиксированных нарушений.

2) В контролирующие структуры поступили прошения от юрлиц или ИП о том, чтобы предоставить разрешения, лицензии или особые статусы, дающие право осуществлять некоторые из видов предпринимательской деятельности, а также согласование для осуществления прочих юридических действий, когда осуществление ВП юрлица или ИП предусматривается нормами предоставления таких лицензий, разрешений и т. п.

3) Установление при осуществлении мероприятий, не предполагающих взаимодействие с юрлицами, ИП во время проведения форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ), параметров деятельности юрлица или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВП.

4) Приказ руководства госорганов, издаваемый согласно поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.

Также основанием для осуществления рассматриваемых ВП способны выступать заявления от ИП, юрлиц и обычных граждан, и данные, полученные от СМИ, органов самоуправления на местах, где говорится о таких фактах:

1) Риск нанесения потенциального вреда для здоровья и/или жизни российских граждан, растительного или животного мира, культурных и исторических памятников, окружающей среды, музейных экспонатов и предметов, занесенных в перечень Музейного фонда РФ, особенно ценной документации Архивного фонда РФ, документации, имеющей особенное значение для культуры, науки или истории, входящей в Российский библиотечный фонд, а также несущей риск появления чрезвычайной ситуации.

2) Нарушение прав и интересов потребителей РФ, обратившихся в компетентные органы, занимающиеся осуществлением госконтроля в сфере защиты прав российских потребителей, при условии, что предварительно заявитель безрезультатно обратился к юрлицу или ИП по поводу защиты или восстановления его нарушенных интересов и прав.

3) Нарушение норм маркировки продукции.

Если перечисленные основания отсутствуют, то организация ВП законодательными актами не допускается. В случае нарушения этой нормы поступок классифицируется, как грубейшее нарушение установленных правил по проведению и организации проверок (N294-ФЗ, ст. 20), что влечет за собой полную отмену всех результатов ВП при обращении проверенного лица в компетентные органы, а также выступает в роли достаточного основания, чтобы привлечь должностных лиц к ответственности.

Алгоритм документарных проверок

При осуществлении проверок документарной формы в роли предмета выступают данные, хранящиеся в документации ИП или юрлица:

1) Госорганы, занимающиеся надзором, имеют право делать запросы проверяемым субъектам с целью получения дополнительной информации по предмету проводимой у них проверки.

2) Не разрешено затребовать удостоверения в нотариальном порядке копий документации, предоставляемой в муниципальные/государственные структуры, занимающиеся надзором, если иное не предусматривается в законодательстве РФ.

3) При осуществлении документарной проверки государственные органы, контролирующие работу бизнеса, не могут требовать у ИП и юрлиц документации и данных, которые не относятся к предмету проводимой проверки, а также документации и данных, которые можно получить от других госорганов.Порядок выездной налоговой проверки

При организации выездных налоговых проверок (ВНП) законодательством предусматриваются следующие обязательные случаи, когда требуется согласование с прокуратурой:

- проверку планируют провести на одной из оснований, прописанных в N 294-ФЗ, ст.10, ч.2, п.2, в подпунктах: а, б, г;

- фиксация в процессе проведенных мероприятий, не предусматривающих взаимодействия с юрлицами, ИП при осуществлении форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ) параметров деятельности юрлиц или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВНП.

Нет нужды согласовывать с органами прокуратуры Российской Федерации организацию проверочных мероприятий:

- проводимых по истечении временного периода, отведенного на исполнение юрлицом или ИП выданных в прошлом предписаний по устранению зафиксированных нарушений;

- документарной формы;

- инициированных на основании полученного распоряжения или приказов от руководства надзорных органов, изданных по поручению Президента РФ или Правительства РФ.

Важно учитывать: даже при отсутствии необходимости согласовывать проверку с органами прокуратуры в выше описанных случаях, для ее осуществления в обязательном порядке необходимо присутствие хотя бы одного основания из тех, что предусматривает Закон N 294-ФЗ (ст. 10, ч.2).

Проверяемые предприниматели обязаны быть заранее уведомлены одним из доступных путей не позже, чем за 24-часовой срок до начала ВНП, если в роли основания для их осуществления выступает:

- распоряжение или приказ руководства надзорных структур, изданный согласно поручениям российского Правительства или Президента РФ;

- истекший срок выполнения юрлицом или ИП сделанных в прошлом предписаний по устранению зафиксированных нарушений.

Если указанный срок нарушат, то проверяемое лицо имеет полное право подать заявление, чтобы отменить результаты ВНП.

Предварительных уведомлений не нужно, если в роли основания для проводимых ВНП выступает риск нанесения вреда здоровью или жизни российских граждан и нарушения прав отечественных потребителей.

На каких основаниях проводят прокурорские проверки?

В соответствии с ФЗ N 2202-I от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» при проведении надзора за исполнением законодательных актов прокуратура не может подменять прочие госорганы. Проверки в подобных случаях проводят на основании полученных органами прокуратуры данных, которые вынуждают прокурора принять соответствующие меры.

Соответственно, в качестве поводов для осуществления прокурорской проверки у юрлиц выступают следующие события:

1) Прокуратура получила обращение в устном виде или в письменной форме, где содержатся сведения о нарушениях каких-либо законов.

2) Публикации СМИ.

3) Приказ прокурора о необходимости проведения выборочных проверок с целью установить – исполняется ли законодательство на определенных предприятиях.

4) Осуществление плановых надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с планом работы прокуратуры на 6 мес.

5) Распоряжение вышестоящих органов прокуратуры.

22
10 комментариев

Переписанный 294-фз...
Обращайтесь, я вам расскажу что такое проверки и как они проходят с обоих сторон:и со стороны контролирующих органов и со стороны бизнеса.
И в том числе как проверки, проведённые вообще без оснований могут быть признаны судом законными... (в том числе бонусом судебная практика: положительная и отрицательная) 

Ответить

Надо с чего-то начинать)) Я думаю, что действующим предпринимателям будет полезно прочитать

Ответить

Если это кому-то здесь интересно конечно.... 
Могу и тренинг организовать. 

Ответить

Тренинги это хорошо и правильно

Ответить

Тренинг тоже будет беглый? Просто в таких статьях бегло читать это равносильно заголовку прочитанному. Тут вникать нужно. Без обид до тренинга еще далеко.)

Ответить