Твой промокод на КиноПоиск
TOLDYOU
18+

Почему успешные люди учиться перестают (и причем здесь инфоцыгане)

Сейчас стало модно ругать инфобизнесменов, консультантов и коучей. И сами ничего не умеют, и продукты у них так себе, а обещания так вообще сплошное мошенничество.

В закладки

Всё это верно. Но законы рынка нам говорят: если есть спрос - будет и предложение. А спрос именно на такие вещи огромен. И я, занимаясь консалтингом уже почти двадцать лет, сталкиваюсь с ним постоянно. Дело доходило до анекдотов, когда на курсе мы подробно объясняли, какой вред "гуру успеха" приносят бизнесу -- а в перерывах между сессиями какие-то из участников тайком ездили на семинары к этим гуру. Потом загоняешь такого в угол, спрашиваешь: ну почему? А в ответ: ну а вдруг?

И у этого "ну а вдруг" есть долгая и интересная история.

Удача, которую не заметили

Начинается она с того, что любой успех в бизнесе можно проследить до удачного стечения обстоятельств. Оказался в нужном месте в нужное время. Случайно познакомился с правильным человеком. Вышел на рынок как раз тогда, когда.

Успех в бизнесе -- это всегда какой-то процент умений и таланта плюс какой-то процент удачи. И после того, как мы успеха достигли, перед каждым из нас встает моральная дилемма. Признавать этот процент удачи - или нет.

Признать, конечно, лучше. Но от этого признания у многих из нас может сильно пострадать самооценка. У обычного человека она уже здорово потрепана: родителями, учителями, прежним начальством. Многих в детстве и юности постоянно гнобили за ошибки. Отпечатки всех тех, кто нас гнобил, собираются в нашей психике в этакий "тоталитарный объект" и только и ждут момента, чтобы продолжить.

Потом человек добивается успеха. Но стоит ему сказать себе "мне просто повезло", как внутренний голос уже тут как тут: вот видишь, говорит он, ты и здесь ни на что не способен. Чем сильнее убита самооценка - тем мощнее этот голос.

Чтобы хоть как-то совладать с этим выедающим душу червяком, проще сказать себе, что у меня получилось, потому, что я молодец. Потому, что смог, готовился, тренировался, предвосхитил, сделал правильный выбор, смог удержаться - и прочая, прочая, прочая.

Главный смысл всех этих утверждений в том, что мой успех целиком зависел от меня. И вот доказательство: чемодан денег. А у кого его нет, путь идут в ж...

Компетентность как самообман

В тот момент, когда человек не признаёт удачу, что сыграла роль в его достижениях, он себя обманывает. Если удачи не было, значит, успех - целиком его заслуга. И значит, он что-то такое знает и умеет. То есть, человек лжёт себе про свою компетентность в той сфере, где добился успеха.

Отголоски этой лжи до сих пор можно встретить в нашей культуре: успешным бизнесменам (как и бизнесменам вообще) постоянно приписывают какие-то исключительные качества. Дескать, у них и интеллект выше, и энергии больше, и чуйка на высоте. Что уж говорить о морально-волевых качествах. Первые десять лет в консалтинге я постоянно задавал себе вопрос: где водятся такие супермены? И кто эти люди вокруг меня? (а вторые десять - осмысляю опыт и пишу об этом).

У такой лжи - лжи о собственной компетентности - есть неприятная сторона. Однажды солгав, становится невозможно прямо посмотреть на ту область, о которой солгал. Сразу станет очевидно, что компетентности там недостаточно. Но эта ложь - "я добился, потому, что компетентен" - уже легла в фундамент новой самооценки: "я успешный бизнесмен". Осознание правды теперь разрушит не только саму ложь. Вместе с ней оно развалит всю ту новую самооценку, как дом, построенный на песке.

А человеку, у которого исходная самооценка убита, такого допускать нельзя.

Настоящие пацаны не учатся

Так, однажды добившись успеха и привязав его целиком к своим "исключительным качествам", человек начинает игнорировать любые сигналы о том, что эти качества не такие уж исключительные. И значит, он будет избегать:

  • изучать область своей "компетентности" чтобы не увидеть её реальное состояние;
  • пробовать что-то новое, чтобы не совершать ошибок;
  • обращаться к экспертам, которые укажут на проблемы.

Проще говоря, в этом месте он перестанет учиться. Потому, что обучение - это в первую очередь встреча с ошибками и проблемами. И каждая такая встреча для него станет молчаливым свидетелем той прошлой лжи. И ударит по фундаменту.

Получается, что там, где случилась удача, не признав эту удачу, человек не способен учиться дальше. Эта область как бы "замораживается" в его сознании.

Чем ниже у человека интеллект, тем шире эта область. Умный товарищ, которому повезло в сделке, может обмануть себя, сказав "я молодец в этой сделке". Чуть более глупый растянет это до "я молодец в продажах". А самый недалекий обязательно решит: чего уж тут мелочиться, я -- настоящий пацан в бизнесе.

И перестанет учиться во всей той области, которая называется "бизнес".

Почему рынок - плохой воспитатель

Что происходит, когда человек перестает учиться в какой-то области? Он либо повторяет в ней то действие, что однажды привело к результату (однажды выиграв в казино, продолжает делать ставки). Либо, если область работает сама, начинает её обходить, лишь потребляя то, что она приносит (нашли "тему", запустили и сидим стрижем купоны).

По идее, рынок, как "лучший регулятор" за такое должен давать по шапке. И он будет это делать - но не сразу. На сторону нашего героя становятся системные механизмы. Однажды созданная, компания способна сама нивелировать допущенные ошибки и справляться с проблемами. При этом диапазон ошибок здесь довольно велик.

Всегда найдутся люди, которые закроют шефу слепые места и займутся заброшенной областью. Сотрудники будут терпеть его выходки. Клиенты снисходительно отнесутся к промахам -- и вообще, этот нам уже знаком, а других искать лень. Можно хулиганить очень сильно, и все равно будет прокатывать.

И даже очень умные люди плохо разбираются в работе сложных систем. Они не знают такого слова - "гистерезис" (упрощая, это запаздывание ответной реакции системы в зависимости от её состояния и предыстории). Чего уж говорить о простых ребятах.

Поэтому, когда наш герой делает ошибку и попадает на запаздывание ответной реакции, его мозг не воспринимает это как ошибку. Наоборот, ему кажется, что это правильное решение. И другое тоже правильное. И вот это. И то.

Некоторые начинают усугублять, как бы испытывая систему на прочность. А у отдельных товарищей появляется такое ощущение собственной неуязвимости, что едет крыша, и они пускаются во все тяжкие. Ну ведь сущая ерунда: не указать миллиард в налоговой декларации. Забыл человек, с кем не бывает.

Но у всего есть край, и рано или поздно запаздывающая реакция дотянется и до героя. Окружающая среда начнёт тыкать носом в проблемы.

В начале нулевых наша компания консультировала частную производственную фирму. После некоторого времени мы нашли, в чем на самом деле был их секрет успеха. Пять лет назад зарплата в конкурирующих госпредприятиях была 30-50 долларов, а в этой фирме - 70. Сейчас же зарплата в фирме оставалась 70. А у госконтор ушла за 100.

При этом в госконторах работы было поменьше. А вся экономика фирмы держалась на зарплате в 70, и повысить её было нельзя: уважаемые собственники отлично погуляли за прошедшие пять лет.

Эшелонированная оборона от знаний

Когда окружающая среда начинает настойчиво стучаться в сознание, сознание начинает не менее настойчиво гасить это стук. Что делает наш "компетентный бизнесмен", когда проблемы начинают проявляться? Все возможные причины своих проблем вместе с ответственностью за них он стремится привязать к внешним факторам. Ведь внутрь ему смотреть нельзя.

Поэтому психика нашего героя идет на хитрый трюк. Его эго как бы "сливается" с тем внутренним критиком - тоталитарным объектом. И занимает позицию "правого" и "доминирующего" критика. А все ошибки и слабости начинает проецировать на свое окружение, одновременно отрицая их в себе. Это не я, это всё - они.

Первыми под удар идут сотрудники: это не я ошибся, а они недоглядели. И решение очевидно: набрать новых и дело с концом. Так на рынке рекрутинга резко становятся нужны герои-спасители. Правда, любой новый герой, поработав в компании пару месяцев, тут же превращается в такого же урода, как и все предыдущие. Но зато на него можно выместить гнев. А вместе с ним и на криворуких рекрутеров.

Далее наступает черед маркетологов и рекламистов, которых нужно любой ценой заставить продавать то что мы производим ( это была реальная фраза на стратегической сессии той самой компании).

Потом дело доходит до консультантов. Их очень боятся: ведь они способны сразу же увидеть, насколько наш товарищ некомпетентен. Поэтому от консультантов защищаются всеми силами: пытаются вывести на подряд, стребовать гарантии, поставить в роль "официанта-чего-изволите", спихнуть на них всю работу а самому убежать по делам. И когда проект провалится, точно так же во всем обвинить их.

Если такой человек идет учиться, то и учиться он пойдет только туда, где можно будет избежать контакта со своей некомпетентностью.А это та самая инфоцыганщина, где обещают быстрый успех по готовым алгоритмам. По сути, это даже не обучение - это покупка готовых "технологий", которые якобы можно применять автоматически, не вдумываясь, не разбираясь, но с гарантированным результатом. Если же и этого не получится, виноваты будут снова инфоцыгане: они ведь давали гарантию.

А некоторые и сами начинают учить других. Ну а что -- они хуже их, что ли?

Садо-мазо-ментор

Распознать такого "учителя" очень просто. Он становится адептом стиля "садо-мазо". Дескать, кровь, пот, слезы и поджопники - единственные достойные учителя, а он - главный их представитель.

Здесь точно так же работает наш старый механизм. Человек присоединяется к "тоталитарному объекту", состоящему из своих внутренних гнобителей, и начинает вести себя так же, как они - но уже в отношении учеников, которые находятся в уязвимом положении перед ним. И таким образом точно воспроизводит свои прошлые моменты позора, когда он стоял у доски, или у перекладины, а гнобители были еще не внутри, а снаружи.

Теперь же в роли гнобителя выступает он. И не от хорошей жизни. Ведь если самому не присоединиться к тоталитарному объекту, то к нему присоединится кто-то другой, извне. В этом разрезе очень забавно наблюдать, как те самые инфоцыгане и "консультанты-чего-изволите" в удобный момент так и поступают. Превращаются в надменных "гуру", пристраиваются к "поциэнту" сверху и под шумок гнобления срезают деньги с бедняги, как лишний жирок с кабанчика.

В нашем деле кто первый халат надел -- тот и доктор.

Ярмарка обманщиков

И всё бы было так весело, если бы не суровая реальность. На рынке таких некомпетентных товарищей большинство. Да, они довольно быстро отсеиваются: ведь когда они созреют к нормальной помощи и серьезному вмешательству, все деньги и силы с них уже "срезаны", как тот самый жирок с кабанчика. Инфоцыганам на холодец хватило, а бедняге на ветеринаров - уже нет.

Но это "довольно быстро" по меркам рынка может занимать годы и даже десятилетия. И всё из-за проклятого гистерезиса. А пока суд да дело, такие товарищи создают на рынке главное. Спрос.

На консультантов-чего-изволите. На инфоцыган. На садо-мазо-менторов, коучей и трекеров. И даже на натуральные бизнес-секты.

При этом, когда схлынет одна волна таких вот "заказчиков", начинается другая, в совсем другой отрасли. В конце девяностых это были всевозможные околобандиты. В нулевых - ларечники, которые пережили девяностые, плюс строители, выросшие на их обломках. А в десятых рынок заполонили айтишники.

Когда твоя средняя зарплата в 4 раза выше чем в среднем по стране, очень хочется думать, что это всё не из-за вывертов рынка, а потому, что ты упорно трудился и этих денег достоин. А многие из тех, кто смог ещё и компанию организовать, также теперь умеют хорошо управлять бизнесом и людьми.

Когда на такой рынок выходит человек с реальным запросом (со стороны клиентов) или желанием по-настоящему помочь (со стороны консультантов-менторов) - горе им обоим. Потому, что друг друга они, скорее всего, не найдут.

Клиент вероятнее всего встретится с инфоцыганами. А консультант - с клиентами инфоцыган.

Чтобы найти правильную услугу, нужно понимать, как она должна быть организована. А чтобы найти правильного клиента, надо понимать, как он выглядит. Но про это рынок мало что знает.

На ярмарке (само)обманщиков правда не в почете у обеих сторон.

Почему сила - всё-таки в правде

По роду деятельности я также встречался и с людьми, которые очень четко говорили про свой успех: мне здесь повезло. Да, были навыки, да, я смог этим воспользоваться, но если бы не было стечения обстоятельств - я бы сейчас здесь с вами не сидел. Люди эти были с самых разных слоев общества: от обычного «работяги от сохи» до товарища, еще недавно забегавшего в Кремль на чашечку кофе.

Эти люди не просто признавали фактор удачи. Признавая, они как-то включали его в свои следующие расчеты. Т.е., если нам один раз повезло, значит, дальше мы не только готовимся, учимся, тренируемся - но и ищем нужный момент.

Как это ни удивительно, при таком подходе удача улыбалась им намного чаще. Ведь если не стыдно признать сам факт удачи, значит, можно искать её и дальше. И учиться её искать точно так же, как мы учимся недостающим компетенциям.

Эту мысль частично подтверждает исследование Ричарда Уайзмана. Изучая поведение "удачливых" людей, кроме всего прочего, он обнаружил, что у всех их было ярко выраженная "поисковая активность» - постоянное хаотичное сканирование окружения на предмет новых возможностей.

Эта активность, по мнению описавших её специалистов - один из главных факторов, влияющих на наше выживание, иммунитет и стрессоустойчивость. Состоит она из постоянных попыток найти решение стоящей перед организмом проблемы. А это значит, из проб, ошибок, экспериментов, любопытства и настойчивости — то есть, из тех же самых вещей, из которых состоит и наше умение учиться. И она работает (или не работает) на рефлекторном уровне.

Мне кажется, что поисковая активность и является тем «движком», который лежит в основе любого нашего обучения. Есть поисковая активность - будем учиться. Нет - увы.

И признавая удачу причиной своего успеха, мы не только признаем правду о своих невысоких способностях и неожиданном подарке судьбы. Мы позволяем себе взять этот подарок как аванс - и вложить его в дальнейший рост. Благо движок для этого роста остаётся незаблокированным.

Не признавая же удачу, мы блокируем этот движок, а аванс проматываем. И единственное, что нам останется делать, когда гистерезис закончится - это искать утешение у инфоцыган.

Поэтому не надо их ругать. У них есть своя, очень важная функция в обществе.

Пользовались ли вы услугами инфоцыган:
Пользовался и буду
Не пользовался и не буду
Не пользовался, но после статьи решил сходить
Было дело. Больше ни ногой
Я сам инфоцыган. Купите хоть что-нибудь, а то рубль падает
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Alexander Sorokoumoff", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 11, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 111542, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Mar 2020 18:22:11 +0300", "is_special": false }
18+
Ходите в кино дома
Проведите 45 дней с КиноПоиск
по промокоду TOLDYOU
Промокод будет скопирован
Промокод действует до 30.04.20 для новых подписчиков онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD на 45 дней бесплатной подписки. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
Создать объявление на vc.ru
Дизайн
Как мы заработали 1,17 млн рублей на росписи стен за три месяца
Привет. Мы компания по росписи стен за один день «Нимбус». С октября по декабрь 2019 года нам удалось заработать 1…
(function(d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('covid-quiz'); if (container) { s.onload = function() { new Covid19Quiz.Special({ css: 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.css?' + ver, container: container, location: 'article', share: { url: '', title: '', } }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, 'fd9959fa');
0
4 комментария
Популярные
По порядку
2

Понравился вариант: " Не пользовался, но после статьи решил сходить" :)
Есть же такой тип людей, которые все должны проверить самостоятельно :)

Ответить
1

Или назло

Ответить
0

В чём польза статьи, если она не актуальна?

Ответить

Прямой эфир