Франчайзинг для gamedev: советы юриста

Нередко на игровом рынке разработчики сотрудничают между собой. Бывает, компания предоставляет возможность использовать свой бренд и ресурсы для сотрудничества с небольшими компаниями.

Чтобы обе стороны чувствовали себя защищенно при таком сотрудничестве, нужна договорная модель. Один из вариантов - франчайзинг.

Тема эта сложная и комплексная. Знаю не только в теории — уже около 3 лет у меня на постоянном обслуживании находится крупная франшиза. Поэтому я буду рассказывать вам о франчайзинге с практической точки зрения

Начнем с общей информации о франчайзинге. Также поделюсь основными рекомендациями перед запуском франшизы. Они схожи для любых видов бизнеса, в том числе для gamedev.

Что это такое?

Франчайзинг/Договор коммерческой концессии позволяет запустить бизнес по готовой схеме с использованием всех наработок основателя. Сюда входит и интеллектуальная собственность.

Компания-правообладатель называется франчайзером/правообладателем, а вторая сторона — пользователь/франчайзи.

В чем плюсы для основателя:

  • Можно делегировать часть проектов партнеру, а самому при этом развивать другие. При этом выручка от старых проектов будет, а собственные ресурсы не потратятся.
  • Отличный способ расширения бизнеса с меньшими затратами, чем в случае с самостоятельным расширением.

Плюсы для франчайзи:

  • Вам не нужно париться и изобретать велосипед. Вы берете готовую бизнес-модель, работаете по ней и зарабатываете.
  • В модели франчайзинга всегда реализуется помощь и поддержка со стороны компании-правообладателя. Особенно если есть какие-то особые требования к продукту.

Что стоит учесть при организации франшизы?

Если вы хотите запустить франшизу на свой бизнес, вам критически важно проверить следующие моменты:

  • Товарный знак
    Этот пункт идет первым, потому что без него франшизы быть не может. Наличие товарного знака — обязательное требование закона для организации франшизы (ст. 1207 ГК РФ). Товарный знак должен быть не какой попало, а тот, который будет использовать франчайзи.
  • Оформить остальную интеллектуальную собственность
    Когда вы запускаете франшизу, пользователь получает доступ ко всем вашим разработкам по проекту, в том числе конфиденциальным. Если они никак не оформлены, могут возникнуть проблемы в будущем. Например, недобросовестный пользователь уведет ваши разработки, а вы в суде не сможете доказать, что это ваше.
  • Определить бизнес-модель, финансовую модель, по которым должен работать пользователь
    Это одна из основ франшизы. И над этим я рекомендую подумать еще до оформления интеллектуальной собственности.
  • Провести due diligence бизнеса и понять, есть ли какие-то пробелы в организации деятельности
    Такая проверка включает в себя многие аспекты: налоги, персональные данные, договоры с клиентами, партнерами и сотрудниками и т.д. Проверка нужна, чтобы вы начали расширять бизнес, который крепко стоит на ногах. Иначе проблемы снежным комом покатятся по всей франшизе.
  • Проверьте пользователя по следующим пунктам:

— зарегистрирован ли как ИП или компания (с физлицом франшизу оформить нельзя);

— платит ли налоги;

— много ли судится;

— давно ли существует.

Сделать это можно через сайт налоговой, либо в специальных сервисах. Пользователям я рекомендую делать то же самое в отношении организаторов франшизы :) Это поможет избежать неприятных сюрпризов в виде затягивания оплат, внезапного исчезновения с рынка и т.д.

И только после всего этого можно задумываться о договоре коммерческой концессии. Помните, что договор только оформляет ваши отношения. А для этого нужно, чтобы было что оформлять :)

Начать дискуссию