Гендерные законы в бизнесе: почему основатели-мужчины не пугают инвесторов, а женщины вызывают сильное сомнение

Как три девушки основали свой проект и почему в него поверили профессиональные инвесторы.

Отношение к женщине в бизнесе в России носит стереотипный характер с определенным набором предрассудков. Согласно последнему исследованию Mastercard Index of Women Entrepreneurs наша страна находится на втором месте в мире по наибольшей доли женщин среди владельцев бизнеса, но не входит и в топ-10 по благоприятным условиями и возможностями для этого. Причин этому несколько, и в первую очередь, слабая вера самих женщин в свои силы. Мы склонны больше бояться того, что не преуспеем в ведении собственного дела. Мужчины, как правило, преувеличивают свои профессиональные возможности, в то время как женщины чаще недооценивают свои способности. Слабая вера в свои силы сильнее всего может останавливать женщин, желающих начать собственный бизнес.

Благодаря экономическому укладу сложилось восприятие, что женщины в бизнесе не самые лучшие участники. До сих пор сохраняется популярное мнение, что мужчины — основные «добытчики» в семье, а женщины - «хранительницы очага». Доступ к финансовым инструментам и услугам ограничен, регуляторная сторона бизнеса находится на невысоком уровне.

Два года назад мы с подругой решили создать свой бренд детской одежды LOLOCLO. На момент запуска моему ребенку было 5 лет. Рынок был (и справедливости ради нужно сказать и есть) насыщен большим количеством предложений. Но при этом составить базовый гардероб оказалось довольно проблематично: продавались либо футболки с надписями «little boss», «surfer 1977» и «superstar», либо абсолютно несочетаемые цветовые категории.

Мы хотели создать аналог LEGO в сегменте детской одежды - простой и лаконичный бренд, удобно и легко сочетающиеся друг с другом вещи, некое универсальное решение для современных родителей, которое позволяет экономить время и силы при покупках, а детям - дает свободу самовыражения.

Было решено начать с пилотного проекта - для подтверждения спроса и проверки своей гипотезы. Мы увидели, что продукт оказался крайне востребованным. Философия бренда нашла отклик у большого количества родителей. Мы сделали выбор двигаться дальше MVP.

Понимая, что нужно привлекать внешнее финансирование для масштабирования проекта в рамках наших амбициозных задач, мы составили подробный бизнес-план и построили финансовую модель. Однако каково было наше удивление, когда от встречи к встрече, инвесторы задавались тремя вопросами:

1) Как вам, трем девушкам (на момент поиска инвестиций к нашему проекту присоединилась еще одна девушка-соучредитель) , удается работать вместе?

2) Есть ли у вас формальный документ, который фиксирует кто главный, и кто за что отвечает?

3) Когда ваших компетенций не будет хватать, готовы ли вы будете пригласить на свои места стороннюю команду? Насколько сильны ваши амбиции

Согласно исследованию Гарварда поиск инвестиций для предпринимателей-мужчин проходит гораздо плодотворнее и эффективнее. Если презентацию перед инвесторами делает мужчина, вероятность получить благосклонный ответ в 2 раза выше. Что еще более интересно, если компанией управляют только мужчины, успех в привлечении инвестиций в 4 раза вероятнее, чем у компании, в руководстве есть хотя бы 1 женщина. На момент поиска инвестиций в руководстве нашей компании было только 3 женщины и ни одного мужчины. Сейчас понятно, что наши шансы на успех были близки к нулю... Это была настоящая проверка на прочность и веру в свой проект.

На данный момент среди наших инвесторов 1 женщина и 5 мужчин, среди них владелец крупнейшего онлайн-кинотеатра ivi.ru, топ-менеджеры международных инвестиционных банков, финансовый директор «Додо Пицца». Все они имеют разный бэкграунд, сильные компетенции в своих областях. Основатель и главный управляющий директор ivi.ru Олег Туманов вот как объясняет свое решение: «Меня подкупило сочетание рыночной возможности, понятной бизнес-идеи, продукта, востребованного аудиторией, и уникальной команды основательниц компании, которые олицетворяют предпринимательский и менеджерский опыт, знания производственного процесса и креативный и перформанс-маркетинг. Такое сочетание редко встретишь в стартапах, часто какой-то элемент отсутствует. Компания LOLOCLO в этом отношении предоставила уникальную инвестиционную возможность». Еще один наш инвестор Кирилл Вырыпаев, финансовый директор «Додо Пицца», приводит свои аргументы: «На мое положительное решение об участии в проекте в качестве инвестора прежде всего повлияли основатели LOLOCLO. На данном этапе проекта помимо бизнес-планов и финансовых моделей очень важна команда. Кроме этого, сам по себе продукт действительно уникальный с точки зрения концепции и текущих трендов в fashion-ритейле».

Наш выбор друг друга с инвесторами был точно не случайным, потому что мы искали не просто инвестиции, но и единомышленников, которые могли бы привнести в проект свои опыт и знания. Им же философия нашего проекта оказалась близка по духу, а состав команды не вызывал не сомнения, а наоборот, стал одним из определяющих факторов.

В целом позитивные сдвиги в восприятии и принятии женского предпринимательства определенно есть. Например, Boston Consulting Group опубликовали исследование с очень интересными выводами. Согласно их данным, если количество женщин-предпринимателей сравняется с мужчинами, то общемировой ВВП вырастет в 2 (!) раза. По данным исследования Mаstercard, о котором я говорила в начале, женщины-предприниматели процветают в странах с более развитой экономикой - там проще получить доступ к капиталу и образовательным ресурсам. Что касается России, то важно отметить, что Индекс женской предпринимательской активности имеет положительный тренд уже несколько лет подряд. То, что наш проект нашел отклик на рынке инвестиций, лишнее тому подтверждение.

22
4 комментария

Комментарий недоступен

1

у меня низкое доверие к женщинам на дороге
прям сексизм шовинизм жуткий испытываю

1

Следует отметить не очевидный факт: а России очень сильно недоверие к женщинам со стороны ... самих женщин.

Это главная причина, почему никогда здесь не выберут женщину Президентом. 
Конкретно об инвестициях: как раз доверить деньги женщинам легче (меньше риск). На этом построил свой бизнес и банк лауреат Нобелевской премии индиец (Бангладеш) Мухаммад Юнус. Мелкие ссуды начал давать женщинам - на корову и на швейную машинку.