Как вести диалог, чтобы подросток тебя услышал. Три личные истории и три открытия, которые помогают общению

Одна из самых больших трудностей взрослого – это моменты, когда кажется, что дети нас не слышат. Как привлечь внимание подростков, чтобы они нас услышали?

Как вести диалог, чтобы подросток тебя услышал. Три личные истории и три открытия, которые помогают общению

Вообще-то, это одна история. Разные ее части помогали мне глубже осознать некоторые моменты общения с подростками, которыми хочу с вами поделиться

Часть первая. Любимая учительница.

Когда я училась в школе, в 7 классе к нам пришла новая учительница по иностранному языку. Ее звали Лариса Петровна. Этот человек не просто любил и знал предмет, она любила учеников и к каждому проявляла уважение и внимание.

С Ларисой Петровной можно было поговорить на любые темы, задать любые вопросы и всегда получить ответ или разъяснение без осуждения и упреков. Хотя иногда казалось, что вопросы глупее не бывают, ответы учителя всегда были в цель.

Я старалась пользоваться любой возможностью с ней пообщаться. Приходила в класс, как можно раньше до начала урока и уходила максимально позже после урока, чтобы только на следующий урок не опоздать.

Лариса Петровна оказала на меня сильное влияние. Ее отношение к ученикам притягивало и вызывало доверие. Не трудно догадаться, что иностранный язык стал моим любимым предметом. Даже профессию я выбрала ту же, хотя учителем иностранного языка и не стала. Зато стала психологом.

<b>Любимая учительница</b>
Любимая учительница

Из этого опыта я поняла, что взрослый, способный войти в мир подростков, принять этот мир таким какой он есть и выстраивать с ними отношения, повышает степень своего влияния на них.

Часть вторая. Семинар для классных руководителей.

После окончания школы, волею судьбы (пропущу детали), в 17 лет я пришла работать в школу «пионервожатой». Тогда была такая должность.

Однажды мне поручили провести семинар для классных руководителей «Как проводить классный час». Я, конечно же, почитала методички и подготовила конспект.

И вот вчерашняя школьница перед учителями со стажем 10+ вещаю, что им делать.

Картина в аудитории: кто-то тетрадки проверяет, кто-то дремлет, кто-то оценивающе рассматривает, кто-то доброжелательной улыбкой поддерживает (таких единицы). Чувствую себя, мягко говоря, не очень…

Все что было в конспекте рассказала. Слушатели покивали головами, мол, все правильно и были готовы разойтись.

Но я-то знаю, как на самом деле подростки воспринимаю эти классные часы. И дерзнула показать «другую сторону медали», рассказав, как на это реагируют ученики. Появился интерес. Картина поменялась: тетрадки отложили, дремота куда-то исчезла, скептические взгляды потупились. Видимо, было не очень приятно осознавать, что в классе тебя никто слушать то и не желает. И возник вопрос: «Как привлечь внимание учеников, чтобы тебя услышали?»

И здесь мне помог опыт отношений с Ларисой Петровной. Я им поделилась.

На учителей этот семинар произвел впечатление. Получила благодарные отзывы. Очень сильный был опыт и для меня.

<b>Почитала методички... Показала другую "сторону медали"...</b>
Почитала методички... Показала другую "сторону медали"...

Этот эпизод показал, если хотите, чтобы подростки вас услышали, послушайте их самих! Проявите к ним интерес. Обычно интерес мы проявляем к тому, что для нас ценно. Поэтому умение общаться начинается с осознания ценности людей, в частности подростков, которые нас окружают. И на первый план выходят интересы собеседника. Подростки будут нас слушать, когда почувствуют, что их принимают и ценят.

Многие люди, не умеющие устанавливать контакт, в любом разговоре стараются занять центральное место и сводят все к собственной персоне. Всякое общение для них – это возможность продемонстрировать себя и свои знания во всем блеске. Неуверенность заставляет людей концентрироваться на себе. В установлении же контакта главную роль играет личность собеседника. Когда мы переносим внимание с себя на окружающих, весь мир раскрывается перед нами по-новому.

Часть третья. “Ты умеешь их слушать”

Прошло лет 10. Я работала как психолог с группой детей.

Однажды ко мне обратилась одна мама с просьбой научить ее, как у меня получается иметь авторитет у подростков. Просьба меня несколько смутила, так как я даже не обращала внимания, что я в авторитете. Ничего особенного я не делала. Просто в разных делах была вместе с ребятами, на репетициях к праздникам и мероприятиям, на учебных занятиях, в свободное время. Мы что-то обсуждали, спорили, приходили к решениям, общались. На помощь пришла другая мама, свидетельница нашего разговора. Она сказал: «Ты умеешь их слушать».

Для меня это было осознание, я и не догадывалась. Благодарю Бога за эту способность! Мне было ценно проводить время с мальчишками и девчонками. Они такие разные и очень интересные. Иногда такие идеи подкидывали, что самой бы и в голову не пришло такое. Как сказала еще одна мама в другой ситуации: «В общении с ребенком можно получать откровения».

В этой истории мне открылось, что важно признать ценность ребенка, подростка тогда, когда она еще не видна, или очень незначительна на фоне нашего опыта. Это помогает взглянуть на ситуацию глазами других, поверить, что и такое возможно. А на основе взаимного интереса и участия возникает контакт, понимание и доверие.

Подведу итог. Три истории – три открытия:

  • Знание того, кто ты в мире подростков открывает возможность для влияния.

Как говорил апостол Павел: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».Библия. 1-е послание Коринфянам 9: 19-22.

  • Общение, диалог начинается с признания ценности собеседника. Благодарю Бога, что наделил меня этой способностью.
  • Сначала стремитесь понять, а потом быть понятыми. Когда вы услышите подростка и ответите ему, а не дадите правильный, на ваш взгляд, ответ, он услышит вас.

Буду благодарна за комментарии и готова ответить на ваши вопросы. Провожу консультации для родителей. По необходимости можно связаться со мной в ТГ @Helenecoache

22
4 комментария

Интересные, жизненные истории!

1
Ответить

Очень интересно с точки зрения психологии, спасибо!

1
Ответить

Благодарю!

Ответить

Спасибо за Ваш отзыв

Ответить