Как все, что вы построили своими руками, разрушить руками своих сотрудников? 5 проверенных методов

Как все, что вы построили своими руками, разрушить руками своих сотрудников? 5 проверенных методов

Часто предприниматели считают делегирование небесной манной. «Как только все процессы и задачи будут переданы команде, я «выпрыгну» из гребаной операционки, уеду в Тай и буду дистанционно управлять компанией».

В этих мечтах нет ничего зазорного. Мы, предприниматели, впахиваем 24/7, берем риски, платим зарплаты, решаем за день столько проблем, сколько люди в обычной жизни не решают за месяц. Конечно, мы заслуживаем отдых, разгруженную голову и финансовую стабильность.

Достичь этого без делегирования – невозможно, дело понятное. Вот только управление работой других превращается в бесконечную потерю качества исполнения, ощущение, что ты работаешь с непрофессиональными и недалекими лентяями, который делают фигню за твои деньги.

Фишка в том, что управление – это комплекс совершенно специфических навыков, которые вам, вероятно, стоит добрать, если вы в своей компании давно превратились из заказчика работы в очень заинтересованного зрителя. И, даже объясняя сотруднику задачи до хрипоты, всё равно получаете не тот результат, который хотели.

Сегодня поговорим о том, какие самые частые сценарии делегирования мы выбираем, когда плохо обучены управлению.

Делегируйте без контроля

Как все, что вы построили своими руками, разрушить руками своих сотрудников? 5 проверенных методов

Вы ведь так устали заниматься операционкой, правда? Живете в постоянном напряжении от нескончаемого потока задач, которые почему-то можете решить только вы. А в это время другие предприниматели в соц. сетях рассказывают как они передали все дела команде и уехали на солнечные острова. Среди всего этого шума не перестает мелькать надоедливый посыл: делегируй или умри.

Решайтесь. Нанимайте людей или передайте дела уже существующей команде. Понимаем, что вы устали, поэтому «делегирование» превратится в «заберите с меня это, пожалуйста. И вот это тоже заберите». Вы в ситуации, будто 3 года поднимали в гору тяжелые мешки с картошкой, и вдруг появились люди, которые могут помочь нести их дальше. И что сделает любой уставший человек? Конечно, как можно скорее скинет с себя весь груз, передаст другим и наконец выдохнет, потому что удалось избавиться от ужасного напряжения в теле.

Вам стоит также поступить в своем бизнесе. Как только появится команда, сразу освободите себя от всех надоевших процессов. Вдобавок – передайте как можно больше ответственности. А что, вы же не зря им зарплату платите.

Теперь вы «освободившийся из операционки» предприниматель, который разом ослабил контроль за многими зонами компании. Поначалу никаких изменений в результатах заметно не будет. Это еще больше укрепит вашу уверенность в чудодейственности делегирования. Однако с этого момента можете отсчитывать несколько месяцев и дело в шляпе: действия команды, пущенные на самотек, приведут компанию к большим проблемам, которые вам придется разгребать самостоятельно. И чем дольше вы будете игнорировать признаки ухудшающих дел, тем бОльше «тухлых мешков» вы обнаружите в своей компании. А если повезет – она развалится до того момента, как вы почувствуете этот тухлый запах.

Делегируйте сотруднику, который к этому уровню делегирования не готов

Как все, что вы построили своими руками, разрушить руками своих сотрудников? 5 проверенных методов

Это вторая работающая идея. Найдите сотрудника, которым вы очарованы. Пусть для примера его зовут Сергей. Вы увидите в нем большую перспективу и поверите в его успех больше, чем он сам. Поэтому вам покажется, что он отлично подойдет на роль только что ушедшего руководителя отдела. Тем более растить кадры внутри компании – это очень современно. Еще и выгоднее, чем нанимать со стороны.

Интуиция подскажет вам, что Сергей отлично справится. Достаточно поставить его на новую должность, дать время и быть готовым к некоторым ошибкам поначалу.

Чтобы сделать Сергею сюрприз, не стоит предупреждать его заранее о назначении на должность. И вам и ему будет приятнее, если вы неожиданно для всех на общем собрании команды объявите, что решили сделать Сергея новым руководителем отдела.

Возможно, после объявления этой новости Сергей даже подпрыгнет. Вы подумаете, что от счастья. Но в голове новоиспеченного руководителя нескончаемая бегущая строка о высокой ответственности и непонятках, как теперь руководить теми, с кем по пятницам вместе выпивал в баре.

Первое время Сергей будет косячить, но вы были к этому готовы, все таки новая должность. Поэтому дадите Сергею минимум месяц на адаптацию. Пройдет месяц, он также продолжит косячить, но вы очень в него верите, помните? Поэтому нужно будет дать Сергею еще месяц. Затем еще месяц, даже невзирая на отсутствие результатов.

Спустя три месяца без результатов вы начнете очень злиться на Сергея. Вы же дали ему должность, поверили в него, а он уже квартал не показывает ничего выдающегося. Ваше очарование перейдет в разочарование. И тут вы задумаетесь о его замене. Но, будем надеяться, к этому времени Сергей накосячит достаточно, чтобы ничего нельзя было исправить и компания пошла на дно.

Как попадать в уровень сотрудника, делегируя ему задачи, написали вот здесь.

Вообще не делегируйте

Как все, что вы построили своими руками, разрушить руками своих сотрудников? 5 проверенных методов

Хороший вариант для тех, кто знает всё лучше других. Если в вашей голове целая Википедия о маркетинге, продажах, сервисе, бухгалтерии и продуктовой разработке – зачем вам вообще кто-то еще? Только вы знаете как правильно вам продвигаться, какой продукт вам нужен и как общаться с клиентами. В этом случае точно не стоит никому ничего делегировать.

Даже если попытаться найти кого-то, кто хотя бы на вашем уровне будет понимать маркетинг, он, по вашему мнению, будет стоить необоснованно дорого.

А если у вас уже есть сотрудники, но они не выпрашивают дополнительные задачи, чтобы вас разгрузить, значит дело в людях. Вам стоит обвинить их в безынициативности и лени. А если сотрудники молодые, их уже точно не исправить. Новое поколение не заинтересовано в работе, им лишь бы Тик-Ток полистать.

Поэтому вам все равно нужно тащить все на себе. Вы – герой и вам стоит этим гордиться. Особенно, когда вы героически будете лежать под обломками своей очередной компании и говорить о том, что для вас это был интересный опыт, вы сами без чьей либо помощи дошли до этого уровня и бла бла бла.

Если такая геройская кончина вам не подходит, и вы хотите под завалами вместе с сотрудниками, то переходите к следующему методу.

Делегируйте по-нарошку

Как все, что вы построили своими руками, разрушить руками своих сотрудников? 5 проверенных методов

Это еще один отличный способ разрушить свой бизнес. Просто делайте вид, что делегируете важные задачи членам команды. На словах дайте им полную свободу действий, но на деле продолжайте всё контролировать, вникать в детали и в итоге решать самостоятельно.

К примеру, поручите маркетологу разработать маркетинговую стратегию на следующий квартал. Он будет трудиться над этим несколько дней и принесет вам готовый промежуточный план. Все внимательно изучите, а потом скажите: "В целом неплохо, но я бы кое-что изменил. Давай я дополню твои идеи своим видением, чтобы сделать стратегию максимально эффективной". И перепишите весь план заново, оставив от оригинала 10%. Все как вы любите.

Или еще вариант. Поручите разработчику реализовать новую фичу в приложении. А когда он возьмется за работу, каждый день подходите узнать о прогрессе, задавайте кучу уточняющих вопросов, просите присылать отчеты и сами исправляйте его код. В результате разработчик потратит больше времени на отчетность, чем на саму разработку.

Подобное "делегирование" быстро вызовет у сотрудников чувство безысходности. Они поймут, что вы им не доверяете и считаете некомпетентными. У них пропадет всякая мотивация проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Ведь какой смысл, если все равно вы переделаете всё по-своему?

От такого изматывающего микроменеджмента у сотрудников снизится вовлеченность и лояльность. Лучшие уволятся, останутся самые пассивные исполнители. А вы будете пытаться удержать все нити в своих руках, выматываться и в итоге сорвётесь.

Так "делегирование" превратит вашу команду в безынициативных заложников ситуации. А бизнес рано или поздно потерпит крах из-за негибкости и неэффективности.

Делегируйте исполнение, оставляя ответственность за компанию у себя

А это – правильный подход к делегированию, который позволит вашему бизнесу процветать.

Однако, чтобы его реализовать, вам нужно научиться некоторым вещам. Управлять деятельностью других людей не номинально, а фактически. Оценивать эффективность работы команды и извлекать прибыль, управляя ей. Эффективно использовать вверенные вам человеческие ресурсы.

О том, как это делать, говорим весь февраль у нас в Телеграм-канале.

4141
72 комментария

Растить нужно не подчиненных с большой должностью, а партнеров с обозначенной зоной ответственности, лимитами на действия внутри компании и понятным уровнем дохода (достижимым). Никто не будет на вас в полную силу работать без вменяемой перспективы. Придется поделиться с тем, кто возьмет на себя ответственность.

9

Прекрасный подход. Только надо помнить, что партнёр - это тот, кто вкладывает свои деньги. Не 3% от месячной ЗП, а сбережения. И никаких опционов или чего-то в этом духе. Иначе вас, как собственника, ждёт разочарование от таких партнёров. Вся ответственность будет на вас, а эти персонажи исчезнут при первой серьезной проблеме.

3

Ну наконец-то. Думал до такого комментария не долистаю.

1

ну если "партнер" готов если что своими деньгами компанию поддержать, не получить премию и зарплату, если плохой квартал, подписывать документы и отвечать за это - конечно.

1

Тогда придется и долями делится иначе это не партнёрство, а найм по умному, а если этих сотрудников тысячи, то сколько опционов вы раздробите и будет ли смысл...

Шикарная точка зрения, спасибо, что поделились. Согласны с Вами

Все этапы прошел. Все так. А еще можно хаотически делегировать. Типа, ты самый бойкий - забирай задачу. Похер, что у тебя нет компетенций и вообще-то ты перегружен

9