Почему успешные люди учиться перестают (и причем здесь инфоцыгане)

Сейчас стало модно ругать инфобизнесменов, консультантов и коучей. И сами ничего не умеют, и продукты у них так себе, а обещания так вообще сплошное мошенничество.

Всё это верно. Но законы рынка нам говорят: если есть спрос - будет и предложение. А спрос именно на такие вещи огромен. И я, занимаясь консалтингом уже почти двадцать лет, сталкиваюсь с ним постоянно. Дело доходило до анекдотов, когда на курсе мы подробно объясняли, какой вред "гуру успеха" приносят бизнесу -- а в перерывах между сессиями какие-то из участников тайком ездили на семинары к этим гуру. Потом загоняешь такого в угол, спрашиваешь: ну почему? А в ответ: ну а вдруг?

И у этого "ну а вдруг" есть долгая и интересная история.

Удача, которую не заметили

Начинается она с того, что любой успех в бизнесе можно проследить до удачного стечения обстоятельств. Оказался в нужном месте в нужное время. Случайно познакомился с правильным человеком. Вышел на рынок как раз тогда, когда.

Успех в бизнесе -- это всегда какой-то процент умений и таланта плюс какой-то процент удачи. И после того, как мы успеха достигли, перед каждым из нас встает моральная дилемма. Признавать этот процент удачи - или нет.

Признать, конечно, лучше. Но от этого признания у многих из нас может сильно пострадать самооценка. У обычного человека она уже здорово потрепана: родителями, учителями, прежним начальством. Многих в детстве и юности постоянно гнобили за ошибки. Отпечатки всех тех, кто нас гнобил, собираются в нашей психике в этакий "тоталитарный объект" и только и ждут момента, чтобы продолжить.

Потом человек добивается успеха. Но стоит ему сказать себе "мне просто повезло", как внутренний голос уже тут как тут: вот видишь, говорит он, ты и здесь ни на что не способен. Чем сильнее убита самооценка - тем мощнее этот голос.

Чтобы хоть как-то совладать с этим выедающим душу червяком, проще сказать себе, что у меня получилось, потому, что я молодец. Потому, что смог, готовился, тренировался, предвосхитил, сделал правильный выбор, смог удержаться - и прочая, прочая, прочая.

Главный смысл всех этих утверждений в том, что мой успех целиком зависел от меня. И вот доказательство: чемодан денег. А у кого его нет, путь идут в ж...

Компетентность как самообман

В тот момент, когда человек не признаёт удачу, что сыграла роль в его достижениях, он себя обманывает. Если удачи не было, значит, успех - целиком его заслуга. И значит, он что-то такое знает и умеет. То есть, человек лжёт себе про свою компетентность в той сфере, где добился успеха.

Отголоски этой лжи до сих пор можно встретить в нашей культуре: успешным бизнесменам (как и бизнесменам вообще) постоянно приписывают какие-то исключительные качества. Дескать, у них и интеллект выше, и энергии больше, и чуйка на высоте. Что уж говорить о морально-волевых качествах. Первые десять лет в консалтинге я постоянно задавал себе вопрос: где водятся такие супермены? И кто эти люди вокруг меня? (а вторые десять - осмысляю опыт и пишу об этом).

У такой лжи - лжи о собственной компетентности - есть неприятная сторона. Однажды солгав, становится невозможно прямо посмотреть на ту область, о которой солгал. Сразу станет очевидно, что компетентности там недостаточно. Но эта ложь - "я добился, потому, что компетентен" - уже легла в фундамент новой самооценки: "я успешный бизнесмен". Осознание правды теперь разрушит не только саму ложь. Вместе с ней оно развалит всю ту новую самооценку, как дом, построенный на песке.

А человеку, у которого исходная самооценка убита, такого допускать нельзя.

Настоящие пацаны не учатся

Так, однажды добившись успеха и привязав его целиком к своим "исключительным качествам", человек начинает игнорировать любые сигналы о том, что эти качества не такие уж исключительные. И значит, он будет избегать:

  • изучать область своей "компетентности" чтобы не увидеть её реальное состояние;
  • пробовать что-то новое, чтобы не совершать ошибок;
  • обращаться к экспертам, которые укажут на проблемы.

Проще говоря, в этом месте он перестанет учиться. Потому, что обучение - это в первую очередь встреча с ошибками и проблемами. И каждая такая встреча для него станет молчаливым свидетелем той прошлой лжи. И ударит по фундаменту.

Получается, что там, где случилась удача, не признав эту удачу, человек не способен учиться дальше. Эта область как бы "замораживается" в его сознании.

Чем ниже у человека интеллект, тем шире эта область. Умный товарищ, которому повезло в сделке, может обмануть себя, сказав "я молодец в этой сделке". Чуть более глупый растянет это до "я молодец в продажах". А самый недалекий обязательно решит: чего уж тут мелочиться, я -- настоящий пацан в бизнесе.

И перестанет учиться во всей той области, которая называется "бизнес".

Почему рынок - плохой воспитатель

Что происходит, когда человек перестает учиться в какой-то области? Он либо повторяет в ней то действие, что однажды привело к результату (однажды выиграв в казино, продолжает делать ставки). Либо, если область работает сама, начинает её обходить, лишь потребляя то, что она приносит (нашли "тему", запустили и сидим стрижем купоны).

По идее, рынок, как "лучший регулятор" за такое должен давать по шапке. И он будет это делать - но не сразу. На сторону нашего героя становятся системные механизмы. Однажды созданная, компания способна сама нивелировать допущенные ошибки и справляться с проблемами. При этом диапазон ошибок здесь довольно велик.

Всегда найдутся люди, которые закроют шефу слепые места и займутся заброшенной областью. Сотрудники будут терпеть его выходки. Клиенты снисходительно отнесутся к промахам -- и вообще, этот нам уже знаком, а других искать лень. Можно хулиганить очень сильно, и все равно будет прокатывать.

И даже очень умные люди плохо разбираются в работе сложных систем. Они не знают такого слова - "гистерезис" (упрощая, это запаздывание ответной реакции системы в зависимости от её состояния и предыстории). Чего уж говорить о простых ребятах.

Поэтому, когда наш герой делает ошибку и попадает на запаздывание ответной реакции, его мозг не воспринимает это как ошибку. Наоборот, ему кажется, что это правильное решение. И другое тоже правильное. И вот это. И то.

Некоторые начинают усугублять, как бы испытывая систему на прочность. А у отдельных товарищей появляется такое ощущение собственной неуязвимости, что едет крыша, и они пускаются во все тяжкие. Ну ведь сущая ерунда: не указать миллиард в налоговой декларации. Забыл человек, с кем не бывает.

Но у всего есть край, и рано или поздно запаздывающая реакция дотянется и до героя. Окружающая среда начнёт тыкать носом в проблемы.

В начале нулевых наша компания консультировала частную производственную фирму. После некоторого времени мы нашли, в чем на самом деле был их секрет успеха. Пять лет назад зарплата в конкурирующих госпредприятиях была 30-50 долларов, а в этой фирме - 70. Сейчас же зарплата в фирме оставалась 70. А у госконтор ушла за 100.

При этом в госконторах работы было поменьше. А вся экономика фирмы держалась на зарплате в 70, и повысить её было нельзя: уважаемые собственники отлично погуляли за прошедшие пять лет.

Эшелонированная оборона от знаний

Когда окружающая среда начинает настойчиво стучаться в сознание, сознание начинает не менее настойчиво гасить это стук. Что делает наш "компетентный бизнесмен", когда проблемы начинают проявляться? Все возможные причины своих проблем вместе с ответственностью за них он стремится привязать к внешним факторам. Ведь внутрь ему смотреть нельзя.

Поэтому психика нашего героя идет на хитрый трюк. Его эго как бы "сливается" с тем внутренним критиком - тоталитарным объектом. И занимает позицию "правого" и "доминирующего" критика. А все ошибки и слабости начинает проецировать на свое окружение, одновременно отрицая их в себе. Это не я, это всё - они.

Первыми под удар идут сотрудники: это не я ошибся, а они недоглядели. И решение очевидно: набрать новых и дело с концом. Так на рынке рекрутинга резко становятся нужны герои-спасители. Правда, любой новый герой, поработав в компании пару месяцев, тут же превращается в такого же урода, как и все предыдущие. Но зато на него можно выместить гнев. А вместе с ним и на криворуких рекрутеров.

Далее наступает черед маркетологов и рекламистов, которых нужно любой ценой заставить продавать то что мы производим ( это была реальная фраза на стратегической сессии той самой компании).

Потом дело доходит до консультантов. Их очень боятся: ведь они способны сразу же увидеть, насколько наш товарищ некомпетентен. Поэтому от консультантов защищаются всеми силами: пытаются вывести на подряд, стребовать гарантии, поставить в роль "официанта-чего-изволите", спихнуть на них всю работу а самому убежать по делам. И когда проект провалится, точно так же во всем обвинить их.

Если такой человек идет учиться, то и учиться он пойдет только туда, где можно будет избежать контакта со своей некомпетентностью.А это та самая инфоцыганщина, где обещают быстрый успех по готовым алгоритмам. По сути, это даже не обучение - это покупка готовых "технологий", которые якобы можно применять автоматически, не вдумываясь, не разбираясь, но с гарантированным результатом. Если же и этого не получится, виноваты будут снова инфоцыгане: они ведь давали гарантию.

А некоторые и сами начинают учить других. Ну а что -- они хуже их, что ли?

Садо-мазо-ментор

Распознать такого "учителя" очень просто. Он становится адептом стиля "садо-мазо". Дескать, кровь, пот, слезы и поджопники - единственные достойные учителя, а он - главный их представитель.

Здесь точно так же работает наш старый механизм. Человек присоединяется к "тоталитарному объекту", состоящему из своих внутренних гнобителей, и начинает вести себя так же, как они - но уже в отношении учеников, которые находятся в уязвимом положении перед ним. И таким образом точно воспроизводит свои прошлые моменты позора, когда он стоял у доски, или у перекладины, а гнобители были еще не внутри, а снаружи.

Теперь же в роли гнобителя выступает он. И не от хорошей жизни. Ведь если самому не присоединиться к тоталитарному объекту, то к нему присоединится кто-то другой, извне. В этом разрезе очень забавно наблюдать, как те самые инфоцыгане и "консультанты-чего-изволите" в удобный момент так и поступают. Превращаются в надменных "гуру", пристраиваются к "поциэнту" сверху и под шумок гнобления срезают деньги с бедняги, как лишний жирок с кабанчика.

В нашем деле кто первый халат надел -- тот и доктор.

Ярмарка обманщиков

И всё бы было так весело, если бы не суровая реальность. На рынке таких некомпетентных товарищей большинство. Да, они довольно быстро отсеиваются: ведь когда они созреют к нормальной помощи и серьезному вмешательству, все деньги и силы с них уже "срезаны", как тот самый жирок с кабанчика. Инфоцыганам на холодец хватило, а бедняге на ветеринаров - уже нет.

Но это "довольно быстро" по меркам рынка может занимать годы и даже десятилетия. И всё из-за проклятого гистерезиса. А пока суд да дело, такие товарищи создают на рынке главное. Спрос.

На консультантов-чего-изволите. На инфоцыган. На садо-мазо-менторов, коучей и трекеров. И даже на натуральные бизнес-секты.

При этом, когда схлынет одна волна таких вот "заказчиков", начинается другая, в совсем другой отрасли. В конце девяностых это были всевозможные околобандиты. В нулевых - ларечники, которые пережили девяностые, плюс строители, выросшие на их обломках. А в десятых рынок заполонили айтишники.

Когда твоя средняя зарплата в 4 раза выше чем в среднем по стране, очень хочется думать, что это всё не из-за вывертов рынка, а потому, что ты упорно трудился и этих денег достоин. А многие из тех, кто смог ещё и компанию организовать, также теперь умеют хорошо управлять бизнесом и людьми.

Когда на такой рынок выходит человек с реальным запросом (со стороны клиентов) или желанием по-настоящему помочь (со стороны консультантов-менторов) - горе им обоим. Потому, что друг друга они, скорее всего, не найдут.

Клиент вероятнее всего встретится с инфоцыганами. А консультант - с клиентами инфоцыган.

Чтобы найти правильную услугу, нужно понимать, как она должна быть организована. А чтобы найти правильного клиента, надо понимать, как он выглядит. Но про это рынок мало что знает.

На ярмарке (само)обманщиков правда не в почете у обеих сторон.

Почему сила - всё-таки в правде

По роду деятельности я также встречался и с людьми, которые очень четко говорили про свой успех: мне здесь повезло. Да, были навыки, да, я смог этим воспользоваться, но если бы не было стечения обстоятельств - я бы сейчас здесь с вами не сидел. Люди эти были с самых разных слоев общества: от обычного «работяги от сохи» до товарища, еще недавно забегавшего в Кремль на чашечку кофе.

Эти люди не просто признавали фактор удачи. Признавая, они как-то включали его в свои следующие расчеты. Т.е., если нам один раз повезло, значит, дальше мы не только готовимся, учимся, тренируемся - но и ищем нужный момент.

Как это ни удивительно, при таком подходе удача улыбалась им намного чаще. Ведь если не стыдно признать сам факт удачи, значит, можно искать её и дальше. И учиться её искать точно так же, как мы учимся недостающим компетенциям.

Эту мысль частично подтверждает исследование Ричарда Уайзмана. Изучая поведение "удачливых" людей, кроме всего прочего, он обнаружил, что у всех их было ярко выраженная "поисковая активность» - постоянное хаотичное сканирование окружения на предмет новых возможностей.

Эта активность, по мнению описавших её специалистов - один из главных факторов, влияющих на наше выживание, иммунитет и стрессоустойчивость. Состоит она из постоянных попыток найти решение стоящей перед организмом проблемы. А это значит, из проб, ошибок, экспериментов, любопытства и настойчивости — то есть, из тех же самых вещей, из которых состоит и наше умение учиться. И она работает (или не работает) на рефлекторном уровне.

Мне кажется, что поисковая активность и является тем «движком», который лежит в основе любого нашего обучения. Есть поисковая активность - будем учиться. Нет - увы.

И признавая удачу причиной своего успеха, мы не только признаем правду о своих невысоких способностях и неожиданном подарке судьбы. Мы позволяем себе взять этот подарок как аванс - и вложить его в дальнейший рост. Благо движок для этого роста остаётся незаблокированным.

Не признавая же удачу, мы блокируем этот движок, а аванс проматываем. И единственное, что нам останется делать, когда гистерезис закончится - это искать утешение у инфоцыган.

Поэтому не надо их ругать. У них есть своя, очень важная функция в обществе.

Пользовались ли вы услугами инфоцыган:
Пользовался и буду
Не пользовался и не буду
Не пользовался, но после статьи решил сходить
Было дело. Больше ни ногой
Я сам инфоцыган. Купите хоть что-нибудь, а то рубль падает
1717
4 комментария

Понравился вариант: " Не пользовался, но после статьи решил сходить" :)
Есть же такой тип людей, которые все должны проверить самостоятельно :)

2

В чём польза статьи, если она не актуальна?

1
Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
1616
77
33
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
Феномен BYD. Как китайский профессор вырастил автомобильного монстра

За 30 лет BYD прошёл путь от небольшого производителя аккумуляторов до главной автомобильной компании Китая. BYD растёт в полтора раза каждый год, обогнал Tesla и дышит в спину Toyota и Volkswagen. Разбираемся, за счет чего этот китаец так разогнался.

Бывший инженер из Пекинского университета Вань Чуаньфу презентует очередную партию своих моделей на разный вкус, цвет и кошелек (ну ладно, цвет тут один). Кстати, машина посередине с откидными дверями вам ничего не напоминает? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftime.com%2Fcollection%2Ftime100-companies-2023%2F6284873%2Fbyd-titan%2F&postId=1890459" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><i>Оригинальное фото тут</i></a>, спасиб
2424
99
33
22
11
11
Как мы разработали инди-игру со сложным геймплеем, которую практически невозможно пройти

Нетипичная боль клиента – страшно умная команда. Рассказываю, как мы создавали игру по мотивам внутренней корпоративной культуры компании. А потом ещё и заказ DLC получили.

22
11
День 1129: первый полёт «полностью импортозамещённого» SSJ 100 запланирован на апрель 2025 года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
88
66
11
Расскажите почему SSJ, которых довольно много в авиапарке России и с которыми нет катастроф - плохо.
Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса

В этой статье собрал основные ошибки предпринимателей при открытии ПВЗ Wildberries, OZON и Яндекс Маркет. Но для других бизнесов статья тоже будет полезной.

Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса
1111
«День в стиле Ghibli»: в соцсетях превращают мемы, фотографии политиков и фильмы в аниме

Способность воссоздавать стиль Хаяо Миядзаки заметили у нового генератора картинок в ChatGPT.

4242
1616
1212
33
33
Это лучшая реклама студии Ghibli, которую можно придумать. Пошел пересмотрю принцессу Мононоке.
10 лучших мощных аккумуляторных ударных гайковертов - Рейтинг 2025 года

Мощный аккумуляторный ударный гайковёрт — это инструмент, на который можно положиться в самых сложных условиях. Он легко справляется с закисшими болтами, креплением подвески и крупным монтажом, без розеток и компрессоров. В этой подборке — 10 действительно сильных моделей, проверенных делом.

Выбираем хороший мощный ударный аккумуляторный гайковерт
Закрыть офлайн-магазин, выйти на маркетплейсы, открыть офлайн-магазин: история бренда Sonno Home

Бренд Sonno начал продаваться в офлайн-магазине, но неудачно: продаж не было. В статье расскажем, как удалось переосмыслить бизнес и заработать 18 млн в первый год работы с маркетплейсами, несмотря на все трудности.

Закрыть офлайн-магазин, выйти на маркетплейсы, открыть офлайн-магазин: история бренда Sonno Home
4242
Instagram* разрешил ускорять Reels

Аналогичная функция есть в TikTok.

Источник фото: Instagram
55
11
реклама
разместить
KFC выпустила рекламу, в которой человек стал куриным крылышком после крещения в подливке, — теперь сеть обвиняют в богохульстве и пропаганде каннибализма

Кампания для британского рынка ориентирована на зумеров.

Кадр из ролика
7878
1212
88
66
55
11
11
Если честно - отвратительно на мой взляд Идёт отсылка к крещению и т.п.
Как клиентский сервис влияет на отношение покупателей к компании

Исследование разработчика онлайн-сервисов для бизнес-коммуникаций MANGO OFFICE

Как клиентский сервис влияет на отношение покупателей к компании
1919
11
Победителей почти нет, меньше остальных могут потерять Tesla и Ford: аналитики — о пошлинах Трампа на импорт машин и запчастей в США

Акции американских, европейских и азиатских концернов на фоне новостей падали на 2-6%.

Крупнейшие импортёры автомобилей в США. Источник: Bloomberg
1111
11
Трамп полный идиот. Автоиндустрия США за 50 лет сильно интегрировалась с канадской и мексиканской. В договорах о свободной торговли между этими тремя странами всё прописано так чтобы сохранялся баланс 50/50. Трамп просто сжёг миллиарды которые американские компании инвестировали в заводы в Канаде и Мексике. Кроме заводов утеряны специалисты которые явно не поедут в сша, по крайней мере из Канады. А с Мексики их трамп не пустит. Канада является не только крупным производителем комплектующих но одним из самых больших производителей оборудования для автопромышлености. Так что цены на машины в ближайшее время вырастут