История успеха Figma: как стать главным конкурентом Adobe и чуть не продаться ему за $20 миллиардов
Расскажем, как студент создал Figma, ненавидел корпорацию Adobe, а после чуть не продал ей свою компанию.
Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Сегодня поговорим о Figma — сервисе для дизайнеров, который стал главным конкурентом Adobe, а в 2022 году чуть не продался ему. Расскажем, как талантливый студент из Калифорнии получил грант, бросил университет и разработал сервис на миллиарды долларов.
Кто такой Дилан Филд — CEO Figma
Простой парень из города Пенгроув в Калифорнии. Он с детства интересовался математикой и информатикой, а в старшей школе разрабатывал роботов и писал сайты для друзей.
Позднее Филда приняли в Брауновский Университет — престижное учебное заведение из Лиги плюща. Там он познакомился с Эваном Уоллесом — будущим сооснователем Figma. Уоллес был на год старше Филда, изучал графический дизайн и работал ассистентом преподавателя на факультете компьютерных наук.
Сразу после знакомства в Эваном Дилан отправился на полугодичную стажировку в компанию Flipboard — работать менеджером по техническим продуктам. Оттуда он подал заявку на стипендию Питера Тиля. Это грант на 100 тысяч долларов, который выдается молодым предпринимателям — при условии, что они бросят учебу в университете как минимум на два года.
Родители были категорически против. Они не хотели, чтобы я подавал заявление. Отец тогда сказал, что практически все их деньги шли на мое образование.
Филда не остановил запрет родителей. Он чувствовал, что выбранная им специализация не приносит радости. Парень по-прежнему любил информатику, но не хотел изучать ее в душных аудиториях Брауна. Он хотел создавать продукты, полезные людям.
Тем временем, из 500 соискателей стипендии комиссия отобрала лишь 20 победителей — Дилан оказался в их числе. Парень отказался от учебы и получил свои 100 тысяч. А дальше…
От генератора мемов до прямого конкурента Adobe
2012 год получился очень насыщенным. Сначала Филд и Уоллес, который тоже бросил университет, пытались писать ПО для дронов. Затем разработали генератор мемов — и потерпели неудачу.
Эван и Дилан перепробовали множество идей — вплоть до редактора фото, который позволял сторонникам Обамы вставлять себя в снимки с действующим (на тот момент) президентом США. Это была их первая попытка сделать приложение, похожее на продукты компании Adobe.
Филд был одержим идеей создать сервис, который принесет пользу миллионам людей — такой, как Google Docs:
Я вырос в Интернете и видел, как Google Docs произвел революцию в работе над документами. Я был большим фанатом этого решения — использовал его во всех школьных проектах.
Идея не находила воплощения, пока однажды Уоллес не показал Филду графическую модель:
Это была демоверсия, созданная на WebGL, — кроссплатформенном API для отображения 3D-графики в браузере. Технология так понравилась Дилану, что было решено — они должны ее использовать.
Сначала друзья решили сделать «браузерный Photoshop» для работы с фотографиями и графикой. Но быстро обнаружили другое, более перспективное направление — дизайн интерфейсов.
В 2012 году в распоряжении дизайнеров было мало годных программ для UI/UX-дизайна. Они были автономными и не позволяли работать над макетами в команде. Особенно часто под критику Филда попадала компания Adobe.
В Adobe на самом деле не понимают, что такое совместная работа. Их Adobe Creative Cloud — облако лишь по названию. Дизайн претерпевает монументальный сдвиг. Он уже давно перестал быть «задачей в конце цикла разработки», когда от сервисов и программ требовался лишь функционал, а удобство использования было вторичным. Сейчас это чуть ли не главный этап создания любого продукта — как цифрового, так и реального.
Идеи сделать сервис для дизайна интерфейсов оказалось достаточно, чтобы получить финансирование. В 2013 году состоялся посевной раунд инвестиций в будущее приложение: его возглавили компания Index Ventures, Дэнни Раймер из Flipboard и Джефф Вайнер, экс-гендиректор LinkedIn. Общая сумма инвестиций составила 4 миллиона долларов.
Так началась история Figma — главного противника Adobe и новатора в сфере UI/UX.
Как Филд и Уоллес прошли череду проблем — и создали компанию-единорога
Работа над Figma началась в том же 2012 году. Филд и Уоллес уже получили инвестиции и собрали команду, но еще не до конца определились с тем, как должно работать приложение. Три года они придумывали и перепридумывали сервис, пытались сделать его «таким, чтобы он на 100% нравился клиентам». Ничего не выходило.
В какой-то момент команда продукта разочаровалась, что ничего не происходит, и начала распадаться. Филд потерял больше половины штатных сотрудников. Проект стоял на грани катастрофы — тянуть было уже некуда.
Тестовую версию Figma выпустили лишь в 2015 году — спустя три года после начала работ.
Мы с Эваном знали, что создание продукта, который мог бы противостоять решениям Adobe — нелегкое дело. Вот почему это заняло так много времени.
На момент тестового релиза продукт предлагал достаточно революционные фичи. Например, ядром Figma оказался тот самый «браузерный Photoshop», о котором Филд и Уоллес говорили изначально. Правда, в нем было не так много функций — команда добавила лишь то, что было нужно для разработки интерфейсов.
Зато в сервисе с самого начала появились важнейшие социальные функции:
- Система контроля версий. С ее помощью пользователи могли откатывать проекты к предыдущим состояниям.
- Совместная работа. Все данные сохранялись и синхронизировались в облаке — макеты интерфейсов можно было собирать совместно.
- Комментарии. Пользователи могли оставлять друг другу комментарии прямо на макете — не нужно тратить время на объяснение, какие именно элементы нуждаются в правках.
Уже на этом этапе было ясно, что Figma превосходит конкурентов в самом важном аспекте — она позволяет работать быстро и всем вместе. Прямо как Google Docs.
Тем не менее, продукту не доверяли. Причина недоверия банальная: у Figma не было платных тарифов. Компания только что получила 15 миллионов долларов инвестиций от Джона Лилли, инвестора из Greylock и экс-гендиректора Mozilla. Поэтому с деньгами все было хорошо. Филд даже не думал о том, сколько должен стоить доступ к инструментам — он занимался доработкой продукта.
Фаундеры обратили внимание на стоимость подписки после того, как к ним обратился один из сотрудников Microsoft. Он предупредил, что внедрение Figma в IT-компании замедляется из-за сомнений — можно ли доверять бесплатному продукту от стартапа?
После предупреждения Филд изучил вопрос и выбрал модель монетизации, сходную с Atlassian. В основе — простая система тарифов.
В 2016 году состоялся официальный релиз Figma. Платформа росла постепенно, но уверенно. К началу 2019 года она «пробила» показатель в 1 миллион пользователей. К концу — привлекла 40 миллионов долларов инвестиций от Sequoia Capital.
В 2020 году — снова инвестиции, теперь уже на сумму 50 миллионов долларов. Благодаря им компания стала единорогом: Figma впервые оценили в 2 миллиарда долларов.
Figma идет по-крупному, сражается с Adobe лицом к лицу, а не наступает ему на пятки. Пожалуй, я не смогу придумать ничего более захватывающего в своей жизни.
Затем последовал еще год развития, а в 2022-ом объявили громкую новость: Adobe покупает Figma за 20 миллиардов долларов.
Почему Figma чуть не продалась Adobe
Понять мотивацию Дилана Филда сложно. С 2012 по 2015 годы он критиковал конкурента. С 2016 по 2022 — предпочитал говорить только о своем продукте. А в 2022 году, когда на кон положили 20 миллиардов долларов, оказался рад и счастлив заключить «взаимовыгодное соглашение».
Вот только регуляторы Британии и Евросоюза были против такого «переобувания». Они запретили сделку из-за нарушения антимонопольных правил. В результате покупка не состоялась, и Adobe выплатила Figma неустойку в 1 миллиард долларов.
Adobe и Figma категорически не согласны с выводами регулирующих органов. Тем не менее, мы считаем, что в наших интересах двигаться вперед независимо.
Я благодарен всем, кто вносил вклад в то, чтобы сделка состоялась. Несмотря на глубокое разочарование нашей компании [из-за решения регуляторов], я рад возможности искать другие способы внедрения инноваций — вместе с Adobe.
Советы предпринимателям на основе опыта Figma
- Посмотрите, что главные конкуренты делают не так, и предложите свое решение.
Дилан Филд давно и долго критиковал продукты Adobe за отсталость. Он говорил, что сервисам компании не хватает гибкости в плане организации работы. Поэтому они не способны стать стандартом будущего для IT-компаний.
Филд тонко уловил потребность рынка. Он создал Google Docs для дизайнеров, который поддерживает совместную работу над макетами. Figma упростила разработку интерфейсов и закономерно стала единорогом.
- Консерватизм — не всегда плохая идея.
На протяжении 9 лет Figma остается простым и понятным приложением для отрисовки интерфейсов. Она не прирастает сервисами и сторонними функциями так же, как это делают конкуренты и другие IT-стартапы. И это нисколько не мешает компании расти в стоимости.
Figma концентрируется только на дизайне взаимодействия. Мы не пытаемся взяться за все, что делает Adobe — нам это просто не нужно.
Дилан Филд , CEO Figma
- Будьте последовательны в решениях.
Вплоть до 2022 года Дилан Филд методично критиковал Adobe за их бизнес и не стеснялся в выражениях. Например, В 2015 году он сравнил главного конкурента с Голиафом.
Мы намерены бороться с Adobe. Можно принять это за наивную наглость. Но, вероятно, такая юношеская самоуверенность как раз и нужна, чтобы победить Голиафа в мире дизайна.
В 2021 году Филд написал в сети X, что: «цель компании — быть Figma, а не Adobe». А в 2022-ом в той же X сообщил о сделке с Adobe.
Принесло ли это пользу компании? Нисколько. Пользователи стали опасаться, что Adobe первым же делом повысит тарифы и «сломает» Figma интеграциями. Поэтому активно искали альтернативу — и находили. Например, сервисы Miro и Sketch.
Впрочем, новости о поглощении конкурента подкосили и саму Adobe. Инвесторы посчитали, что корпорация сильно переплатила — на тот момент капитализация Figma составляла 10 миллиардов долларов, а не предложенные 20. Из-за этого акции создателей Photoshop упали на 17%.
Чтобы основать стартап, который изменит индустрию, нужна стабильная коммуникации в команде. Наладить ее поможет мессенджер для работы Compass. Создайте отдельное пространство, где легко фокусироваться на задачах и выстраивать рабочие процессы.