Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

Всем привет!

Подготовил для вас послайдовый визуализированный разбор той самой презентации для Авито. И написал инструкцию по составлению десятислайдовых инвестиционных презентаций.

Денис Решанов

В декабре 2020 мы закрыли раунд А и получили первый транш инвестиций от Авито. Переговоры длились год, но ключевым этапом, после которого дело поехало, была 10-ти слайдовая презентация.

Презентация не идеальная, но мне не страшно ее показывать. Она была результативной, и это главное. Однако, если бы сейчас у меня стояла задача составить инвестпрезу, я бы точно справился лучше. В статье поделюсь своими инсайтами.

Все написанное здесь является исключительно моей субъективной точкой зрения, основанной на личном опыте. Разбираемый материал не является коммерческой тайной.

Автор

Что вообще можно уместить в 10 слайдов?

Мой опыт не ограничивается Гигантом. За свою жизнь я привлекал деньги в 4 проекта: Askup (2012), Yawork (2014), Персональное решение (2016) и GigAnt (2019-2021). В первый денег не нашел, во второй привлек $200.000, в Персональном решении продал доли на $500.000, а в GigAnt 4 инвестора вложили более 10 миллионов долларов.

Я провел больше 100 встреч с инвесторами. Это были и завтраки и обеды и ужины, разговоры на пробежках и в дороге, я выступал на демо-днях в акселераторах, участвовал в инвесторских speed dating.

Мои первые презентации были просто огромными. По 60-80 слайдов

Их главная проблема была в том, что у инвестора просто не хватало терпения дослушать их до конца. В итоге он перебивал после 3-5 минут моего монотонного диалога и либо просто прекращал встречу, либо задавал хаотичные вопросы. Такие переговоры просто обречены.

У инвестора не будет много времени, и ожидать от него гипервовлеченность тоже не стоит. Это вы ворочались всю ночь, думая о предстоящей встрече. Для инвестора же она одна из десятков аналогичных. Вероятно, встреча просто поставлена в календарь ассистентом, и инвестор даже не узнает о вашем существовании, пока не увидит за своим обеденным столом. У людей с деньгами нет дефицита предложений, так что не раскатывайте губу и впишитесь в тайминг 5-7-10 минут. Если презентация будет увлекательной, лимит времени будет увеличиваться.

Цель первой презентации – не получить чемодан с деньгами прямо на встрече, а продать следующую встречу

Надо заинтересовать, даже немного заинтриговать инвестора и показать, что вы разбираетесь в теме. Он должен понять вашу идею и увидеть конкретный способ умножения своего капитала. Если у вас получится, то через 10 минут вашего выступления он либо будет увлеченно задавать вопросы, либо сразу назначит новую более емкую встречу.

10 вопросов – 10 ответов

3 минуты теории, чтобы вы поняли принцип, которым я руководствуюсь, и могли повторить. Разберем основную идею создания слайдов, а дальше закрепим на разборе презентации с боевым опытом.

Инвестиционная презентация – это не монолог, а диалог с четко продуманными вопросами и ответами. Инвестор не произносит в слух свои вопросы, но в его голове они возникают. Если мы угадываем ход его мыслей и интересно отвечаем, он слушает. Если тонем в подробностях и уходим в сторону от темы – начинает зевать.

Я сформулировал 10 главных вопросов, о которых инвестор точно подумает на первой встрече. Ваши развернутые ответы создадут в его голове комплексное представление о проекте, и с этой информацией его можно смело отправить домой думать.

1. О чем пойдет разговор?

Инвестор

Объясните за 5 секунд, в чем суть проекта.

Подойдет понятная аналогия или точная формулировка: «Uber кассиров», «маркетплейс труда», «завод металлоконструкций».

2. Как работает ваш бизнес?

Инвестор

Нарисуйте бизнес модель на салфетке.

На пальцах объяснить кто, за что и сколько платит.

3. Насколько большой рынок? Что на нем происходит?

Инвестор

Много ли тут клиентов и есть ли тут потенциал для заработка?

Минимальный размер – $1B. Нишевой рынок меньше $100М мало кому интересен. Только на большом или быстрорастущем рынке можно заработать много. А мало инвестору не интересно.

Сейчас все говорят про искусственный интеллект, нейросети, sharing экономику, маркетплейсы и т.п. – это триггеры, которые порадуют инвесторские слуховые сосочки. А еще в стране кадровый голод, и это тоже новостная ТОП-тема.

4. Почему именно у вашего проекта есть перспективы?

Инвестор

Какая у вас инновация и «нечестное конкурентное преимущество»?

Расскажите о своем подходе, и почему он лучше, чем у других. В чем его фишка и соль. Вашим преимуществом может быть уникальный опыт команды. Может вы бывший СТО OpenAI. Или связи. Кто знает, может, эту статью читает племянник замминистра. Или у вас есть технологическое преимущество – патент на игольное ушко, как у Zinger. Ну вы поняли, о чем это вопрос.

5. Конкуренты есть?

Инвестор

Насколько хорошо знаете своих соперников?

Самый плохой ответ – «у нас нет конкурентов». Это говорит скорее о том, что и рынка тоже нет. Лучше рассказать про конкурентов, но ярко подсветить свои преимущества.

6. Какие у вас цифры в бизнесе? Что-то зарабатываете?

Инвестор

Что-то уже зарабатываете?

Покажите реальные цифры, которые у вас на данный момент. В первую очередь инвестора интересует выручка, как подтверждение описанной выше бизнес модели. Еще важна скорость роста клиентской базы и метрики удовлетворенности пользователей.

Под полой плаща надо иметь Unit-экономику, чтобы в случае вопроса о ее сходимости, вы могли молниеносно ее предъявить.

7. Как будет выглядеть бизнес через 5 лет?

Инвестор

Насколько вы амбициозны и одновременно адекватны?

Самая понятная визуализация – график роста выручки или пользовательской базы на 5 лет. Покажите пример цифр, на которые ориентируетесь. Инвестору важно понимать, вы собрались строить микростартап или у этого проекта есть шанс стать по-настоящему крупным бизнесом. Перебарщивать тоже не стоит. Не знаю, как определить, где заканчивается амбициозность, и начинается глупость, кажется, это субъективно, но мы в Гигант росли по годам в выручке: х11, х3, сейчас х2.

8. Какая у вас команда?

Инвестор

Почему вы те, кто сможет поднять такой проект?

Продемонстрируйте опыт команды, послужной список. Количество лет совместной работы. Если вы ex-CEO Microsoft или в прошлом основали и продали стартап, шансов поднять денег у вас больше.

В проекте зачастую важнее, кто его делает, а не сама идея. Сильная команда найдет выход из сложного положения в случае форс-мажора. Ну и инвестор дает деньги людям, которые будут воплощать в жизнь написанное в презентации.

9. Сколько надо денег?

Инвестор

Укажите точный размер инвестиций и основные статьи расходов.

Можно написать как-то так: “15 миллионов на запуск проекта и вывод его на самоокупаемость. Деньги пойдут в оборотный капитал и покрытие первых месяцев операционных расходов до выхода на прибыль. Подробнее в фин. модели”.

Под второй полой вашего плаща надо иметь тщательно проработанную финансовую модель. Анализ фин модели – это следующий шаг переговоров об инвестициях и, если после запроса модели, вы уйдете на полгода ее составлять, то контакт уже протухнет.

10. Сколько, каким образом и когда заработает инвестор проекта?

Инвестор

Нужна четкая схема возврата инвестиций и потенциальный размер дохода.

Можно написать как-то вот так: “Дивидендная модель. Возврат инвестиций в течение 12-18 месяцев. Целевая доходность инвестора во 2-й и 3-й год – 12 млн в год. Через 5 лет – до 30 млн в год.”

И разумеется эти цифры должны быть следствием расчетов из финансовой модели, а не вашими фантазиями.

Мастерство в том, чтобы очень кратко и емко ответить на эти вопросы и соблазнить инвестора!

Разбор моих 10 слайдов

А теперь пора разобрать и ту самую презу.

Каждый слайд решил оценить по десятибалльной шкале. Не согласны – го в комментарий, обсудим.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

+

Неплохо назвал

Но пояснение унылое. Лучше бы указал сочные факты, что у нас 200 магазинов на обслуживании, 15 млн выручки и мы в прибыли!

И графика ни о чем не говорит, просто картинки для красоты. Лучше каждый элемент презентации использовать для донесения сути и соблазнения.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

+

Понятно изобразил положение проекта в цепочке и подчеркнул ценность для сторон.

Заумно описал. Лучше бы поменьше англицизмов, отраслевых аббревиатур и сокращений.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

Понятно описал, как распределяются денежные потоки. Комиссия сервиса высокая.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

Рынок тоже ок. Очень большой, понятно, как сформирован.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

+

Ключевые метрики поданы четко. Пульс компании хороший.

Комиссия не совпала с теорией. Возникают вопросы «почему так?».

Я то знаю почему в теории было 39%, а на практике 33%. В первом нашем клиенте ставка была ниже плановой. Это был обмен: низкая ставка за право пилотироваться и объем для роста. На следующих клиентах комиссия отросла до планового уровня.

В презентации не должно быть ошибок по невнимательности. Следовало на 3 слайде указывать фактические данные, если, конечно, это хитроумный "байт на вопрос" с заранее заготовленным ответом.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

+

Указаны метрики качества продута и положительные отзывы пользователей. Слайд показывает, что клиентам нравится пользоваться сервисом и он удовлетворяет потребность.

Такой слайд не обязателен. Эти метрики можно было добавить на предыдущий слайд. Но если делать отдельный, то я бы поставил акцент на продуктовые метрики: LTV, САС (доход от одного исполнителя за время пользования сервисом и стоимость привлечения). Показал соотношение LTV/CAC (на тот момент мы зарабатывали в 30 раз больше, чем тратили на привлечение) и подсветил бы перспективность масштабирования нашей модели на таком большой рынке.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

+

Тут тоже в целом все ок. Это один из примеров battle card – таблиц сравнения конкурентов. Такая визуализация мне нравится больше всего, так содержание можно воспринять по диагонали. А это важно, когда человек не имеет возможности вчитаться.

Помимо карты конкурентов стоит указать главную причину, почему клиенты выбирают это проект. Как в Uber: машина приезжает за 5 минут вместо часа и стоит в 2 раза дешевле традиционного такси.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

Слабый слайд. В нем нет ответа на главный вопрос – представленная команда сможет сделать этот проект или нет?

Смотря на этот слайд не складывается впечатление о сильной «команде А», которая свернет горы, но выстроит бизнес. Больше похоже на группу каких-то студентов, которые пилят первый стартап на коленке. Слайд пробуждает сомнения и ухудшает общее впечатление.

Наша команда далеко не юноши-студенты, однако, инвестор увидел именно такой слайд и впечатление сформировал по нему. И попробуй потом переубеди его.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

Очень хороший слад. Раз такие люди вложились, значит тема стоит внимания.

Если в вас пока никто не инвестировал деньги, укажите других причастных людей: консультантов, советников, трекеров, наставников. Каких-то известных предпринимателей или ТОП-менеджеров, которые оказывают содействие проекту и инвестируют, пусть не деньги, но свое время. Это тоже положительно повлияет на восприятие.

Разбор презентации, которая принесла мне 500 млн инвестиций от «Авито»

График нагляднее таблицы.

И это был последний слайд в моей презентации.

Разумеется, не будь это презентация для Авито, тут были бы еще 2 слайда про объем инвестиций и будущий доход инвестора.

И именно эти слады являются ключевыми. Инвестор оперирует тремя параметрами: ставка, приз и вероятность получения приза.

Ставка, приз и вероятность получения приза –

то, о чем думает инвестор

Первые 8 слайдов инвестор слушает и пытается понять, не шарлатан ли вы и не фуфло ли толкаете. Если вы прошли этот фильтр, то он сравнивает в голове размер инвестиций, величину будущего дохода и вероятность исполнения описанного вами сценария. Вот такой механизм.

Про то, что писать в этих слайдах, я написал выше, не буду дублировать.

Выводы

По своим собственным оценкам я набрал 75 баллов из 100. Чтобы было больше баллов – прогоняйте презентацию чаще и собирайте обратную связь. Так вы отшлифуете материл и за 7 минут выдадите шедевр!

Пара советов на опыте:

  1. Не создайте в голове инвестора кашу. Лучше рассказать меньше, но с яркими примерами и цифрами.
  2. Поработайте над упаковкой: рекомендую использовать схемы и графики. Пишите содержательные заголовки. Дайте возможность инвестору прочитать по диагонали и запомнить самое важное.
  3. Всегда идите подготовленным: изучите того, к кому идете на встречу, заранее соберите профессиональную финансовая модель.

P.S.

Важно не только наполнение презентации, но и то, кому вы ее демонстрируете. Даже если у вас будет 100/100 баллов и превосходный продукт, ваш слушатель может просто не понять, про что вы говорите. И таких людей будет большинство. Я помню, как один мой потенциальный инвестор пошел по знакомым наводить справки о нашем проекте и вернулся с вердиктом, что рынка нет. Вот как ему доказать обратное? Да никак. Просто не тот человек.

Поэтому точно не стоит опускать руки, если вдруг что-то не получается и инвесторы не идут с вами на второе свидание. Просто пока вы говорили в уши, которые прикреплены не к той голове.

У меня так и получилось. Поняв, что работаю вхолостую, я сфокусировался на отраслевых инверторах. Они сразу врубаются в суть и могут за пару звонков навести справки. Если у вас стоящая тема, они вложатся быстрее. Все ex-инвесторы Гигант – отраслевые.

Сохраняйте в закладки, чтобы при случае воспользоваться алгоритмом и перешлите друзьям, которые находится в поисках инвестиций.

Если контент зашел, не скупитесь на лайк.

Подписывайтесь на мой TG канал https://t.me/reshanov

1515
3 комментария

Кстати, а что в итоге с иском от Кучмента и других инвесторов?
Отмахались?

Ответить

Признали, что воровали и на наворованное погасили иск =)

1
Ответить

Уважаемый денис.

Вполне уважаемое издание как то сообщило, что известный стартапер на переговорах по привлечению инвестиций в ресторане Царь на ул. садовой дом 12, во время стратегической сессии, наколошматил стеклянным бокалом по лицу будующего инвестора и скрылся.

Кстати, зачем-то использовали вашу фотографию.

К вам, как специалисту по привлечению инвестиций, есть следующие вопросы:
- что эффективней - короткие слайды или стеклянные бокалы? Почему было не использовать стул как когда то кокорин и мамаев?
- какой бокал удобней - пивной или под игристое?
- каков размер пакета инвестиций привлеченных такой необычной методикой?
- почему известный стартапер, серийный предприниматель и мультимиллионер целый год уклонялся от встречи с п̶о̶т̶е̶р̶п̶е̶в̶ш̶и̶м̶ инвестором?
- будет ли статья на VC с выводами и разбором ошибок?
- планируется ли смена концепции клуба Бандерлог в секцию по рукопашному бою?
- почему бы в вашу будущую книгу не добавить еще одну главу с разбором секретной методики.
- не опасаються ли ваши партнеры встречаться за чашкой кофе?
- где фотки из суда?

Другие пояснения, комментарии и советы мэтра аутсорсинга приветствуются

Ответить