Как я покупал мотобайк во Вьетнаме

Ездить на машине во Вьетнаме в 5 раз дороже, чем на мотобайке. А в больших городах так еще и неудобно. Практичные вьетнамцы, естественно, выбирают для передвижения мотобайки. Живя и работая в Хошимине, я тоже решил обзавестись своим мотоциклом.

Без байка во Вьетнаме никуда!
Без байка во Вьетнаме никуда!

С малых лет на байке

Самые популярные модели мотобайков во Вьетнаме — это Honda, Yamaha, Piaggio, Suzuki и SYM. При этом все их здесь называют «хондами», как у нас «ксероксами» все копиры или «джипами» все внедорожники.

По подсчетам экспертов, во Вьетнаме ездят на мотоциклах 73% населения, лидируя по этому показателю во всей Юго-Восточной Азии. На практике это означает, что ездят все: мужчины, женщины, пожилые люди. И даже дети в небольших городах, начиная лет с десяти, передвигаются на маломощных электробайках. Также на байках перевозят и доставляют любые товары.

На электробайках обычно ездят женщины или дети.
На электробайках обычно ездят женщины или дети.

Ездят во Вьетнаме, как правило, «по понятиям», однако в больших городах контроль за соблюдением правил дорожного движения постепенно ужесточают.

В основном, мотобайки здесь ездят на бензине. Цены на него регулируются государством — до донга. Например, с 22 февраля 2024 года бензин стоит: 92-й — 0,93$ (22 475 донгов) за литр, а 95-й — 0,98$ (23 599 донгов).

У кого лучше покупать

Выбор модели мотобайка занял у меня несколько дней, а покупка – не более 4 часов. Выбирал в специальном приложении «Cho Tot», потом перешел в Facebook*, где есть аккаунты у всех вьетнамских магазинов. Выбирал и покупал с приятелем-вьетнамцем. Именно он договаривался с продавцом с учетом всех нюансов. Правда, потом выяснилось, что байк, который мы выбрали на Facebook уже продали. Хорошие варианты по хорошей цене в Хошимине уходят за пару-тройку дней.

При выборе и покупке байка обязательно советуйтесь с экспертами.
При выборе и покупке байка обязательно советуйтесь с экспертами.

Когда мы приехали непосредственно в магазин, продавец взял байк с нужными для нас характеристиками по модели, году выпуска, состоянию и цене в каком-то из соседних магазинов. На этой улице аналогичных торговых точек было порядка 20.

Половина магазинов на этой улице продавала только мотобайки.
Половина магазинов на этой улице продавала только мотобайки.

Мы остановились на Yamaha NVX, 2020 года выпуска с пробегом 14,5 тыс. км. Продавец рассказал историю владения байком, ответил на вопросы. Я стал вторым его владельцем. До меня на мотобайке также ездил экспат, который был в командировках во Вьетнаме.

Кстати, вьетнамцы любят покупать байки у экспатов – по двум причинам. Первое – когда иностранцы уезжают из страны, то могут в спешке продавать по заниженной цене. Второе – экспаты лучше ухаживают за техникой и бережнее ездят. Сами же вьетнамцы нередко и техобслуживание не проходят, просто ездят и все.

Во Вьетнаме есть два интересных варианта торга: 1. «Бери так или уходи». 2. Если не покупаешь по цене, на которую договорились при первых переговорах (возможно со скидкой) и уходишь, то, если придёшь повторно, цену тебе могут поднять, и меньше уже не сделать.

Печать пальцем и другие формальности

Байки с пробегом стоят от 200$ (от 4,8 млн донгов), новые — от тысячи. Но при низкой цене мотоцикл будет требовать вложений в дальнейшем. Скидку мне сделали минимальную – 20$ (500 тысяч донгов) при стоимости мотобайка более 1 000 долларов (27 млн донгов). Около 150$ (3,6 млн донгов) заплатил за техобслуживание в официальном сервисе Yamaha.

В официальном сервисе Yamaha.
В официальном сервисе Yamaha.

По документам оформили договор купли-продажи на меня, квитанцию, всё заверили у нотариуса.

Во Вьетнаме есть одна интересная практика. При заверении любых документов везде ставится отпечаток пальца. И при покупке мотобайка – тоже. Для Вьетнама это стандартная практика.

Все документы во Вьетнаме также заверяются отпечатком пальца.
Все документы во Вьетнаме также заверяются отпечатком пальца.

Права нужно получать местные или иметь международные, например, полученные в Индонезии.

Вопрос с парковкой я решил в ЖК, где я живу, заплатив 90 тысяч (3,75$) донгов за месяц.

P.S.: Благодарности

До покупки своего байка я поездил на пяти-семи моделях. Арендовал на несколько дней и тестировал, также вьетнамские друзья давали на денёк-другой покататься, чтобы я смог понять, моё или нет.

Рассказывали и подсказывали много нюансов по разным моделям байков. В итоге покупкой я очень доволен, а вьетнамским друзьям искренне благодарен за помощь!

Как я покупал мотобайк во Вьетнаме

Предприниматель с 20-летним стажем, живу и веду дела во Вьетнаме второй год. Занимаюсь сферой e-com в Юго-Восточной Азии, являюсь сооснователем Сайгонского бизнес-клуба русскоязычных предпринимателей.

За 2023 год провел более 190 встреч и переговоров с вьетнамскими предпринимателями, накопив хороший опыт взаимодействия.

*Facebook признан в России экстремистской организацией.

11
1 комментарий

Отличная статья !
Когда приеду в Сайгон поднимать бизнес по товарке - тоже куплю себе байк !
Автору - респект и уважуха !

Ответить