Как повысить шансы на Techstarts Startup Weekend: личный опыт

В преддверии следующего Techstars Startup Weekend, который пройдет 10-12 апреля в Москве, хочу рассказать о нашем опыте и том, как повысить шансы, чтобы победить на нём.

Что такое Techstars Startup Weekend

Два (или чуть больше) слова о TSW: это 3-х дневный интенсив, на котором предприниматели рассказывают о своей идее, собирают команду и в ходе безудержного ̶в̶е̶с̶е̶л̶ь̶я̶ экшена реализовывают их за выходные. В финале в воскресенье происходит питч, где команды получают призы в зависимости от своих достижений.

Это третий TSW в Москве и я был участником первых двух. Поделюсь выводами и инсайтами о Startup Weekend и том, что работало.

По сути, весь TSW состоит из 3-х частей:

  • Первоначальный отбор идей
  • Реализация проекта и сессии с менторами
  • Финальный питч

В этом посте расскажу подробно про первый этап, а именно, как сделать так, чтобы вашу идею отобрали на первоначальном питче. Потом напишу про остальные.

Как повысить шансы на питче и собрать команду

В пятницу вечером все собираются и участники делятся на 2 категории людей:

  • Те, кто будет питчить свои идеи
  • Остальные люди, кто будет голосовать за идеи, которые им понравились

Цель, если вы пришли с идеей, сделать так, чтобы вашу идею выбрали и вы собрали команду. Если же вы пришли без идеи, то ваша цель выбрать наиболее понравившуюся команду.

Я дважды выступал с идеей и дважды проходил отбор, поэтому расскажу, что работало и что нет. И да, это актуально для тех, кто будет выступать. Если же вы идете, чтобы выбрать команду, то тогда у вас все просто: выбрать понравившегося спикера с интересной вам идеей и дополняющими друг друга компетенциями (хотя не все смотрят на последнее).

Итак, переходим к подготовке к питчу.

60 секунд

Вы должны рассказать о своей идеи за 1 минуту и сделать это так, чтобы пройти отбор. Тайминг - решает. Время будут замерять и больше минуты вам не дадут. Поэтому на TSW надо придти подготовленным. Порепетируйте дома питч с секундомером, чтобы понимать, что вы скажете за эту минуту. Речь лучше готовить секунд на 50-55, чтобы во время выступления у вас был запас, если вы вдруг собьетесь или забудете слова из-за волнения (и да, большинство будет волноваться, так как ораторству нас в школе не учат и страх публичных выступлений имеет место быть).

Подготовка, подготовка, подготовка

Если вы харизматичный лидер, который может сходу зажечь зал и вам все равно на какую тему говорить без подготовки, тогда можете листать дальше. В реальности 90% людей будут волноваться перед питчем.

Во время выступления будет 2 основных момента для волнения: о чем говорить и как говорить. Вот, чтобы вы не думали о чем говорить, надо потренировать свой питч более десятка раз (лучше раз 30-50), чтобы говорить на автомате. Хотя здесь все зависит от психотипа человека: кому-то лучше, чтобы материал был выучен, а кому-то легче импровизировать. Но даже в последнем случае надо знать структуру и выучить ключевые фразы для связки частей питча.

У вас будет всего 1 минута, чтобы понравиться аудитории и второго шанса у вас не будет. На самом деле будет - расскажу ниже, но все равно это не отменяет важности подготовки к питчу.

О чем говорить

На тему того, как составить питч есть огромное количество материала в интернете. Гугл в помощь. Хочу отметить, что в пятницу цель питча - собрать команду. То есть вы должны продать идею людям, которые захотят присоединиться к вашей команде и проголосуют за проект. Это питч не для инвесторов или клиентов. Соответственно, продумайте речь для людей, которых вы хотите завербовать в команду. По сути, вам надо продать себя, а потом уже идею. Поэтому не забудьте рассказать о себе, а потом уже о том, чем интересна ваша идея. И да, у вас всего 1 минута.

Выделяйтесь

Подумайте над тем, как вы будете отличаться от других. На прошлых TSW за вечер выступали 30-40 человек. Многие к концу питчей могут забыть о вас. Поэтому придумайте что-то, что выделиться среди остальных. Это может быть необычная одежда, шутка, какая-то фишка или слоган.

В последний раз у меня хорошо сработал слоган. Ко мне подходили люди через 2 дня после питча и проговаривали слоган, который я сказал только 1 раз и уже сам забыл про него. Однако, когда я рассказывал об идеи, они перебивали меня, говорили этот запомнившейся слоган и улыбались.

В общем, подумайте над тем, что вас выделит среди всех остальных.

Порядок выступления

Когда лучше идти - вначале, когда внимание аудитории собранное, или в конце, когда оно более рассеяно, но зато вас могут лучше запомнить, как одного из последних спикеров?

Я был и там, и там. На первом TSW я выступал самым первым, на втором - пошел в конце специально для теста. В результате я дважды прошел отбор, и поэтому разницы не заметил. Когда выступал первым, то потом в ходе общения с людьми можно было сказать: “Я был самым первым”, - и это помогало им сразу вспомнить выступление (считайте, тот самый способ выделиться). Еще плюс в сторону выступления вначале - часть людей начинала выходить из зала по ходу питчей и не все выслушивали их до конца. Если вы вначале, то шансы выше, что вас послушают все. Плюс первые выступающие занимают лучшие места для размещения плакатов (об этом ниже).

С другой стороны, слоган я придумал, выступая в последней когорте. Люди подходили и повторяли слоган, что говорит о том, что они запомнили выступление. Поэтому сложно сказать, когда лучше. Участвуй третий раз, я бы пошел вначале, но, как и говорил ранее - в обоих случаях результат был успешный.

Кстати, если вы захотите пойти первым, то надо занимать места поближе к сцене, так как всё будет происходить в порядке живой очереди (по крайне мере, так было все прошлые TSW). Чем ближе вы к сцене, тем больше шансов, что вы будете первым.

Спокойствие и только спокойствие

И да, попробуйте расслабиться перед выступлением (только не сильно). Чем более спокойным вы будете, тем больше уверенности вы будете транслировать людям, которые захотят пойти в вашу команду. Поэтому попробуйте расслабиться и получать удовольствие во время питча 😎

Идея

Пункт относительно типа идеи, если у вас их несколько и вы не знаете, какую выбрать. Чем более популярная идея для широкой аудитории, тем больше шансов, что вы быстрее соберете команду. Поэтому моя рекомендация в том, чтобы питчить более понятные идеи. На втором TSW было 3-5 спикеров, которые набрали нужное количество голосов, но не смогли собрать команды. Имейте в виду.

Разговоры в кулуарах

После всех питчей наступает вторая часть, которую я назвал бы “выставка художественных промыслов”. Предпринимателям дают маркер с ватманом и они разрисовывают плакаты со своими идеями в коридоре. В свою очередь, все выходят из зала и начинают ходить по этой мини-выставке, общаясь с идейными вдохновителями. И здесь-то и происходит вся магия.

Это тот самый 2-ой шанс. Если ваш питч не удался, то остается возможность продать свою идею еще раз в личной беседе тем, кто подойдет к вашему плакату.

И да, чем активней вы будете, тем выше ваши шансы, поэтому давите в себе интроверта и общайтесь с людьми, так как они а) могут проголосовать за вас и б) вступить в команду.

Заключение

На этом собственно все. После выставки все возвращаются в зал и происходит подведение итогов. Предприниматели, которые прошли отбор, формируют команды и получают инструктаж по работе на выходных.

Если вы придете подготовленным с учетом всех особенностей, то ваши шансы пройти дальше, будут выше.

О том, как уже работать над проектом и как готовиться к финальному питчу, расскажу в следующий раз, если вам это интересно. Поэтому ставьте лайки, если хотите продолжение.

P.S. Веду личный канал в телеграм. Если вам интересно про стартапы и актуальные тренды, тогда подписывайтесь на @us_startups

11
Начать дискуссию