История успеха Figma: как стать главным конкурентом Adobe и чуть не продаться ему за $20 миллиардов

Расскажем, как студент создал Figma, ненавидел корпорацию Adobe, а после чуть не продал ей свою компанию.

История успеха Figma: как стать главным конкурентом Adobe и чуть не продаться ему за $20 миллиардов

Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Сегодня поговорим о Figma — сервисе для дизайнеров, который стал главным конкурентом Adobe, а в 2022 году чуть не продался ему. Расскажем, как талантливый студент из Калифорнии получил грант, бросил университет и разработал сервис на миллиарды долларов.

Кто такой Дилан Филд — CEO Figma

Простой парень из города Пенгроув в Калифорнии. Он с детства интересовался математикой и информатикой, а в старшей школе разрабатывал роботов и писал сайты для друзей.

Позднее Филда приняли в Брауновский Университет — престижное учебное заведение из Лиги плюща. Там он познакомился с Эваном Уоллесом — будущим сооснователем Figma. Уоллес был на год старше Филда, изучал графический дизайн и работал ассистентом преподавателя на факультете компьютерных наук.

Дилан Филд и Эван Уоллес. Источник: Bloomberg
Дилан Филд и Эван Уоллес. Источник: Bloomberg

Сразу после знакомства в Эваном Дилан отправился на полугодичную стажировку в компанию Flipboard — работать менеджером по техническим продуктам. Оттуда он подал заявку на стипендию Питера Тиля. Это грант на 100 тысяч долларов, который выдается молодым предпринимателям — при условии, что они бросят учебу в университете как минимум на два года.

Родители были категорически против. Они не хотели, чтобы я подавал заявление. Отец тогда сказал, что практически все их деньги шли на мое образование.

Дилан Филд, CEO Figma

Филда не остановил запрет родителей. Он чувствовал, что выбранная им специализация не приносит радости. Парень по-прежнему любил информатику, но не хотел изучать ее в душных аудиториях Брауна. Он хотел создавать продукты, полезные людям.

Тем временем, из 500 соискателей стипендии комиссия отобрала лишь 20 победителей — Дилан оказался в их числе. Парень отказался от учебы и получил свои 100 тысяч. А дальше…

От генератора мемов до прямого конкурента Adobe

2012 год получился очень насыщенным. Сначала Филд и Уоллес, который тоже бросил университет, пытались писать ПО для дронов. Затем разработали генератор мемов — и потерпели неудачу.

Эван и Дилан перепробовали множество идей — вплоть до редактора фото, который позволял сторонникам Обамы вставлять себя в снимки с действующим (на тот момент) президентом США. Это была их первая попытка сделать приложение, похожее на продукты компании Adobe.

Филд был одержим идеей создать сервис, который принесет пользу миллионам людей — такой, как Google Docs:

Я вырос в Интернете и видел, как Google Docs произвел революцию в работе над документами. Я был большим фанатом этого решения — использовал его во всех школьных проектах.

Дилан Филд, CEO Figma

Идея не находила воплощения, пока однажды Уоллес не показал Филду графическую модель:

Анимация надувного мяча, который плавает в бассейне — модель, созданная Эваном Уоллесом на WebGL

Это была демоверсия, созданная на WebGL, — кроссплатформенном API для отображения 3D-графики в браузере. Технология так понравилась Дилану, что было решено — они должны ее использовать.

Сначала друзья решили сделать «браузерный Photoshop» для работы с фотографиями и графикой. Но быстро обнаружили другое, более перспективное направление — дизайн интерфейсов.

В 2012 году в распоряжении дизайнеров было мало годных программ для UI/UX-дизайна. Они были автономными и не позволяли работать над макетами в команде. Особенно часто под критику Филда попадала компания Adobe.

В Adobe на самом деле не понимают, что такое совместная работа. Их Adobe Creative Cloud — облако лишь по названию. Дизайн претерпевает монументальный сдвиг. Он уже давно перестал быть «задачей в конце цикла разработки», когда от сервисов и программ требовался лишь функционал, а удобство использования было вторичным. Сейчас это чуть ли не главный этап создания любого продукта — как цифрового, так и реального.

Дилан Филд, CEO Figma
Филд мечтал, чтобы команды дизайна могли взаимодействовать друг с другом в одном рабочем пространстве — например, «дать пять» друг другу. Источник: Figma
Филд мечтал, чтобы команды дизайна могли взаимодействовать друг с другом в одном рабочем пространстве — например, «дать пять» друг другу. Источник: Figma

Идеи сделать сервис для дизайна интерфейсов оказалось достаточно, чтобы получить финансирование. В 2013 году состоялся посевной раунд инвестиций в будущее приложение: его возглавили компания Index Ventures, Дэнни Раймер из Flipboard и Джефф Вайнер, экс-гендиректор LinkedIn. Общая сумма инвестиций составила 4 миллиона долларов.

Так началась история Figma — главного противника Adobe и новатора в сфере UI/UX.

Как Филд и Уоллес прошли череду проблем — и создали компанию-единорога

Работа над Figma началась в том же 2012 году. Филд и Уоллес уже получили инвестиции и собрали команду, но еще не до конца определились с тем, как должно работать приложение. Три года они придумывали и перепридумывали сервис, пытались сделать его «таким, чтобы он на 100% нравился клиентам». Ничего не выходило.

В какой-то момент команда продукта разочаровалась, что ничего не происходит, и начала распадаться. Филд потерял больше половины штатных сотрудников. Проект стоял на грани катастрофы — тянуть было уже некуда.

Тестовую версию Figma выпустили лишь в 2015 году — спустя три года после начала работ.

Мы с Эваном знали, что создание продукта, который мог бы противостоять решениям Adobe — нелегкое дело. Вот почему это заняло так много времени.

Дилан Филд, CEO Figma
Тестовый запуск Figma — первого инструмента, который объединил доступность веба с функциональностью нативного приложения. Источник: Figma

На момент тестового релиза продукт предлагал достаточно революционные фичи. Например, ядром Figma оказался тот самый «браузерный Photoshop», о котором Филд и Уоллес говорили изначально. Правда, в нем было не так много функций — команда добавила лишь то, что было нужно для разработки интерфейсов.

Зато в сервисе с самого начала появились важнейшие социальные функции:

  • Система контроля версий. С ее помощью пользователи могли откатывать проекты к предыдущим состояниям.
  • Совместная работа. Все данные сохранялись и синхронизировались в облаке — макеты интерфейсов можно было собирать совместно.
  • Комментарии. Пользователи могли оставлять друг другу комментарии прямо на макете — не нужно тратить время на объяснение, какие именно элементы нуждаются в правках.

Уже на этом этапе было ясно, что Figma превосходит конкурентов в самом важном аспекте — она позволяет работать быстро и всем вместе. Прямо как Google Docs.

Главное преимущество Figma над конкурентами — совместный режим работы. Над макетом могут работать десятки человек одновременно, и сервис не будет вылетать. Источник: Figma
Главное преимущество Figma над конкурентами — совместный режим работы. Над макетом могут работать десятки человек одновременно, и сервис не будет вылетать. Источник: Figma

Тем не менее, продукту не доверяли. Причина недоверия банальная: у Figma не было платных тарифов. Компания только что получила 15 миллионов долларов инвестиций от Джона Лилли, инвестора из Greylock и экс-гендиректора Mozilla. Поэтому с деньгами все было хорошо. Филд даже не думал о том, сколько должен стоить доступ к инструментам — он занимался доработкой продукта.

Фаундеры обратили внимание на стоимость подписки после того, как к ним обратился один из сотрудников Microsoft. Он предупредил, что внедрение Figma в IT-компании замедляется из-за сомнений — можно ли доверять бесплатному продукту от стартапа?

После предупреждения Филд изучил вопрос и выбрал модель монетизации, сходную с Atlassian. В основе — простая система тарифов.

У Figma четыре тарифа: Starter, Professional, Organization и Enterprise. Тариф Starter бесплатный. Стоимость остальных варьируется от 12 до 75 долларов в месяц
У Figma четыре тарифа: Starter, Professional, Organization и Enterprise. Тариф Starter бесплатный. Стоимость остальных варьируется от 12 до 75 долларов в месяц

В 2016 году состоялся официальный релиз Figma. Платформа росла постепенно, но уверенно. К началу 2019 года она «пробила» показатель в 1 миллион пользователей. К концу — привлекла 40 миллионов долларов инвестиций от Sequoia Capital.

В 2020 году — снова инвестиции, теперь уже на сумму 50 миллионов долларов. Благодаря им компания стала единорогом: Figma впервые оценили в 2 миллиарда долларов.

Figma идет по-крупному, сражается с Adobe лицом к лицу, а не наступает ему на пятки. Пожалуй, я не смогу придумать ничего более захватывающего в своей жизни.

Дилан Филд, CEO Figma

Затем последовал еще год развития, а в 2022-ом объявили громкую новость: Adobe покупает Figma за 20 миллиардов долларов.

Почему Figma чуть не продалась Adobe

Понять мотивацию Дилана Филда сложно. С 2012 по 2015 годы он критиковал конкурента. С 2016 по 2022 — предпочитал говорить только о своем продукте. А в 2022 году, когда на кон положили 20 миллиардов долларов, оказался рад и счастлив заключить «взаимовыгодное соглашение».

Вот только регуляторы Британии и Евросоюза были против такого «переобувания». Они запретили сделку из-за нарушения антимонопольных правил. В результате покупка не состоялась, и Adobe выплатила Figma неустойку в 1 миллиард долларов.

Adobe и Figma категорически не согласны с выводами регулирующих органов. Тем не менее, мы считаем, что в наших интересах двигаться вперед независимо.

Шантану Нарайен, гендиректор Adobe

Я благодарен всем, кто вносил вклад в то, чтобы сделка состоялась. Несмотря на глубокое разочарование нашей компании [из-за решения регуляторов], я рад возможности искать другие способы внедрения инноваций — вместе с Adobe.

Дилан Филд, CEO Figma

Советы предпринимателям на основе опыта Figma

  • Посмотрите, что главные конкуренты делают не так, и предложите свое решение.

Дилан Филд давно и долго критиковал продукты Adobe за отсталость. Он говорил, что сервисам компании не хватает гибкости в плане организации работы. Поэтому они не способны стать стандартом будущего для IT-компаний.

Филд тонко уловил потребность рынка. Он создал Google Docs для дизайнеров, который поддерживает совместную работу над макетами. Figma упростила разработку интерфейсов и закономерно стала единорогом.

  • Консерватизм — не всегда плохая идея.

На протяжении 9 лет Figma остается простым и понятным приложением для отрисовки интерфейсов. Она не прирастает сервисами и сторонними функциями так же, как это делают конкуренты и другие IT-стартапы. И это нисколько не мешает компании расти в стоимости.

Figma концентрируется только на дизайне взаимодействия. Мы не пытаемся взяться за все, что делает Adobe — нам это просто не нужно.

Дилан Филд , CEO Figma

  • Будьте последовательны в решениях.

Вплоть до 2022 года Дилан Филд методично критиковал Adobe за их бизнес и не стеснялся в выражениях. Например, В 2015 году он сравнил главного конкурента с Голиафом.

Мы намерены бороться с Adobe. Можно принять это за наивную наглость. Но, вероятно, такая юношеская самоуверенность как раз и нужна, чтобы победить Голиафа в мире дизайна.

Дилан Филд , CEO Figma

В 2021 году Филд написал в сети X, что: «цель компании — быть Figma, а не Adobe». А в 2022-ом в той же X сообщил о сделке с Adobe.

Принесло ли это пользу компании? Нисколько. Пользователи стали опасаться, что Adobe первым же делом повысит тарифы и «сломает» Figma интеграциями. Поэтому активно искали альтернативу — и находили. Например, сервисы Miro и Sketch.

Впрочем, новости о поглощении конкурента подкосили и саму Adobe. Инвесторы посчитали, что корпорация сильно переплатила — на тот момент капитализация Figma составляла 10 миллиардов долларов, а не предложенные 20. Из-за этого акции создателей Photoshop упали на 17%.

Чтобы основать стартап, который изменит индустрию, нужна стабильная коммуникации в команде. Наладить ее поможет мессенджер для работы Compass. Создайте отдельное пространство, где легко фокусироваться на задачах и выстраивать рабочие процессы.

Другие статьи в нашем блоге:

7373
50 комментариев

Дилан Филд давно и долго критиковал продукты Adobe за отсталость. Он говорил, что сервисам компании не хватает гибкости в плане организации работы.

всё так и есть

4
Ответить

Да нет, наоборот, видимо Дилан сам был отсталый и не гибкий)

1
Ответить
Ответить

XD неплох, во всяком случае, был, но ему уже никогда не догнать фигму.

3
Ответить

Лицо XD в этот момент такое типо)

2
Ответить

Вадим, приветствуем 🤝

Согласны, Figma слишком крутая, чтобы ее кто-то обошел. Во всяком случае, в ближайшее время

1
Ответить

Мне кажется они разные как небо и земля

1
Ответить