Нормально делай, нормально будет — как продакту выстраивать коммуникацию со стейкхолдерами и командой
Всем привет! Меня зовут Ангелина Зинченко, я занимаюсь развитием направления по привлечению и активации частных пользователей в Авито. За 10 лет в IT я успела и поработать в стартапах, и выступить в роли CPO компаний крупного холдинга. Вы спросите — что может связывать эти места? Дело в том, что их команды сталкиваются с похожими проблемами.
В статье расскажу, какие грубые ошибки в коммуникации могут совершать продакты в ежедневной работе. А потом разберу поведенческую модель, которая поможет предотвратить эти проблемы. В материале не будет прорывных инновационных идей, а что-то может показаться банальностью. Но если всё так просто — почему же команды продолжают распадаться, продукты не взлетают, а продакт-менеджеры — выгорают?
Думаю, статья будет интересна как начинающим продактам, так и зрелым специалистам, которые переходят в более крупные компании и осваивают новые зоны ответственности.
Что такое хороший результат в работе продакт-менеджера и как его достичь
Предлагаю сначала определить, что такое хороший результат для продакт-менеджера. Примем, что это удовлетворение потребностей пользователей и, как следствие, достижение бизнес-целей компании.
Что нужно, чтобы достичь хорошего результата?
👉 Найти и подтвердить гипотезу.
👉 Разработать решение.
👉 Сделать так, чтобы пользователи узнали о новом продукте.
👉 Защитить свои намерения и результаты перед руководством.
Отсюда мы видим 4 направления коммуникаций, которые должен выстроить продакт-менеджер:
Далее разберу наиболее частые ошибки, которые встречала во время коммуникации по этим направлениям. И расскажу, что нужно делать, чтобы все жили в мире и согласии. Основано на реальных событиях без доли юмора и фантазии. Итак, начнём.
Строим процессы в дискавери-командах
Вашему вниманию предлагаются 3 самые распространённые крайности:
❌ Продакт-менеджер полностью перекладывает ответственность за поиск гипотез на аналитиков и исследователей и считает, что выводы и инсайты ему должны принести на блюдечке. И ещё выскажет своё «фи», если какая-то гипотеза не взлетит, мол «плохо наисследовали».
❌ Директивно спускает фичи и экспертно считает, что их надо делать именно в таком виде, как он сказал.
❌ Заставляет техническую команду креативить и генерировать гипотезы в обязательном порядке.
Теперь рассмотрим процессы коммуникации в дискавери здорового продакта.
✅ Продакт драйвит все дискавери-процессы, и чётко понимает цели той или иной задачи или исследования.
✅ Собирает информацию от основных участников дискавери-команды: чаще всего аналитиков, исследователей, дизайнеров. Совместно с ними проводит исследования, разбирает результаты, проектирует целевой образ результата. И принимает окончательные решения.
✅ Продакт по необходимости расширяет дискавери-команду, включает в неё технических специалистов, маркетинг, контент-менеджеров и других, но по их желанию.
Хорошо работает формат, когда любой специалист, вне зависимости от грейда и отдела, может открыто принести наблюдение, идею или гипотезу продакту, и он забирает её в дискавери. Так все чувствуют вклад в развитие продукта, но при этом не тратят своё время на «высиживание идей».
Отлично: нагенерили гипотез, спрогнозировали результат и сформировали, каким способом нанесём пользу продукту. Теперь разработаем тест или пилотное решение.
Общаемся с технической командой и техническими лидами
Если в команде нет отдельного деливери-специалиста или проектного менеджера, то техническая команда — это правая рука продакта.
На самом деле вариантов испортить отношения с технической командой великая масса, но основные следующие:
❌ Продакт полностью ограждает себя от общения с командой разработки: не ходит на груминги, дейлики и другие встречи. «Ну я же описал, что мне надо, а дальше сами думайте, как реализовывать». «Зачем нужны эти функции, и как должны выглядеть альтернативные сценарии? Вы же умные, сами разберитесь».
❌ Продакт играет в игру «кто главнее» с техлидом, да ещё и технические решения пытается навязывать.
❌ Продакт приносит не только задачу, но и чёткий срок, когда она должна быть реализована. За исключением форс-мажоров: например, когда нужно подстроиться под изменение законодательства или политику магазинов приложений.
❌ Сегодня бежим сюда, завтра бежим туда, послезавтра — всё бросаем и строим космолёт.
Ключ к успешной коммуникации с техническим лидом и командой заключается в создании взаимного доверия и понимания общих целей. Важно, когда команда знает, ради чего тратит усилия: это вопрос не только её мотивации и настроения, но и выстраивания доверительных отношений с продактом.
Видела случай, как в соседней структуре члены команды три месяца не знали, кто их продакт-менеджер и считали, что его роль выполняет совершенно другой человек. Интересный конфуз, не правда ли?
Вернёмся к техническому лиду. Если он понимает и разделяет бизнес-составляющую, то и техническая реализация продукта будет подобрана под потребности. Иначе это может сказаться на продукте, цели будут не выполнены, да ещё и время потрачено.
Что делаем?
✅ Производим сонастройку с техническим лидом. Выстраиваем взрослые, партнёрские, уважительные отношения. Очерчиваем границы ответственности, договариваемся о регулярных синках для обсуждения планов на неделю, квартал или год.
✅ Находим время на командные ритуалы, следим за динамикой команды, погружаем в бизнес-результат — это прямая задача продакта, не надо её скидывать.
В идеале на дейликах продакту нужно не только слушать статусы от команды, но и самому рассказывать, чем он занимается. Не стоит игнорировать и ретроспективные встречи, чтобы заранее выявлять проблемные места.
✅ Проводим оценку сроков работы с технической командой. Только они знают, за сколько смогут сделать задачу. Даже если нужна верхнеуровневая оценка, всё равно это делается с командой, а не только экспертным взглядом продакта.
И да: если вы как продакт находитесь в ситуации, когда приносите планы реализации на защиту, а вам спускают эти планы и даты, подумайте — в правильном ли месте вы находитесь.
✅ Делимся с командой результатами деятельности. Постоянная смена фокуса без релизов приравнивается к работе в стол, а этого никто не любит. Даже с Agile-подходом инкремент должен быть реализован, а не брошен на полпути.
Ну что: готовим к выпуску фичу, пора снова разговаривать со смежниками.
Согласуемся с маркетингом, отделом продаж, клиентской и технической поддержкой
Что здесь?
❌ Ошибка продакта: «Когда разработаем, тогда и расскажем остальным».
❌ Заблуждение продакта: «Зачем им знать, что сроки задерживаются, они же подстроятся?»
А в это время маркетинг уже спланировал многомиллионную рекламную кампанию на конкретную дату, хе-хе.
❌ Упущение продакта: «Пусть они сами придумывают, как рассказать о фиче пользователям и отвечать на обращения, иначе зачем они нужны?»
❌ И ещё один пункт со звёздочкой — для больших компаний.
Мысли продакта вслух: «Да мы же всю информацию в открытом доступе держим, зачем дополнительно рассказывать другим командам, какую фичу мы сейчас разрабатываем?». Тем временем в другом конце компании: данная фича уже разработана и вводится в эксплуатацию.
Моё самое любимое. Именно этот блок недооценивают чаще всего, и именно тут случаются самые громкие скандалы, интриги и расследования.
Сотрудничество с маркетингом и другими смежными командами требует больших усилий в координации для достижения общих целей. Основная задача здесь — обеспечить, чтобы все работали на удовлетворение потребностей клиентов и точную коммуникацию с пользователями.
С чего стоит начать?
✅ Настройте процесс совместного планирования. Продакт должен участвовать в маркетинговых планах с самого начала, чтобы гарантировать, что цели продукта и маркетинга синхронизированы.
✅ Обеспечивайте регулярное информирование структур о развитии продукта, предстоящих функциях и изменениях в плане, чтобы смежники могли адаптировать свои стратегии.
✅ Интегрируйте в процесс разработки продукта обратную связь от маркетинговых исследований, данные из анализа рынка, обращения от клиентской и технической поддержки. Это отличный способ получать обратную связь от рынка!
Кажется, легче лёгкого: нужно просто чуть больше говорить ртом, писать письменно и меньше строить планов в голове. На моей памяти был один менеджер, которому команда скидывалась на трепанацию черепа, чтобы вынимать планы. Вывод: «план в голове» — не только плохо для процессов, но и опасно для жизни.
Что ж: пора рассказать руководителю и стейкхолдерам о своих планах и результатах.
Общаемся с прямым руководителем, СРО, СЕО или инвестором
Самый важный пункт из всех. Пусть вы тысячу раз правы, но какой в этом толк, если у оппонента уже пот выступил, и вена на лбу пульсирует от попыток вас понять.
И снова начнём с отрицательных примеров:
❌ Продакт рассказывает, что он и его команда делали, делали, делали, потом снова делали, делали и ещё делали, делали, поэтому они молодцы. И дайте ещё денег, пожалуйста. Немой вопрос стейкхолдера: «классно, а что в итоге-то?»
❌ Суперклассный продакт пытается рассказать инвестору, владельцу группы строительных компаний, как важно выбрать NSM, построить дерево метрик и достигать целей с помощью OKR.
❌ Менеджера просят коротко рассказать про основные результаты за последний месяц, а он устраивает лекцию на 40 минут.
❌ Продакту задают вопрос: «А какой профит для бизнеса принесёт эта функция?». Продакт: «Ооо, это очень важная функция, вы что, мне не верите?»
❌ Запрос от стейкхолдеров: «Нужно сделать вот это, и чтобы было готово через 3 дня». Продакт: «Слушаюсь и повинуюсь».
❌ Продакт: «Я считаю вот так!» СЕО: «А я считаю вот так!». Догадайтесь, чьё мнение в этом споре будет козырным?
Давайте сформулируем правило взаимодействия с руководством одним предложением: данная коммуникация требует конкретики и демонстрации ценности, которую продукт приносит бизнесу.
Как этого добиться?
✅ Говорите со своим оппонентом на одном языке. Если человек — визуал, доносите информацию графически. Человек понимает таблицы? Не надо ему носить портянки текста.
Если вам сказали: «сначала вывод на слайде, потом детали и расшифровки» — сделайте именно так. Конечно, можно предложить другой вариант, который вы считаете более эффективным, но не вместо того, что ожидал увидеть стейкхолдер, а вместе с этим. Тогда действительно есть шанс, что вас услышат.
В противном случае вы вызовете только раздражение — хотели сделать как лучше, а получилось как всегда.
✅ Установите ограниченный состав метрик успеха продукта, понятных стейкхолдерам на их уровне. Не надо инвестору рассказывать про значение конверсии в глубине воронки — расскажите ему месячный прирост дохода. Если, конечно, он сам не изъявил желания узнать о той самой конверсии.
✅ Создайте прозрачность. Все договорённости зафиксированы, все процессы описаны, вся документация хранится в общедоступном месте. В любой спорной ситуации это будет огромным плюсом. Помним про менеджера выше по тексту — ничего не держим в голове.
✅ Регулярно доносите информацию. Чем больше у руководителя зон ответственности, тем больше у него проблем и шире фокус внимания. Поэтому не стоит надеяться, что о вас помнят постоянно и в мельчайших подробностях.
Информацию о планах и результатах нужно предоставлять регулярно, даже если сильно ничего не поменялось. Да, люди обнуляются, и это нормально.
Я видела, как при защите своего кейса продакт на встречах с разницей в неделю начинала рассказ одному и тому же составу лиц словами: «Давайте сначала вспомним, что мы делаем, и зачем это нужно…»
Далее следовал один и тот же контекст на минуту. Зато её кейс все помнили наизусть, и это помогло при итоговой защите.
✅ Держите во внимании стратегическое видение. Демонстрируйте, как текущие усилия и планы вписываются в общую стратегию компании и способствуют её развитию.
✅ Аргументируйте и подкрепляйте любое своё утверждение исследованиями, данными, фактами и результатами тестов. В противном случае борьба авторитетов проиграна.
На этом цикл замкнулся, пошли дальше исследовать.
Лайфхак для продактов: как продвигать свои идеи
Напоследок поделюсь лайфхаком по работе с командами. Продактам часто нужно убеждать других в своих идеях. Естественно, они натыкаются на сопротивление: «А почему именно это, а чего этим добьёмся, а я вот слышал, такое у других не взлетело, мне кажется, ты собрал недостаточно аргументов, чтобы начинать это делать...»
Это правда сильно выматывает, хотя вопросы могут быть правильными и конструктивными.
Тут можно применить технику: «А как ты думаешь, как лучше сделать вот эту штуку?». И вовлечь в процесс создания вашей идеи. И вот вы уже вместе сидите, обсуждаете, и идея уже как будто бы не ваша, а общая, потому что человек начинает в неё вкладываться интеллектуально. И у человек вам уже не противник, а союзник, который вкладывается в результат, а не сопротивляется.
Что в итоге
Конечно, успех продукта зависит не только от функциональности и качества, но и от того, насколько хорошо команда умеет сотрудничать, делиться знаниями и работать над общей целью.
Надеюсь, что на примерах я смогла показать, почему взаимное уважение, открытая и продуктивная рабочая атмосфера с техническими лидерами, маркетингом и руководством и другими отделами — ключи к достижению этой цели.