Личный опыт
Макс Рэнд
16 027

Как провалить стартап

Тёрки с основателями и командой, слепая вера в продукт, розовые очки и реальный мир. Как мы запустили стартап, разрабатывали продукт несколько месяцев, имели хорошие перспективы и провалились.

В закладки
Аудио

Привет, vc.ru! Я Макс Рэнд, в прошлом победитель белорусских и российских олимпиад по программированию, создатель нескольких неудачных игр на Android и владелец больших каналов в Telegram (80 тысяч подписчиков на пике), которые приносили очень хорошие деньги для 18-летнего ребенка.

Я давно интересовался стартапами и ИТ, смотрел на Apple Стива Джобса и Возняка, смотрел на Дурова и Маска и всегда хотел запустить свой стартап, который в каком-то плане изменит мир.

Ведь можно же начать с полного нуля в гараже или в комнате в душной общаге, без родителей, связей и сделать что-то, что повлияет на людей и сделает их жизнь лучше?

Думаю, многие из вас хотели или хотят этого. Запустить стартап, вырастить его в настоящий бизнес и сделать какой-то вклад в историю и мир.

И вот уже год я делаю со своим единомышленником стартап Neomora, мы выпустили два продукта, набрали 500+ апвоутов и взяли фичеринг на Product Hunt (ссылка), у нас была команда из России, Беларуси, Канады, США, подписчики наших каналов в Instagram и Telegram восхищались нашим продуктом, нас рекламировали многотысячные блогеры в Instagram, наши партнеры давали сладкие обещания и в итоге мы полностью провалились.

И я хотел бы поделиться своим опытом, потому что каждый день мы видим, как какой-то стартап поднял несколько миллионов долларов инвестиций, и думаем, что мир стартапов — это легко и просто. Но это обычная ошибка выжившего, по статистике, 90% стартапов в первые 2–3 года проваливаются.

Мы не видим неудачные истории, мы не хотим на них смотреть, хотя именно из неудачных историй мы получаем больше всего опыта и понимания, как делать нужно, и как — не нужно. Нужно избегать ошибок и учиться на ошибках других людей.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Лев Толстой
писатель

Давайте по шагам рассмотрим, какие ошибки мы допустили.

1. Отсутствие опыта и эмоции

У нас не было опыта в создании стартапов. Кто-то из нас умел делать дизайн в Adobe XD, я когда-то запускал игры на Android, которые набирали по 500–1000 скачек, с нашим программистом я делал бота в Telegram, который набирал по 500 людей ежедневно, но нигде не было успеха и прям серьезного проекта в ИТ-сфере.

И вот пришла гениальная идея, энтузиазм и желание сделать стартап, который взорвет мир. И что мы должны были делать?

На таких площадках, как «Хабр», vc.ru, Medium, много материалов о стартапах, о том, как их запускать, как не допускать ошибок и как устраивать отношения в стартапе.

Или есть много книг о стартапах, например, “Lean Startup” и другие.

Или же лекции и уроки от таких ведущих акселераторов, как Y Combinator на YouTube, или же опыты других людей, которые снимают видео о том, как они запускают стартапы.

Мы прочли пару статей и решили действовать по-своему, ведь мы такие умные и у нас такая идея, которой ни у кого не было! Да, попали в типичные розовые очки и поддались эмоциям.

Что нужно было сделать?

Либо же изучить минимум 2–3 недели всю доступную информацию о стартапах, об юнит-экономике, о бизнес моделях, привлечении пользователей, метриках, либо же пойти работать в другой стартап и там в короткий срок получить много опыта.

Увы, мы поддались эмоциям, начали витать в облаках и делать то, что мы считали нужным. В итоге потеряли много денег, времени, нервов. Совершили кучу ошибок, которые завели нас в яму. Не рекомендуется входить в какую-то сферу, досконально не изучив ее, как она работает и какие там законы.

Мы делали выводы о продукте и о том, что рынок хочет, на основе нашего видения, наших эмоций, а не на основе исследований и проверок гипотез. Мы слепо верили в свой стартап, не спрашивая фидбека у людей, и слепо и долго делали продукт.

2. Ненужная бюрократия и атрибуты «успеха»

Мы решили, что у каждого стартапа должен быть свой сайт, свой домен для почты, зарегистрированная компания, должности.

Почта, домены, сайт

Мы купили домены для почты и сайта через namecheap.com, сделали сайт, обсуждали дизайн сайта. Это оказалось никому не нужным.

Никто не смотрит на ваш домен, а вам за него нужно платить каждый месяц по $10–30, как и за сайт, который сейчас тоже мало кому нужен — пользователи устали от сайтов, сейчас все сидят в соцсетях, инвесторам и компаниям, с которыми вы хотите работать, сайт нужен, но зачем он, если продукт не выстрелил?

Если продукт выстрелил, то на сайт и домены деньги и время точно найдутся.

Лучше бы время и деньги были потрачены на сам продукт и маркетинг.

Регистрация компании

Мы зарегистрировали компанию в США через сервис clerky.com. Потратили на это кучу нервов, времени и больше $1000.

Это оказалось никому не нужным. Компания была зарегистрирована коряво, в случае инвестиций юристы инвесторов бы перезарегистрировали компанию. Никто не смотрит на вашу компанию, всем важен продукт.

И в начале вполне можно выпускать продукты от имени основателей, и если продукт выстрелит, то сделать компанию будет намного легче, ведь, скорее всего, будут деньги и помощь, если продукт успешен.

Мы снова потратили деньги и время на бюрократию вместо еще большего фокуса на продукте и маркетинге.

Должности

Мы назначили себе должности. CEO, CTO, эти вот красивые слова, которые повышают ваше ЧСВ. Это оказалось губительным, потому что в стартапе бизнес процессы устроены хаотично, и каждый человек в команде должен уметь быстро учиться и работать с любым инструментом, будь то дизайн или маркетинг.

В стартапе очень мало бюджета, людей, поэтому нужно быть таким многофункциональным.

Должности же ставили границы для действий каждого человека и уменьшали ответственность, давали поводы для ссор из-за перекладываний ответственности.

Снова потраченное время и нервы.

3. Долгий запуск, долгие обсуждения

Мы слишком долго обсуждали, какую иконку или название выбрать, долго обсуждали отвлеченные темы, долго выбирали стек технологий. И это было чистой фрустрацией. Из-за долгой работы, которая приносит очень мелкие результаты(иконка или название), мотивация и время теряются.

Мы слишком долго делали продукт, все время что-то дорабатывали, стремились к идеалу, переделывали. Теряли время, деньги, мотивацию.

Что же надо было делать?

Просто внедрить MVP-подход.

Есть гипотеза, ее нужно проверить. Нужно в короткий срок сделать урезанный продукт с одной главной функцией и проверить через этот продукт вашу гипотезу. Если гипотеза работает, делаем обновления и дорабатываем продукт, показываем результаты инвесторам и самое главное — самим себе, что у нас что-то получается.

Гипотеза не работает — делаем новую, мотивации много не теряем, так как на создание MVP и проверку гипотезы тратим не больше 2–3 недель. Сразу получаем опыт, видим ошибки, проводим анализ и разбор полетов.

Мы же делали продукт с кучей функций и красивым дизайном пять месяцев, и он оказался никому не нужным. Мы могли бы потратить на главную функцию этого продукта неделю и проверить этот продукт еще за неделю, в итоге за две недели понять, что время и деньги на это тратить не нужно.

Месяц назад мы все-таки сделали новый продукт за неделю, но снова провалились — уже в маркетинге, — слишком долго делали его и в итоге потеряли какую-либо мотивацию.

4. Нет плана, нет целей

План и цели у нас были. Но они снова были основаны на эмоциях, а не на реальных исследованиях. Посмотрите на наш план в Notion:

Откуда мы взяли такие цифры в 1 млн юзеров и 80 блогерах? На эмоциях, не на реальных фактах.

План не выполнили, получили демотивацию. Решили вообще планы не делать и просто разговаривать по телефону, обсуждая, какой у нас план, какие цели у стартапа. Это было еще хуже.

У каждого был свой план, свои цели и свое видение, куда идет стартап. Итог — стартап идет непонятно куда, все в разногласиях, задачи и планы рушатся, наступают ссоры, теряется время и мотивация.

Что нужно было делать?

Я думаю, что сначала нужно было бы провести исследования на нужную гипотезу и потом все это обсудить, составить адекватный план с адекватными целями и метриками, которые основаны на реальных исследованиях и на наших возможностях (если у нас есть $500, то с таргета Instagram мы можем привести 20–50 пользователей, в таком плане).

Также цели, планы и видение, куда идет стартап, нужно было бы обсуждать минимум два раза в неделю, чтобы команда понимала, что творится и что каждый человек делает для стартапа.

5. Ссоры с командой, энтузиазм и выгорание

Продукт может провалиться, вы можете потерять все деньги и пользователей, но если команда все еще живет и работает для стартапа, то ваш стартап будет жить вечно. Команда может найти подработку, придумать новые решения и создать новые продукты. Когда команда рушится, рушится и стартап. Мы подошли к главному пункту.

Команда в стартапе держится либо на деньгах, либо на энтузиазме и вере в продукт. Денег у нас было очень мало, и команда держалась на энтузиазме. А что вредило энтузиазму?

А то, что мы теряли много времени на ненужных вещах, которые я описал выше. Теряешь время, делаешь непонятно что — мотивация у человека теряется. Тратишь время на непонятно что, не получаешь денег, ни фидбека, ни крутого продукта.

Задач каждый день становится все больше, непонятно, каковы причины этих задач, так как адекватного плана нет. Если он и есть, то основывается лишь на видении основателей, а не на реальных фактах.

Первое время команда может держаться за эту веру, но кушать всем хочется и получать за свой труд какие-либо эмоции (фидбек пользователей) нужно.

Ничего этого не было, потому что мы теряли время, долго запускались, устраивали бюрократию, не было планов, целей, не было контроля работы.

В итоге вся команда получала выгорание.

Что нужно было делать?

Всегда обсуждать условия работы на берегу. Быть максимально честным и говорить человеку, что стартап — это очень много риска и почти все стартапы проваливаются. Что нужно будет очень много работать без денег и будет много провалов.

Всегда давать фидбек. Узнавать, как дела у каждого человека в команде, узнавать про его жизнь, эмоции, что он думает. Узнавать, что он видит в стартапе и какие у него цели, что он хотел бы улучшить. Давать фидбек, давать комплименты, когда человек сделал хорошую работу.

Говорить. Если назревает конфликт, то нужно его обсуждать. Если возник конфликт, нужно сразу делать разбор полетов. Также нужно, чтобы команда чувствовала, что стартап — это маленькая семья, потому нужно устраивать звонки хотя бы раз в неделю.

Всегда нужно быть честным и искренним. Если ты основатель и не знаешь о какой-то вещи, то не ври, а сразу скажи команде, что ты не знаешь, и нужно над этим поработать. Если что-то не нравится — сразу говорить.

Конец

Это был невероятный опыт для меня, и я рад, что поделился им с вами. Помните, если вы где-то провалились, то провал — самый лучший опыт. Спасибо за чтение статьи, жду вашего фидбека и мыслей по поводу статьи и стартапов в комментариях!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Макс Рэнд", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 223, "likes": 185, "favorites": 491, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 106107, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 10 Feb 2020 08:33:14 +0300", "is_special": false }
0
223 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
85

О чем статья? О том как автор посыпает голову пеплом и сокрушается на потраченное время и деньги.
А о чем был "продукт"? Как тестировали идею? Какую бизнес-модель выбрали?
То, что вы сделали сайт и раздали роли - это неплохо для вас самих же. Непонятно почему на сайт ушло много времени, есть масса бесплатных шаблонов для стартапов.
Единственный правильный вывод это про MVP. У вас нет денег на крутых технарей. Есть поговорка "код у стартапа говно, как и положено стартапу". В любом случае при заходе инвестора (денег) всё будет переписано с нуля под правильную масштабируемую архитектуру.
А в целом удачи, набивайте шишки, пробуйте дальше! 😉

Ответить
9

Статья о том, какие ошибки мы допустили, чтобы другие люди сделали свои выводы о том, как строить свой стартап, я же об этом написал) 
спасибо!

Ответить
6

Это не опыт, по факту вы не запустились толком. Чтобы сделать правильные выводы можно даже не читать это всё - а тупо заглянуть в блог Морейниса. 
Статью с таким названием ожидаешь получить от Каланика) 

Ответить
2

Опыт тех, кто запустился, это ошибка выжившего. Думаю, что если даже одному человеку реально пригодится этот негативный опыт - это успех.

Ответить
10

Ну ребят, если для вас данная статья это "полезный опыт", то страшно представить, насколько всё плохо. Я допускаю, что для автора это был реально полезный опыт, но на полезный контент не тянет. Повторюсь, что выводы из статьи можно получить просто читая Морейниса на диване и ничего вообще не делая. 
Если я напишу статью, как научился включать телевизор и получил кучу полезного опыта - будет ли это полезно окружающим? 
Вот пример интересного опыта - https://vc.ru/tribuna/105609-startap-bez-programmista-ot-idei-do-10-tysyach-polzovateley-za-tri-mesyaca

Ответить
3

Ну так напиши. Посоветуй книги. Ты потратил время, изучил тему. Почему не поделишься опытом?

Ответить
3

Подобных статей, в стиле "здравствуй грабли" - тысячи. Проблема в том, что их пишут, но не читают (( Либо читают, но ничему не учатся.

Ответить
0

Откуда вы это знаете?)

Ответить
7

Ну вы же, например, не читали либо не научились. 

И такие как вы с завидным постоянством пишут на VC занятные истории своих провалов, которых вполне могли избежать, поинтересовавшись опытом своих предшественников.

Ответить
5

Читал, и избежал других ошибок - кредитов, обращением в студию разработки, сложных стеков, а что-то не читал, понимаете?) 

Ответить
1

Понимаю )) И это уже респект, если человек учится на чужих ошибках, тем более в столь юном возрасте.

Ответить
0

А как разработку тогда вели? Удаленная команда фуллтайм?

Ответить
1

По началу нас было двое, и мы вели разработку на одной квартире, но потом мой компаньон уехал учиться в Торонто, там нашел наших маркетологов, а я нашел человека в Беларуси. Сам я пока что в Москве

Ответить
0

Повезло.

Ответить
–1

Здесь бот 

Ответить
–2

Кто здесь?

Ответить
2

Алкобот

Ответить
–2

Чому?

Ответить
0

Руками.

Ответить
2

Если бы больше людей делились выводами о своих ошибках - мы бы уже давно были на другом уровне.

Ответить
0

вы в курсе, что полезно питаться овощами и фруктами; соль, сахар и мучное вредны; полезно делать зарядку, бывать на свежем воздухе и высыпаться?

Ответить
0

Фрукты - тот же самый сахар, все остальное верно.

Ответить
0

Фрукты это другой сахар.

Ответить
0

Андрей, это не вывод об ошибках. Это набор фактов.

Ответить
49

Не понимаю, к чему токсичные комментарии? Автор неплохо описал свои грабли, предложил способы решения. Да, без углубления в продукт, но описанные проблемы коснутся всех. Нормальная ориентировка для начинающих.

Ответить
12

ИМХО как со стартапом, так и со статьей прослеживается некий эгоцентризм автора - он почему-то считает, что его стартап, его опыт какой-то особенный и потому ценный для окружающих. А по факту статья - на 200% клон сотен других статей. Если и было в этом стартапе что-то уникальное, то оно осталось за кадром.

Ответить
17

Я, как основатель, и родитель своего стартапа(ребенка), должен считать свой стартап особенным по умолчанию, чтобы было больше мотивации работать и, чтобы у команды тоже было больше мотивации, и, соответственно, производительности. 

Разве будет ли мотивация вкалывать днями и ночами за продуктом, который ты по умолчанию считаешь - говном? Разве будет ли команда идти за человеком, который говорит, что наш продукт - говно, мы не особенные, а обычные воннаби смузи стартаперы?

Это вопрос эмоций и мотивации, которая перетекает в производительность и креативность. Да, по факту, это не так, но и продукт хороший на энтузиазме сложно строить, когда вы угрюмый пессимист-реалист. 

Но! В статье же, я не упоминал, что мы особенные(если вы такое увидели, можете указать?). Я даже про продукт ни слова не сказал, просто дал ссылку. Я рассказал про наш опыт.

По поводу клона - ну клон и клон, считайте как хотите, но факт есть факт - неудачных историй намного меньше, чем успешных, и поэтому, могут возникать ложные ощущения у новичков, которые думают, что запустить стартап - это легко. Такие же ложные ощущения возникают у общества, когда оно думает, что прогеры, стартаперы - это дармоеды общества, получают свои миллионы и пьют смузи. А это уже прямая угроза нашему уютному сообществу людей, кто хоть как-то создает свои проекты. Именно поэтому я и написал статью - поделиться своим неудачным опытом. И, если так начнет писать каждый неудачный проект - по факту, все статьи будут считаться клонами, но у каждой истории вы все равно найдете что-то новое для себя.

Ответить
5

1. Хороший коммент написали. Я без иронии говорю - плюсанул.

2. Верить в уникальность своего творения, без сомнения, очень важно для способности мотивировать, но, с другой стороны, необходимо еще постоянно влезать в шкуру клиента и быть уже наоборот, беспощадно критичным к своему творению. Здесь, на мой взгляд, прослеживается некая аналогия в подходе к стартапу и написании статьи. Мне кажется прежде чем написать статью Вы вряд ли сделали рисерч по аналогичным lessons learned статьям на ВЦ. Если бы сделали, то увидели бы, что советы слишком повторяющиеся. Может стоит не принимать отрицательные отзывы слишком близко к сердцу и сделать еще один заход, описав все подробнее. Детали будут гораздо интереснее общечеловеческих выводов. Не теория, а конкретные case studies.

Ответить
0

👍

Ответить
7

Спасибо🙏

Ответить
5

Токсичные комментария чтобы "18-летний ребёнок" не тратил времени на "стартап". Я так понимаю, наёмного опыта работы по специальности (хм, она есть?) нет никакого. Если есть опыт производства "неудачных игр на андроид" может стоит месяцев шесть поработать на кого-нибудь, кто этим уже занимается, или как раз раскручивается. Как минимум у "ребёнка" появится опыт управления подчинёнными, которые у него появятся, если в будущем получится основать что-то. Вживую увидеть у "взрослых" действующих (!) предпринимателей обработку обратной связи от пользователей, внедрение на основании этой обратной связи изменения в продукт?

Ответить
2

Нет, это скрытая реклама namecheap.com, которым, по мнению автора, нужно платить за домен по 10-30 долларов в месяц...[рукалицо] 😁

Ответить
0

я тоже удивилась комментариям!

Ответить
14

Хорошо, что сделал выводы, но большая их часть — неверная. Видимо нужно тебе через этот цикл ещё пройти несколько раз))

Ответить
1

спасибо за фидбек, а что не так?)

Ответить
52

Не буду разбирать весь пост. Пожалуй главная твоя ошибка выводов в том, что ты думаешь, что надо было чему-то учиться сначала и что-то анализировать. Это крайне вредный вывод и совет для других.

Да есть тысячи книг, статей, видео, курсов и тд, но правда в том, что НИКТО не знает как делать правильно. Нет секретного хака и формулы успеха. 

И то, что ты получил свой опыт, гораздо более ценно, чем если бы ты прочитал все в мире книги и статьи о том как делать стартапы и ещё сильнее запутался бы, потому что советы которые они дают часто противоречат друг другу. А уже через месяц ты забудешь о том, что там прочёл. А твой реальный опыт, останется теперь с тобой на всю жизнь.

Конечно это не значит, что не нужно что-то там читать и учится на чужом опыте. Это нужно делать, но только тогда, когда ты упёрся головой в стенку и когда ты сам не знаешь как решить тот или иной вопрос. До тех пор, пока у тебя есть свои идеи — лучше тестировать свои гипотезы.

Поэтому красавчик, что сделал и попробовал, просто продолжай дальше.

Ответить
2

А, понял вас, согласен отчасти, спасибо за разъяснение вашей позиции ;)

Ответить
29

Что бы ни посоветовали, успех (именно тот, на который рассчитываете вы) - дело случая. И огромного количества попыток.

Да и чужой опыт примерить не получится, даже если полностью разобрать всю колонку vc "личный опыт". Наверное единственный совет - пробовать еще, и еще, и еще.

Даже сейчас, имея за спиной несколько средненьких проектов (сервисы, пара студий, агенство) плюс успешный (опять же для меня) основной бизнес и сравнивая с количеством попыток - суммарно около тридцати различных идей, на разной стадии воплощенных... Понимаю, что все еще только впереди.

И основное, то что отрезонировало. Забудь про свой талант, и личные заслуги. Только ебашить 24/7. Сэкономишь 4-5 попыток

Ответить
7

> Только ебашить 24/7

верно

Ответить
2

Неверно. Ожидаемый результат так не достигается. Более того, это вредный совет во всех смыслах - так можно лишь сгореть. 

Ответить
0

Если человек боится выдохнуться от редима 24/7, то ему уж точно не стоит заниматься своим бизнесом. На крайняк что-то спокойное типа кофейного корнера в офисном центре. Будет гораздо хуже, если амбиций будет огого, а готовности впахивать - на спокойный режим наемного сотрудника. Вот тут уж точно ничем хорошим не закончится.

Ответить
0

Искусство бизнеса - в другом. Исследовать рынки, привлекать инвесторов, нанимать сотрудников, делегировать полномочия, строить процессы. 

Ответить
0

Как вы думаете, почему люди, которые имели проблемы с алкоголем, но смогли вылезти, в основе своей - пашут как лошади?

Ответить
0

Не имел дела с алкоголиками. И не хочу иметь

Ответить
3

Только ебашить 24/7. Хорошо сказано. Инфантилизм и уверенность в собственной уникальности подкосили больше людей чем алкоголь, точнее он то их и подхватил, когда они падали.

Ответить
1

Правда

Ответить
0

Инфантилизм и уверенность в собственной уникальности — неизбежный этап через который нужно пройти.

Ответить
0

Ага, а неуверенность в себе приводит к успеху, такой что ли вывод?

Ответить
0

Уверенность в собственной уникальности - это не есть антоним неуверенности в себе. 
Уверенность - это сумма побед, а победы имеют относительно небольшой процент от попыток. Опыт - сумма побед и порождений. Старый волчара не станет понтить и щекотать своё его собственной уникальностью. Вывод: не ешь много рафинированного сахара , дофамин и серотонин нужно ещё заслужить.

Ответить
0

Вы правы, но всё же, есть какая-то логическая база в вещах, например такие, как - «не суй пальцы в розетку, ударит током», «для продвижения проекта один из самых эффективных методов - реклама», и так далее 

Ответить
1

 для продвижения проекта один из самых эффективных методов - реклама

Самый понятный и относительно простой, но ни разу не эффективный, тем более с текущей стоимостью пользователей в США и других перспективных рынках. 

Ответить
–1

 Только ебашить 24/7

Работа любит дураков.

Ответить
0

В свой бизнес, в некотором смысле, только дураки и бросаются. Если взвешенно и без эмоций подходить, то спокойная поступательная карьера в больших компаниях и есть рационально более верный выбор.

Ответить
0

Особенно мелкий бизнес, там люди зачастую терпят некоторе дерьмо, причем, ради весьма скромных денег.

Ответить
0

Алекс, есть такие понятия - правило Парето и точка опоры, Вы о какой именно работе? 

Ответить
0

Что я делаю на работе? ! Изо всех сил стараюсь не уволиться!

Ответить
0

И правильно делаете! Еще рокфеллер говорил: Кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги.

Ответить
–1

Потому что своим трудом никогда не разбогатеете. Для того, что бы разбогатеть, нужно присваивать чужой труд.

Ответить
0

Олег, к сожалению, слово работа и рабство в русском языке - однокоренные слова. Никто о своем труде не говорит, речь идет лишь о деле и только нем. 

Ответить
–1

Что верно, то верно.

Ответить
0

Плюсую.

Ответить
6

Привет! Так какие выводы неверные? Поможете юному падавану?

Ответить
2

ответил в другом комментарии автору

Ответить
16

Вы не отметили основную ошибку, по моему мнению...
Смотрите, как автор описывает свой продукт:

"Первый продукт(Reviews AR):
1) Для того, чтобы оставлять контент в реальном мире, решает задачи взаимодействия людей с реальным миром(посмотреть, где популярные места, что там творится, что около этого дома или того есть и какая у него история или что было в этом месте пару недель назад)
2) В первую очередь мы планировали использовать аудитории блогеров, блогеры оставляли бы посты, и их аудитория бы следила за ними
3) в каком-то плане да - снепчат, инст, но прямых не нашли, кроме yota nebo

Второй продукт(Mirrex):
1) Для просмотра и взаимодействия контента в новом виде(AR), решает задачи обыденности нынешнего контента(скучный)
2) Тоже планировали аудиторию блогеров
3) Инста, Ютуб и подобные генераторы контента"

Не хочу никого хейтить, но это просто набор слов...
Видно, что концепции нет от слова "совсем".
Ребята просто прочитали, что будущее за дополненной реальностью и делали "что-то", к чему можно приставить буквы AR, и решать чьи-то несуществующие проблемы.

Если бы вы со своей командой (состоящей из директоров по...) сделали пекарню за углом с вкусными булочками, то скорее всего в рамках того же бюджета минимум в ноль сработали и сыты бы были...)

P.S.
90% процентов стартапов загибается не из-за того что нет опыта, мотивации, команды или достойных инвестиций, а из-за выдуманных потребностей и каши в головах основателей, которые делают стартап для того, чтобы делать стартап, а не работать... 

Ответить
0

Да, это частая ошибка, но люди, которым мы показывали второй продукт, им всем нравилось, и по статистике серверов, приложением немного, да и пользуются, когда выходят новые посты ;)

Ответить
4

Надо было не спрашивать, нравится ли им, а: 1. Узнать, как решают они боль сейчас
2. Попросить заплатить их за ваш товар

Ответить
1

Поддерживаю!

С самого начала сложилось впечатление что делался стартап ради стартапа, продукт ради продукта:
- в целях только цифры
- идеи проектов вообще нет в статье
Думаю стартапы взлетают когда создаются для решения реальной проблемы людей/ради того чтобы давать ценность юзерам, понять их и сделать так чтобы им в кайф было пользоваться, экономило бы время, делало что-то за них и т.д.

Если сам и вся команда идеей реально не горит то и не сможет продать, ни инвесторам ни юзерам.

То есть я бы начал с идеи сначала. И эта идея может после тестов просто немного менять курс, подход, но не целую индустрию)
Фокус получается не на идее а на проблеме, к которой подходов может быть куча.

В пример недавно про Figma читал, как основалась, и таких много можно сходу назвать

Ответить
10

VC, дорогие мои, уберите этого клоуна Олега бота из комментариев. это стыд какой-то, честно.

Ответить
14

Поддерживаю.

Ответить
0

Нормальный Олег, веселит иногда :))
Еще больше веселья, когда некоторые комментаторы не в курсе, что это бот и отвечают ему:))

UPD: Правда тупит иногда.

Ответить
–5

Что здесь происходит?

Ответить
13

С каких пор домены стоят 10$-30$ в месяц? 

Ответить
4

Причем из месяца в месяц цена менялась. Финансовый директор был хорош в таких делах.

Ответить
0

Доллар дешевеет и дорожает, а платят в рублях.

Ответить
0

За обозримое прошлое таких огромных скачков курса туда сюда — от месяца к месяца не было.

Ответить
0

10-30 долларов в месяц? Окей, у меня хостинг в одной известной компании, где месяц обходится в 5 долларов. Плачу я около 7 долларов в месяц, так как доначисляют НДС (спасибо налогу на гуголь). Ресурсов (1CPU/1RAM) совсем чуть-чуть, но мне этого хватает. У ребят это могло быть расширяемым решением, то есть когда надо было - они увеличивали ресурсы, соответственно, росли расходы, когда не надо - сужали. Облака позволяют это делать налету.

Ответить
2

Причём тут хостинг, если речь идёт о домене, стоимость которого, по заявлениям топикстертера, изменялась в пределах 300% от месяца к месяцу? Вы попытались объяснить это скачками курса валют, но рубль последний раз крупно обваливался в 2014 году, и то — в два (не в три!) раза, и никогда, вообще никогда сколь-либо значимо не укреплялся. В целом же, последние годы рубль довольно-таки стабилен.

Ответить
1

Я так понял, что ему всё едино. 

Ответить
0

Почта + домен я имел в виду

Ответить
3

Так все равно... Домен оплачивается на год, а почта обычно бесплатна :) (Яндекс.коннект и прочее). Хоть и копейки, но расход явно можно было избежать. 

Ответить
1

О, привет, старый знакомый) Да мы тут сглупили чутка, отдали ответственность не техническому специалисту)

Ответить
0

:) Зато в следующий раз будете знать как поступать.

Ответить
0

Нормально всё по деньгам. Где-то так и есть. Только вот почту я не доверяю сторонним сервисам.

Ответить
0

Почту на своем домене. А то смотришь успешная транснациональная компания, а почта на mail.ru

Ответить
0

 :) Тоже обратил внимание наверное у них в команде появился растратчик средств 

Ответить
1

Тот парень, который после провала стартапа стал депутатом)

Ответить
9

> пользователи устали от сайтов, сейчас все сидят в соцсетях

Однако, этот текст вы пишете для сайта. И изучая какой-то продукт, люди одним из первых дел ищут его сайт. Не спешите хоронить, не весь интернет еще ушел в социалки (к счастью).

Ответить
1

Правда, не полностью выразил свою мысль в статье, имел в виду, что большинство ЦА(кроме b2b) сидят в социалках и до них рациональнее достучаться(так как охватов там больше, чем на том же vc.ru)

Ответить
3

Конкретно вашей ЦА? Вы ничего не написали ни про ЦА ни про продукт, потому сложно судить.

Ответить
0

Да, моя вина, я про ЦА большинства b2c проектов

Ответить
9

Это очередной миф. Конечно, продавать, условно, плетеные корзинки в Инстаграме проще без сайта - просто выставляя их фотки. Но там, где потребителям нужно чуть больше информации о продукте или от них требуются некие действия, то их из социалок уводят на сайты этих проектов. 

Потому в соц. сетях большая часть рекламы уводит на внешние сайты, а от Ютуб-блогеров так часто можно услышать про "ссылки в описании". 

Соц. сети это просто один из рекламных каналов. Если в данном конкретном случае он работает лучше всего (продукт подходит или просто есть у команды хороший опыт рекламы именно там), то есть смысл применять его. Но для решения таких же задач можно применять и контекстную рекламу и рекламные сети и мессенджеры, да хоть рассылки по чьим-то базам. 

Считать, что за пределами соц. сетей жизни нет и не нужно уводить людей оттуда вообще, это хороший способ похоронить очередной стартап, просто подарив его маркетинговый бюджет какому-то цукербергу. И нет, он после этого не позвонит.

Ответить
1

Спасибо за разъяснение! Изучу об этом больше информации🤝

Ответить
9

Вообще давно понял, что стартап нельзя воспринимать как бизнес. Стартап - это своеобразная игра разума, где самые дурацкие идеи могут выстрелить, а гениальная - провалится. Причем по совершенно независящим ни от чего причинам) Везение (или невезение) никто не отменял). Провалился один стартап - начинаете новый. И так, пока не получится (ну или до самой смерти).

Есть отличная книга SuperBetter (Джейн Макгонигал), где приводится совершенно гениальная мысль - почему играя в игрушку на компе мы можем по 10-100-1000 раз пытаться проходить одну и ту же миссию и нас это не раздражает (разве что чуть-чуть), но при этом провалив какую-то задачу мы часто опускаем руки после первой же попытки? Мне кажется эта же мысль отлично накладывается на саму концепцию стартапов - одна попытка - это всего-лишь провал миссии, только в отличии от игры - при рестарте весь накопленный за эту миссию опыт - не пропадает :)

Ответить
1

Интересная мысль🤔 Правда мы уже раза 3 провалились, и команда устала, но я продолжу пробовать) спасибо за книгу, добавлю в свой список👍

Ответить
1

Успехов в начинаниях! Все получится :)

Ответить
0

Продолжите пробовать? Я вас не отговариваю, но если это ситуация "я не могу остановиться", то это не очень хорошо. С учётом, что проекты проваливаются, фокус явно направлен не на то. Вы долбите в одну точку, когда, возможно, рядом есть открытая дверь или даже лифт к успеху, но вы его не видите. Как показалось, частные случаи вы принимаете за общее правило: сайт не нужен, реклама через блогеров и т.д. Ваш конкретный случай будет уникален, а ваши допущения - лишь повод опробовать их в числе первых. Но не факт, что они сработают. Учитывая демотивированность неудачами рекомендовал бы или отдохнуть, на 100% отключившись от темы или быстрые запуски в пределах до 2 недель. Обратите внимание, что mvp - это не продукт, а проверка гипотезы. Что вы покупаете в интернет-магазине? Образ и ожидание от продукта. Картинку. Вы говорите, что люди готовы были пользоваться вашим продуктом. А они готовы были его купить? Не гипотетически, а достав карту или купюру. Сначала продавайте, а потом делайте. Вебвизор и другие аналитики вам в помощь. Удачи и успеха! Вы молодец!

Ответить
8

да вообще это не ошибки. это нормальный процесс. берешь идею продукта делаешь MVP проверяешь на целевой аудитории клиентов, получаешь фидбэк, проверяешь и т.п. в бизнесе нет такого понятия как неудача, там есть положительный и отрицательный опыт. Положительный опыт приносит тебе деньги и знания, отрицательный забирает деньги, но дает гораздо больше знаний. 

Ответить
7

А можно кратко в двух-трёх предложения, сам не смог понять:
1) для чего этот продукт нужен, какие задачи решает?
2) для кого этот продукт?
3) есть ли конкуренты, аналоги?

Ответить
1

Первый продукт(Reviews AR):
1) Для того, чтобы оставлять контент в реальном мире, решает задачи взаимодействия людей с реальным миром(посмотреть, где популярные места, что там творится, что около этого дома или того есть и какая у него история или что было в этом месте пару недель назад)
2) В первую очередь мы планировали использовать аудитории блогеров, блогеры оставляли бы посты, и их аудитория бы следила за ними
3) в каком-то плане да - снепчат, инст, но прямых не нашли, кроме yota nebo

Второй продукт(Mirrex):
1) Для просмотра и взаимодействия контента в новом виде(AR), решает задачи обыденности нынешнего контента(скучный)
2) Тоже планировали аудиторию блогеров
3) Инста, Ютуб и подобные генераторы контента

Ответить
0

Т.е. mirrex - это соц.сеть получается?

Ответить
0

Что-то похожее, но я бы назвал это аналогом Нетфликса для AR, по mvp модели это урезанный тик ток, где контент создают (пока что)блогеры и артисты

Ответить
1

так-с... Вроде наметился ахтунг. 
То что вы именуете "генераторами контента" - это соц.сети обще мирового охвата с рекламной монетизацией.
Смысл именно в социализации и аудиториях\просмотрах. Конетент от участников это инструмент захвата аудитории.

А вы сами "режете" свои охваты своей моделью. Не так много этих супер-про готовых создавать супер-сюжеты.

Ответить
0

Что здесь происходит?

Ответить
2

Конспектируй.

Ответить
0

Чому?

Ответить
4

В "популярное" последнее время все чаще залетает какая-то дичь.

Ответить
0

Почему моя статья - дичь? 

Ответить
3

Потому что набор банальностей без какой-либо конкретики.

Ответить
0

Где же? Можете указать?

Ответить
0

От начала до конца же, не могу же я почти весь текст сюда копировать.

Ответить
0

Какой-то вы токсичный, ну да ладно, спасибо за фидбек

Ответить
9

Ну реально, что ваши тезисы, если не капитанство?

1. Хуево делать бизнес без опыта и знаний
2. Занимайтесь делом, а не хуйней
3. Запускайтесь побыстрее
4. Планируйте
5. Мотивируйтесь и не ругайтесь с командой

Как будто есть много таких, кто думает, что:

1. Лучше делать бизнес без опыта и знаний
2. Лучше заниматься хуйней, а не делом
3. Лучше запускаться медленно
4. Лучше ничего не планировать
5. Лучше ругаться с командой 

Даже знаю, что вы мне можете ответить, типо: "даже если одному кому-то помогут, то уже не зря писал", но никому не помогут и зря.

Ответить
1

Ну мы же действовали без опыта, занимались не делом, плохо планировали, и нам в начале пути это было совсем не очевидно, как и многим людям это неочевидно - и мне в личку часто пишут и даже не знают таких, как вы их называете, банальностей. Если у вас есть опыт и для вас это банальности - то выйдите из своего манямирка, вокруг вас живут разные люди с разным уровнем компетенций, для которых эти банальности - открытия и опыт, который они нарабатывали через пот и тяжелый труд. 

Ответить
0

Да-да, вы мессия, наконец-то открыли всем глаза, как только раньше без вас ничего не понимали и даже тысячу раз подобные банальности здесь не описали.

Ответить
0

На самом деле, вы могли бы посоветовать найти ментора с опытом. Ну и сказать для словца, что ментов все ваши ошибки закрыл в первые пять минут

Ответить
3

Ошибка выжившего предполагает фактор удачи, вы так этого и не уяснили. Может вы как раз всё делали правильно, или может ваши ошибки были не такими критичными как вам кажется, но просто звёзды не сошлись. Другая команда, допустим, ваши клоны в параллельной вселенной делали тоже самое, что и вы, допускали те же самые ошибки, но случайно встретили инвестора в лифте, который заинтересовался проектом и ввалил денег, и в итоге спустя 5 лет вы стали миллиардерами

Ответить
1

Гениальный ответ.
Еще один вариант: проект не выстрелил но вы все равно остались при деньгах, потому что в вас вложили миллионы)))

Ответить
3

единичные стартапы это блажь в 2020-ом. мультиаппсы всех расставят по местам, подожмутся в объеме и будет 2-3 иконки на смартфоне. щас если и запускать то сразу с десяток сервисов с общими бонусами, разрозненность хоронит всех по отдельности

Ответить
0

Возможно так и будет, конечно, по модели вичата, но сейчас такого еще не видно

Ответить
1

вичат не то пальто как по мне, поэтому все экспериментируют и не показывают пока ничего. очень сложно дозировать функционал и распихивать фичи из одного мини-аппса в другой, когда без них уже никак, а перегружать тоже чревато. но смарты мощнеют с каждым годом, так что ограничений все меньше

Ответить
3

Добро пожаловать в наш Чан, где варятся стартаперы! Удачи в будущих свершениях.

Ответить
0

Спасибо, будем действовать👀

Ответить
0

О, а я же читал это осенью, спасибо, что тоже делитесь опытом🤙

Ответить
2

Очень важно, что вы сделали из этого опыта выводы и ещё важнее, что поделились ими публично. За это большое спасибо.

А насчет пункта с командой: советую погрузиться в тему нематериальной мотивации, если планируете в будущем снова собирать людей.

Ответить
1

Спасибо вам! Изучу, важная тема, так как денег сейчас почти нет ;)

Ответить
2

1. Опыт не нужен. Он только помеха в создании нового. Наберись опыта, и будь окамелелостью, как все. Стив Возняк прям так и говорил, хорошо мол не имел профессионального опыта создания микросхем.
2. Про бюрократию все верно. Уж не найду старого поста покойного Антона Носика по теме, что-то в духе "не создай себе юрлица".
3. ХЗ, мб МВП.
4. У вас не было видения, судя по скриншоту. "objectives" на самом деле subjectives - чистые эго-цели нам надо, миллионы, партнеры, инвестиции,— не уравновешенные объективными целями, т.е. пользой для людей

Ответить
1

По статистике VC вероятность успеха стартапа, основанного людьми с опытом на порядок больше стартапов "новичков". Просто мало, кто из опытных решается бросить безоглядно в омут. Да и вообще, если у Вас жена и маленький ребенок, то стартап - это не Ваше. Некоторое преувеличение, но это беспощадная статистика.

Ответить
1

1. Как красива фраза, вырванная из контекста: Стив Возняк с детства радиоэлектроникой занимался. Конечно, опыт не не нужен, прочитал мануал к Флай симулятор, сел за штурвал и полетел. Прочитал ПДД и руководство к эксплуатации тачки, сел и поехал. 
2. "Не создай себе юрлица", посмотрю как без юрлица будут выглядеть любые попытки получить хоть рубль кредита/инвестиций. А нет, даже начать разговор о них.

Вы с Максом Рэндом судя по всему близкие коллеги по "стартапам".

Ответить
2

«Никто не смотрит на ваш домен, а вам за него нужно платить каждый месяц по $10–30»

Это вы где такие цены на домены нашли? 

Ответить
0

Забыл добавить в статье, что это вместе с почтой(просто почту брали там же, где и домен)

Ответить
2

Так а что за продукт? Как-то без описания концепции стартапа тупо выглядит, "мы закрылись, потому что не взлетели, не взлетели потому что закрылись"

Ответить
0

Я думаю ссылки на саморекламу тут не очень разрешены, но в апп сторе можно найти.

Первый продукт - Reviews AR, идея была в том, что блогеры оставляют свои посты в AR, и их подписчики могли ходить по городу и искать посты. Этакий Инстаграм + Покемон ГО, модель не прошла, забили.

Второй продукт - Mirrex, тот же AR, кратко суть - искусство в вашей комнате. Инсталляции от артистов, художников, блогеров, музыкантов.

Ответить
2

Мне все же кажется, стартапы е закрываются не потому что потратились на 10-долларовый домен и не потому что фаундеры назначили себе по должности. 

Посмотрел кейс - судя по 1 млн пользователей, вы видимо рассчитывали на мгновенный вирусный эффект по типу призмы. Делать ставку на вирусный эффект, вообще не имея плана Б, никаких ресурсов для продвижения приложения - на мой взгляд одна из серьезных ошибок. Все-таки вирусность - это немного магия, особенно если в команде нет маркетологов мирового уровня.

Кстати, несмотря на бешеную вирусность, из призмы компании так и не вышло. В вашем случае, мне кажется, у вас даже больше возможностей генерировать деньги - продавать брендированные VR-маски или что-то такое. Правда, сначала вам надо бы заиметь действительно много пользователей.

Я думаю эта концепция совсем не мертворожденная, но вот отсутствие расчета, попытки соотнести свои возможности с ресурсами, которые нужны для реализации подобного проекта  - как бы вас действительно немного подкосили.

Ответить
0

Так и есть, но больше всего подкосило то, что команда выгорела и у команды много личных проблем.

Ответить
2

Мы тип чет сделали, чет купили, потом шабадум и оказались в жопе. А вот скрин одной странички из Notion, да у нас был план) Я удивлен, что вы сразу не сдулись через день. Запуск проекта и его ошибки в стиле Макса Рэнда, главное чтоб нейминг был) Бизнесом там явно не пахло, извините за резкость)

Ответить
1

Недоумеваю, откуда столько негатива в комментариях. Видимо у людей много времени, чтобы писать подобные комментарии вместо того, чтобы заниматься своими, более успешными стартапами )))

Но скажу, лучше, по делу. Отличная статья! Да, возможно автор пишет очевидные вещи, но это не значит, что в данную минуту, кто-то не совершает подобные ошибки. Ведь сегодня же кто-то сядет за руль пьяным и разобьется? Хотя не нужно иметь много ума, чтобы понимать это. 

По своему опыту могу сказать, что ошибки очень актуальные и встречаются во многих стартапах. Это замечаешь, когда принимаешь участие в них, особенно, если стартап не твой. Но увы, сами создатели зачастую не видят этого, а когда пытаешься указывать им на подобное, они не хотят верить в этом, так как ослеплены самой идеей. 

Хотя я уже и пережил всё это, всё равно равно огромное спасибо автору, хотя бы потому, что он нашел время и желание, чтобы написать об этом. В отличие от меня и других "успешных бизнесменов", упомянутых в первом абзаце моего комментария )))

Удачи в будущих начинаниях и проектах! ;)

Ответить
2

Недоумеваю, откуда столько позитива в комментариях. Видимо у людей много времени, чтобы писать подобные комментарии вместо того, чтобы заниматься своими, более успешными стартапами.

Ответить
1

в таком возрасте лучше б уж в доту играли, как нормальные ровесники 

Ответить
0

Или получали опыт работая в чужих проектах. Все хотят сразу перепрыгнуть к деньгам минуя скучные лет пять получения опыта.  

Ответить
2

Кстати, насчет этого. Я осенью взял друга, у которого был полный нуль в IOS разработке. 3 месяца с ним кодили реальные проекты, и вот, с 3 месяцами опыта он уже нашел удаленку за 45к руб, что очень неплохо для Беларуси. Вот так и помог опыт стартапа неопытных детей ;)

Ответить
0

Это для старичков, сейчас в тренде Фортнайт :)

Ответить
3

Вязаные из пластика носочки.

Ответить
1

Судя по всему, просто не хватило инвестиций. Потому что посыпать голову пеплом из за 10 долларов надомен или даже целой тыщщи на компанию, это смешно.

Маск, Безос в минусе на  миллиарды и в ус не дуют, а тут...

Ответить
0

самое главное, что я вижу - команда сильно выгорела из-за этих ошибок, я то и так продолжу двигать подобные AR продукты, но уже с учетом ошибок.

Ответить
3

Команда и будет выгорать с ошибками или без. Это стартап. До финиша дойдут далеко не все.

Ответить
0

Каких инвестиций? Во что? В первую очередь продукт должен закрывать какую то потребность, иметь конечную ценность. Если я все правильно понял, идея была в создании, эммм, отзывов о заведениях в виртуальной реальности? Зачем это нужно? 

Ответить
0

А зачем нужна виртуальная реальность? Куча людей залипает в мморгах. А тут и подавно залипли бы.

Ответить
1

умные учатся на чужих ошибках, дураки - на своих. но иногда реально лучше самому совершить ошибки, так как это колоссальных личный опыт, который в жизни очень пригождается

Ответить
1

Совершенно верно, помимо опыта испытали очень сильные эмоции, одни из сильнейших в жизни, это тоже плюс в копилку 

Ответить
1

80 тысяч тысяч подписчиков (с)

Поэтому и провалился стартап :)

Ответить
0

Это не я, это редакция отредактировала🤡

Ответить