«Не дарили подарки друг другу, ведь это общий бюджет»: как мы 6 лет ведём семейный бизнес

Привет! Мы Дима и Лера Ильенковы, основатели онлайн-школы для проджектов и продактов PMCLUB. На День всех влюблённых хотим поделиться своей историей: как мы вместе работаем и находим время на романтику, с какими проблемами сталкиваемся и как их решаем. Быть семьёй и бизнес-партнёрами — можно. Доказываем на своём примере.

«Не дарили подарки друг другу, ведь это общий бюджет»: как мы 6 лет ведём семейный бизнес

Мы познакомились в 2014 году, начали работать вместе в найме в 2016-м. Спустя два года запустили совместный бизнес и вскоре поженились. Это большой путь, про который можно написать отдельную статью, но сегодня расскажем о том, как мы совмещаем семью и работу и сохраняем тёплые отношения <3

Наш типичный день

Чтобы сложилось общее понимание, опишем наш рабочий день. Мы просыпаемся около 8 утра, так как живём в Белграде, тут -2 часа к московскому времени.

Бежим делать кофе и завтрак, параллельно проверяя почту и соцсети. Как правило, у нас на утро уже стоит несколько созвонов. Идеально, когда активности сгруппированы: например, половину дня мы на встречах, а во вторую половину можно спокойно поработать.

День планируем заранее, оставляя небольшие промежутки для срочных дел, например, когда приходит запрос от партнёров или когда нужно дать обратную связь команде.

Все задачи — и наши, и остальной команды PMCLUB — системно ведём в Notion. Так мы видим, у кого какой план работы и кто за что отвечает.

«Не дарили подарки друг другу, ведь это общий бюджет»: как мы 6 лет ведём семейный бизнес

И так как день очень плотно распланирован, у нас нет времени на готовку и уборку. Если будем этим заниматься, то выпадем из работы. Поэтому мы делегировали домашние дела. Каждое утро нам доставляют еду на весь день. Мы успеваем её только разогреть и быстро поесть в перерывах между созвонами. А уборку делает клининговая компания.

Вечером, с 19 до 20, у нас перерыв на спорт. Дима ходит на бокс, а Лера — на зумбу и функциональные тренировки. Это помогает переключиться.

Но и на этом день не заканчивается: после мы делаем работу, которая требует глубокого погружения. В промежуток с 20 до 22 по Белграду, когда в Москве уже ближе к полуночи, нас никто не дёргает — и можно сфокусироваться на делах.

Уже под конец дня, с 22 до 23, учим сербский язык, так как уважаем культуру страны, в которой живём. А ещё играем с котом! Иначе он будет всю ночь орать.

Стараемся закончить все дела к 23 часам. Если закончить позже, то будет сложно заснуть

Без поддержки никуда ❤

В постоянной рабочей рутине очень важна поддержка близкого.

Мы стараемся постоянно страховать друг друга. Например, если у Димы запланирован долгий созвон или вебинар — Лера приносит ему воду или чай. Если один заболел или впал в апатию — другой может подменить и сделать работу за двоих.

Бывают сложные моменты на работе. Тогда мы берём паузу и вместе обсуждаем проблемы.

Вообще, психотерапия помогла нам открыто говорить о своих чувствах. Если плохо и нужна поддержка — скажи об этом прямо, и мы вместе решим, что делать. Партнёр не всегда понимает, что у тебя на душе. Поэтому мы проговариваем эмоции и рефлексируем.

«Не дарили подарки друг другу, ведь это общий бюджет»: как мы 6 лет ведём семейный бизнес

Ещё стараемся делать небольшие подарки друг другу — любимое пирожное, переходник для работы или расчёска, которую кто-то давно хотел.

Несколько лет мы осознанно ничего не дарили друг другу — бюджет общий и все расходы сразу видно. «Сюрприза» особо не получится, да и всё уходило в развитие онлайн-школы.

Но есть минус такого решения: пропадает ощущение праздника. Поэтому мы постепенно возвращаемся к подаркам.

Как находим время на себя

1. Полностью отказались от алкоголя

Это изменило наш досуг, сэкономило уйму времени и помогло быстрее восстанавливаться. Посиделки в барах мы заменили на спорт или культурные мероприятия — например, иногда ходим в театры, на выставки и экскурсии. Вечерами смотрим сериалы на Netflix на языке оригинала, чтобы совместить приятное с полезным.

2. Проконсультировались с психотерапевтом

Мы прорабатывали вопрос о разделении рабочего и личного времени с семейным психотерапевтом. К слову, сначала терапевт сопротивлялась разговорам о работе, но в итоге поняла, что в нашем случае бизнес — это часть семейной жизни.

3. Перестали работать в выходные

У нас была привычка работать по выходным. Но сейчас договорились оставить это время себе. Разделили выходные на family day и social day:

  • Один день проводим время только вдвоём. Например, недавно ездили на экскурсию в пригород.
  • В другой день встречаемся с друзьями. И тоже всё заранее планируем: бронируем рестораны, вбиваем встречи в календаре.

С какими трудностями столкнулись

Наверное, главное — это финансовая нестабильность. Одно дело, когда хотя бы кто-то из партнёров работает в найме и уверен, что такого-то числа будет зарплата, другое — когда вы оба в бизнесе и не можете гарантировать, что в этом месяце будет достаточно продаж.

Особенно сложно было на старте бизнеса, когда мы только запустили первый онлайн-курс, поженились, уехали в отпуск, вернулись и поняли, что сейчас низкий сезон и продаж ближайшие пару месяцев не предвидится.

Также порой раздражало, что работа очень тесно пересекается с отношениями. Условно: мы можем пойти на свидание и говорить о бизнесе. Нам помогла семейная психотерапия, исследование личных границ и ощущений и принятие.

Когда вы одновременно коллеги и семья — легко ранить друг друга. Поэтому мы постоянно думаем, как грамотно давать обратную связь, чтобы и отстоять свою точку зрения, и не обидеть партнёра. В целом это относится и к остальным коммуникациям в команде.

«Не дарили подарки друг другу, ведь это общий бюджет»: как мы 6 лет ведём семейный бизнес

4 принципа: как вести бизнес в семье и не сойти с ума

  • Разделение зон ответственности. Мы в семье разделяем и личные, и рабочие дела. Это важно, чтобы понимать, кто за какую задачу и за какого сотрудника отвечает. Банально у задачи «поставить фильтр для воды» должен быть ответственный — иначе её можно откладывать до бесконечности.
  • Планирование. Если хочешь, чтобы твоя личная жизнь и отношения развивались — их тоже надо планировать. Суровая правда жизни :)
  • Психотерапия. В бизнесе нужно идти за экспертизой: не знаешь, как что-то сделать — найди того, кто знает. Так же и в отношениях. Если чувствуешь, что появляются проблемы — лучше обратиться за помощью к специалисту, а не ждать момента, когда всё дойдёт до точки кипения.
  • Любовь. Совмещать бизнес и семью — это действительно не для всех. тут важно, чтобы оба человека получали удовольствие и от работы, и от общения друг с другом. Без любви будет тяжело.

Поздравляем вас с Днём святого Валентина! Пусть рядом будет человек, который понимает и поддерживает в ваших начинаниях. Это очень ценно.

Подписывайтесь на нас в Telegram и на LinkedIn! Там мы рассказываем о своём бизнесе и об управлении проектами и продуктами.

2626
25 комментариев

Оооочень крутой пост, давно хотел узнать как вам удается вести бизнес вместе и не поубивать друг друга)) А про family day и social day - отличная идея!

6

Ты знаешь, разделение выходных просто вау-эффект дало. Мы сами не ожидали, когда пробовали)

2

Спасибо большое. Если будут вопросы — пиши, поделимся лайфхаками))

2

Всё очень сильно откликается и пересекается, и в семье и с коллегами <3

3

А теперь ещё больше! Поздравляю)

Очень крутая статья! Вау! ⭐

3