Побеждаем в продуктовых хакатонах

Привет! Я Никита Арутюнов — победитель хакатонов и Serial Founder, и я расскажу, как побеждать в мире продуктовых хакатонов. В конце статьи есть tl;dr с коротким содержанием.

Breakfast deal c Beeline Ventures и Startech.vc 2023
Breakfast deal c Beeline Ventures и Startech.vc 2023

Мое путешествие началось, когда мне было всего 16. С тех пор я прошел путь от участника до победителя хакатонов. Сейчас мне 24, и я успел побывать организатором хакатонов и перерасти в основателя собственных стартапов.

7
Семь побед в хакатонах с 2016 года

Продуктовые хакатоны — это не просто соревнования, это шанс показать свою креативность, удивить жюри и участников своими идеями и, конечно же, победить :)

Что значит продуктовый?

Сразу определимся, что хакатон продуктовый, когда поставленная задача дает простор для реализации и не напоминает техническое задание. Обычно в управлении проектами это называется бизнес-задачей.

Продуктовые хакатоны отличаются от технических тем, что в них важно не просто создать работающий прототип, но и продемонстрировать его рыночный потенциал. На таких хакатонах выделяются решения, которые решают реальные проблемы пользователей и могут быть востребованы на рынке.

Примеры продуктовых задач:

  • Создать альтернативный способ восстановления пароля
  • Разработать мобильное приложение корпоративного «Банка Идей»
  • Сделать встроенный в экосистему банка маркетплейс автомобилей

Каждую из этих задач я разберу и покажу победные решения.

Секреты успеха

Сделайте MVP — минимально жизнеспособный продукт и решите конкретную задачу

Важно обозначить минимальное решение, которое точно будет готово к середине хакатона. Точечное решение «боли», описанной в задаче, заложит фундамент, с которым можно занять призовые места.

Так для «Банка Идей» был сделан продукт в самом тривиальном дизайне, не отвечающем корпоративным стандартам компании, устраивающей хакатон.

Минимальный продукт прошел первичный отсев среди прототипов, после чего решение с полностью выстроенным User Flow уже было доработано в конечный продукт, победивший по итогам финальных презентаций.

Hint: Если у вас нет дизайнера в команде, то сам хакатон — это лучшее место, чтобы найти его параллельно созданию минимального продукта.

Но даже имея минимальный продукт на финальной презентации удавалось занимать призовые места в хакатонах Angel.Hack, «Надежда на технологии» Сколково и других.

Третье место с минимальным продуктом на хакатоне «Надежда на технологии» Сколково
Третье место с минимальным продуктом на хакатоне «Надежда на технологии» Сколково

Удивляйте и завораживайте

Продуктовые хакатоны требуют не просто технических навыков, но и способности удивлять:

  • Альтернативный способ восстановления пароля на основе ассоциаций (Росбанк Tech.Madness 2018): Традиционные методы восстановления пароля часто уязвимы и неудобны. Мы предложили новаторский подход, основанный на уникальных ассоциациях пользователя с изображениями. Этот метод не только повышал безопасность, но и обеспечивал удобство использования, так как ассоциации уникальны для каждого человека и трудно поддаются взлому. Жюри было впечатлено тем, как мы переосмыслили обыденную задачу, придав ей новый, персонализированный характер.
  • Быстрый просмотр цен автомобилей с помощью AR-камеры с AI (/more.tech 2020): Мы использовали технологии ARKit и AI для создания решения, которое позволяло пользователям мгновенно узнавать цены на автомобили, просто направив на них камеру своего смартфона, а уже после детально просматривать модель машины в AR. Это решение объединяло в себе удобство, инновационность и практичность, позволяя людям получать информацию о ценах в реальном времени без необходимости устанавливать дополнительные приложения, благодаря технологии App Clip, просто отсканировав QR код встроенной камерой iPhone.

Такой подход поразил жюри своей актуальностью и технологическим мастерством, демонстрируя, как можно использовать современные технологии для упрощения повседневных задач.

Победа на хакатоне /more.tech 2020
Победа на хакатоне /more.tech 2020

Объясните, почему именно ваше решение поможет закрыть «боль»

Всегда важно объяснить, как ваш продукт, даже минимальный, поможет рынку или корпорации.

Уйдите от абстракций и кратко распишите плюсы в стиле презентации стартапа, например: сокращаем время пользователя от «подумать о новой машине», которую он увидел на улице, до «купить новую машину» в приложении банка.

Так мы больше не заставляем искать ценность нашего решения, и у жюри остаётся больше времени на его оценку.

Презентация — это лучшая возможность раскрыть решение и победить

Я уже говорил, что к моменту создания минимального продукта вам желательно найти дизайнера, — теперь все серьезнее :)

Презентация и ее дизайн могут стать бутылочным горлышком вашего решения. Именно на презентации вам предстоит и осветить техническую часть, и удивить своим решением.

Для конкурентоспособности среди других презентаций лучше сразу взять в команду дизайнера, который будет сконцентрирован именно на понятном и впечатляющем представлении вашего решения.

Не стесняйтесь и берите за референсы презентации успешных стартапов. В случае, если хакатон проводит крупная компания — возьмите за референс ее корпоративные презентации и мимикрируйте под них.

Не сковывайте себя рамками, добавляйте интерактив и работайте с жюри и участниками хакатона, будто ваш продукт уже выходит на IPO!

Кстати, именно с помощью интерактива можно показать другим участникам, что даже они — ваша аудитория, получив от этого максимальную лояльность.

Креативный логотип команды от дизайнера в презентации
Креативный логотип команды от дизайнера в презентации

Новые знакомства и нетворкинг

Нетворкинг — это вторая победа

В 2016 году на первом хакатоне для школьников GoTo Hack моя команда не выиграла, но я понял: важны командный дух и общение с людьми вокруг в перерывы — нетворкинг.

В эти перерывы я встретил множество талантливых людей, которые на тот момент были школьниками как и я. Сейчас они работают в крупнейших технологических компаниях и ведущих стартапах по всему миру.

GoTo Hack 2016
GoTo Hack 2016

Уже в каждом последующем хакатоне я был увереннее и активно общался со всеми на площадке хакатона, обмениваясь контактами и опытом, заодно отвлекаясь от обескураживающей атмосферы вокруг.

Эти связи оказались бесценными не только для моего профессионального роста, но и для личного развития. В течение почти десяти лет мы видим прогресс друг друга и поддерживаем общение, что заряжает намного больше, чем просто формальный выигрыш. Всегда приятно увидеть друга в списке Forbes 30 under 30 или в запуске нового проекта соцсети VK.

Да, не самая очевидная долгосрочная победа в хакатоне — это связи, образованные по его итогу. Через собранные на хакатоне личные контакты дальше проще выстраивать как свои стартапы, так и просто дружбу.

Зимняя школа «Тебе решать!» олимпиады «Я –профессионал» в унивеситете ИТМО
Зимняя школа «Тебе решать!» олимпиады «Я –профессионал» в унивеситете ИТМО

Как победить (too long; didn't read)

Если вы озадачены и уже подумали, что ингредиентов слишком много, то держите кратко главные составляющие победы:

  • Ищите актуальную проблему: Ваши решения должны решать реальные задачи.

  • Инновационность: Применяйте новейшие технологии для создания уникальных решений.

  • Потребительская ценность: Демонстрируйте, как ваш продукт может найти свое место на рынке или в экосистеме корпорации.

  • Презентация: Яркая и понятная презентация — ваш ключ к успеху.

А теперь побеждаем вместе

Побеждайте в хакатонах и растягивайте победу уже сейчас нетворкингом со мной в социальных сетях @nickaroot

Эта статья появилась благодаря усилиям десятков людей, с которыми я побывал на хакатонах в одной команде, буду рад увидеть вас в комментариях :)

А ещё в комментариях оставляйте свой путь к победам на хакатонах, будет интересным дополнением, спасибо!

Победа на хакатоне Росбанк Tech.Madness 2018 с призовым фондом 500 000 ₽
Победа на хакатоне Росбанк Tech.Madness 2018 с призовым фондом 500 000 ₽
66
3 комментария

Полезная статья для участников хакатонов, понравились хаки "как хакнуть хакатон" :)

А тут большая статья и пошаговый план для организаторов: https://vc.ru/hr/1039651-kak-organizovat-hakaton-organizaciya-i-provedenie-hakatonov - этапы организации и проведения хакатона.

2
Ответить

Супер дополнение, спасибо :)
Для организации очень советую всегда брать прожженых не спящих хакатонщиков, чтобы они могли мотивировать участников даже ночью

2
Ответить